Все записи
МОЙ ВЫБОР 10:57  /  26.03.21

806просмотров

Между земным и небесным. К кому обращаются за психологической помощью современные мусульмане

+T -
Поделиться:

В настоящее время во всём мире отмечается повышение спроса к исламской психологии. Создаются организации, призванные интегрировать коранические и психологические знания для оказания консультативной, психотерапевтической помощи  мусульманам. Это Международная Ассоциация мусульманских психологов, а в России - Ассоциация психологической помощи мусульманам. В основном психологическая помощь в контексте шариата  (комплекс предписаний, определяющих убеждения мусульманина) и адатов (обычаи, регулирующих повседневную жизнь мусульманина) оказывается мусульманкам, решившимся обратиться к профессионалам, несмотря на  расхожие утверждения «Аллах любит терпеливых» или «женщины все такие». Распространёнными причинами обращения являются: отсутствие картины будущего, страхи, бесперспективность, бессилие и беспомощность, межличностные, семейные конфликты, несформированность навыков общения в социуме, заниженная самооценка, обиды на родных, депрессии, застревание на несбыточных мечтах.

Выделение исламской психологии в отдельную дисциплину и разработка соответствующих методов очень актуальна.  Традиционные психологические школы базируются на западном мировоззрении, с его индивидуализмом и демократическими ценностями, в то время как для личности мусульманина религиозная идентичность является системообразующей.

Перспектива развития исламской психологии в гармоничном взаимопроникновении мировоззрений, использовании многовековых наработок  самосовершенствования личности, интеграции светскости и духовности.

Исламская психология рассматривает человека на уровне «рух» (душа), «нафса» (низменная часть человеческой души), «акль» (сознание/ разум), «джисм» (физическое).

Как аналитический психотерапевт, работающий с личным и коллективным бессознательным клиентов, возьму на себя смелость предположить пересечение понятий нафса и подсознания.  Мусульманин стремится к укрощению, очищению нафса через молитву, воздержания от мирских соблазнов. Обычный человек стремится осознать и взять под контроль негативные проявления подсознания, сформировавшегося на базе травматических детских переживаний, запрещённых в социуме чувств.

Не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться опытом личной терапии, вернувшей в лоно этнической религии – Ислам.

Мой итальянский психотерапевт, ирландка, католичка, увидела в восстановлении религиозной и национальной идентичности ресурс моего психологического исцеления. Намаз, а потом и суфийский зикр помогли справиться с детскими травмами, а их у меня достаточно. Мама воспитывалась в детском доме времён Великой Отечественной войны, и, к огромному сожалению, реконструировала в моём детстве своё.  Анализ помог отделить религиозный момент общения с матерью от психопатического.

Большинство из нас является заложником трагических моментов истории нашей многонациональной Родины. Психопатический компонент передается из поколения в поколение. Безмолвная покорность перед садизмом родителей, завистью родственников зачастую является непосильной ношей для психики, если мы, конечно, не являемся библейскими, кораническими персонажами. 

Именно анализ помог мне вступить в контакт с вытесненной агрессией, болью, в то время как Вера в Бога помогла принять судьбу, стать психотерапевтом, оправдывая миф о раненном целителе.

Хорошая психотерапия – это всегда духовная практика, в священном котле которой детские комплексы переплавляются в новое ядро личности. Человек, который познал сущность своего нафса, познаёт своего Создателя.

У человека любой конфессии, любого уровня осознанности есть теневые аспекты, которые проецируются на окружающих. В мусульманской среде подобные проявления бессознательного могут приписываться действию джинов, шайтанов (деятельность последних отдельная тема).

Например, молодая  русская женщина, принявшая ислам, ставшая второй женой мусульманина, жаловалась, что муж не уделяет ей столько внимания, сколько первой жене. В личной истории женщины – трагическая смерть отца в детстве. Супруг говорит, что она сама отталкивает его. Во время консультации я отметила противоречивость реакций и высказываний – утончённость и набожность сменялись грубоватыми, высокомерными высказываниями вообще и в мой адрес в частности. Поскольку консультирую уже больше 20 лет, по ряду симптомов, исходя из особенности личной истории, предположила, что у клиентки амбивалентно-тревожный тип привязанности, когда одной рукой притягивают, а другой отталкивают. Подсознательный детский страх быть покинутой отцом заставляет женщину отталкивать и мужа.

Клиентка настаивала, что это первая супруга насылает порчу, шайтанов, аргументируя своё предположение тем, что с ней не хотят общаться и другие. Я предположила, что у неё трудности в адаптации в социальной страте более высокого уровня, в которую она попала благодаря замужеству.

Выпал случай, когда я смогла наблюдать, как клиентка своими неосознаваемыми действиями, игнорированием и пренебрежительным выражением лица отталкивает более красивых, успешных восточных женщин.

Наша работа свелась к нескольким встречам по причине ограниченности средств клиентки, хотя мне кажется, что это было классическое сопротивление. Проще ответственность за свою жизнь переложить на действие потусторонних сил.

В завершении статьи хочу сказать  слова благодарности в память о своём психотерапевте Анжеле Мери Коннолли , маме российского юнгианского анализа, открывшей мне дорогу для возвращения  к  предкам имам-целителям, шейхам самого могущественного суфийского тариката, меценатам-просветителям, стоявшим у истоков светского ислама, внедрявшим европейские принципы образования в медресе.

На одной из сессий  Анжела  упомянула Анри Корбена, юнгианского психолога, одного из величайших западных ученых в области изучения суфизма и исламского мистицизма,  директора школы практических исследований университета Сорбонны, сравнив наши духовные пути.

Я не знаю более тонких, глубоких работ по мистическому шиизму, иранскому суфизму, чем книги гугенота  Анри Корбена.  Потребность в самосовершенствовании души Корбен  рассматривает, как тоску благородного самоцвета по своим первоначальным копям. Путь к ним лежит через развитие духовного восприятия, внутреннего наблюдателя, погружающегося всё глубже и глубже в глубины бессознательного, но мистическим образом, постигая таким образом всё многообразие мира.

Ирландка, католичка восстановила связь времён и её пример работы со мной говорит о том, что все дороги ведут к Богу.