Все записи
15:49  /  28.04.21

297просмотров

Убей меня нежно. Тотемизм. Теофагия. Фетиш

+T -
Поделиться:

«Здравствуйте, Гузель! Я читаю вас на «Снобе». Я сейчас пишу статью, связанную с особой формой БДСМ, и хотела бы попросить вас дать экспертный комментарий для неё, если вам это будет удобно, интересно и ненапряжно.

Поясню вкратце: моя статья про художника порнокомиксов (80-90-е годы) Дольчета, можно сказать, породившего в своих работах фетиш на добровольные пытки женщины, доставляющие ей огромное сексуальное наслаждение и приводящие её к смерти.

Дольчет был очень знаменит, и у него до сих пор есть последователи, его имя стало нарицательным для обозначения сексуального направления, если можно так выразиться. Оно включает каннибализм, ворарефилию  (поедание частей тела), нанизывание женского тела на вертел, поджаривание, расчленение и прочие жестокости.

Однако главная идея Дольчета была, по его словам, в благоговении перед женщиной и её удовольствии. Это меня, конечно, удивляет, и об этом (по большей части) я и хотела вас спросить». 

Без особого воодушевления, возбуждения, просмотрела комиксы Дольчета, находящиеся в свободном доступе интернета. У меня не возникло ни положительных, ни отрицательных эмоций. Вопрос читательницы заинтересовал, потому что виртуальная вселенная Дольчета даёт возможность погрузиться в архаичные пласты психики, коллективного бессознательного древнего мира, соприкоснуться с верованиями примитивных народов, в частности тотемизмом, теофагией, где поклонение божеству могло завершиться его поеданием.

Карл Густав Юнг установил, что фантазии душевнобольных удивительным образом совпадают с космогоническими мифами древних народов, о которых необразованные пациенты не могли знать. Душевнобольной и обычный человек через сны и фантазии сближаются с первобытным человеком, вступая в контакт с коллективным бессознательным человечества.

Ворафилия  обязана своему появлению, как термину, латинскому и греческому языку: vorare — «пожирать», и др.-греч. φιλία — «любовь». Это один из видов фетишизма, в котором человек получает удовольствие, фантазируя на тему поедания своего партнера. Или, наоборот, сам желает быть съеденным. Это вовсе не каннибализм, как может показаться. В этом фетише не присутствует стремление умертвить человека, более того, тема смерти вообще отсутствует и не затрагивается никоим образом. Помимо того, что ворарефилия относится к фетишизму, прослеживается прямая принадлежность и к БДСМ-практикам. В основном практикуется во время ролевых игр, или при виртуальном сексе по сети интернет. Очень часто, помимо двух героев – Охотника и Жертвы - присутствует еще и Наблюдатель, который только смотрит и никак не участвует в игре. Частично подобные фантазии присутствуют и в обычной жизни, когда мать, целуя своего ребёнка, произносит: «Ах, ты мой сладкий. Так бы и съела!». Вспомним, что роман Зюскинда «Парфюмер» заканчивается поеданием обожествляемого Гринуя нищими бродягами.

В тотемизме примитивных народов практиковалось поедание божества. Таким образом первобытный человек соприкасался со священным. Умилостивить богов можно было, отдав ценное. Через жертву соединялось профанное (земное) и сакральное (небесное).

Антрополог Рене Жирар считал основополагающей категорией в понимании явления жертвоприношения категорию насилия. Насилие и священное, по Жирару, неразрывно связаны между собой. Жертвоприношение (в своей основе имеющее насилие, санкционированное и упорядоченное) выступает как профилактика несанкционированного насилия в обществе, оно успокаивает внутреннее зло и не дает разрастаться конфликтам как кругу насилия, так как в первобытном обществе нет института, который смог бы его контролировать.

На ранних стадиях тотемизма появилась теофагия (от др.-гр. Θεός — Бог и φάγω — еда) — богоедство. Теофагия восходит к первобытной эпохе, при этом люди верили, что, съедая мясо жертвенного животного — предка и покровителя рода, можно приобрести его качества (ловкость, силу и т. д.). Жертвоприношения животных возникли в качестве замены человеческих жертвоприношений в процессе эволюции религиозных воззрений древнего человека. Ритуальное причащение мясом жертвенного животного встречается в религиях почти всех древних народов. Посвящённые в таинства древнегреческого бога Диониса поедали мясо растерзанного ими быка или козла, в которого, по верованиям греков, воплощался этот бог.

Причащение «телом» человекоподобного бога чаще всего совершалось в виде поедания изображения этого бога, сделанного из теста, или самого того человека, в которого будто бы воплотился бог. Такое причащение, например, существовало в древней Мексике. У ацтеков ежегодно избирался красивый юноша, не имевший физических недостатков, в качестве воплощения бога, c ним обращались как с божеством, удовлетворяя его желания. По прошествии года жрец  закалывал юношу, разрезал его тело на куски и раздавал для поедания участникам таинства..

Фантазии Дольчета определённым образом отражают этапы  онтогенетического и филогенетического развития человечества.

В работе «Тотем и табу» Зигмунд Фрейд пишет о табуировании инцеста и кровопролития как переходе на новый этап развития общественного и индивидуального сознания. Запрет и вытеснение в бессознательное теофагии и ритуального убийства божества – жертвы не может быть изжито до конца и находит воплощение как в фантазиях, так и в реальности, что пресекается законом.

Вектор развития человечества направлен от крови к духу, от кровожадных инстинктов плоти к милосердию и состраданию души.

 Завершая ответ читательнице, хочу вспомнить  антрополога Маргарет Мид. В  книге «Лучший вид помощи из возможных» доктор паллиативной медицины Ира Бёк рассказывает историю, которая однажды случилась с Маргарет Мид.

Студент спросил Маргарет, что, по ее мнению, можно считать первым признаком цивилизации. Первым свидетельством цивилизации, по ее мнению, являлась бедренная кость, которая была сломана, а потом срослась. Останки были найдены во время археологических раскопок и принадлежали человеку, жившему 15 000 лет назад. Чтобы такой перелом сросся, требуется 3–6 месяцев. 

Свой ответ Мид пояснила следующим образом:«В животном мире, если существо ломает ногу, оно погибает, потому что не может охотиться, убежать от опасности, найти воду. Раненый зверь — первая добыча для хищников.

Залеченное человеческое бедро говорит о том, что на протяжении длительного времени рядом с этим человеком был кто-то, кто перевязал его рану, отнес в безопасное место, кормил и поил. Кто-то, заботившийся о нем и охранявший его, пока тот не поправится. Сросшаяся бедренная кость — доказательство того, что человек помог своему ближнему, не бросил его, спасая собственную шкуру. Оказать помощь кому-то в сложный период — это тот поступок, с которого и начинается цивилизация».

 

 

 

 

Комментировать Всего 2 комментария
Это информационная бомба!

Гузель, приветствую и благодарю за очередную часть захватывающего сексуального сериала. Упомянутые комиксы даже смотреть не захотелось, публикацию начала читать с трудом, потому что тема насилия и жестокости, приводящая к смерти, воспринимается мной с трудом. Но я точно знаю, что ты - мастер, который трансформирует токсичную энергию в витальную. Я ждала жизнеутверждающего итога чтения и не ошиблась. Это настоящая алхимия, Гузель! Ртуть превращена в золото. Восхищаюсь твоим культурным багажом и твоей картиной мира! 

Лиза, спасибо блльшое. Там, где обыватель видит извращение, опытный взгляд видит отголоски становления человеского сознания и развития цивилизации. Обнимаю.