Детские слезы становятся грустью в жизни взрослого.
Шелдон Роут
В Москве расцвели розы. В прошлом году заметила, что аромат одного и того же цветка изменяется в зависимости от времени года , месяца и времени суток. Розы в ноябре пахнут тонко, изысканно, прощаясь или пытаясь смягчить утренние заморозки и первый снег. Совсем не то, что запах роз жарким полднем июля, слишком сладко, где-то приторно, а потому, по крайней мере, для меня вульгарно. Спрашивала у знакомых, искала в книгах , пока эти предположения исключительно личные.
Розы и слёзы рифмуются. Обратила внимание, что и слёзы бывают разными по плотности и вкуса соли. Они могут быть лёгкими и прозрачными, как вода в горном ручье, просто слегка солоноватой жидкостью, едко-маслянистыми как Мёртвое море.
Так получилось, что утешение – самое главное в профессии, а значит слёзы - то с чем приходится иметь дело каждый день. Клиенты тоже замечают, что слёзы бывают разными. Информации о слезах больше, чем о запахе роз, и её объём позволяет рассмотреть слёзы метафизически, с позиции психологии эмоций, биологии. Эволюционный биолог Орен Хасон считает, что плач - одна из высокоразвитых форм поведения человека, важный механизм регулирования взаимодействия с окружающим миром и противоядие агрессивному поведению. Так , мы можем продемонстрировать свою покорность и ожидание снисхождения или привлечь внимание для получения помощи и поддержки в трудную минуту. Общие слёзы на одной эмоциональной волне сближают людей. Хасон замечает, что слёзы как высокоэффективный механизм взаимодействия, неуместны на работе, в ситуации делового общения. Положа руку на сердце, трудно отличить такие слёзы от манипуляции партнёром по общению.Женские слёзы - мощное оружие на пути достижения цели.
Биохимик из США Вильям X. Фрей выдвинул гипотезу, правда, еще не доказанную полностью: «Слезы, подобно другим внешним секреторным функциям, удаляют из организма токсичные вещества, которые образуются во время стресса». Исходя из этой гипотезы, мы можем предположить, что различие в плотности слёз обусловлены химическим составом токсинов, выделяемых нашим организмом во время стресса. Соответственно, если мы своевременно не отреагировали эмоциональную боль, то токсины остаются в организме, накапливаясь в течение жизни как энергетический шлак. Возможно, именно этот энергетический шлак Коэльо назвал купоросом в повести « Вероника решает умереть».
В середине жизни многим из нас приходиться принимать решение – ожесточиться или нет. Обычно к сорока годам нам кажется, что мы пережили всё – разбитое сердце, разбитый брак, мечты юности превратились в прах. Наши деструктивные чувства, несбывшиеся надежды накапливаются в в бессознательном. Но если мы имеем привычку очищать организм , голодая или придерживаясь определённой диеты, то так ли часто мы очищаем душу с помощью слёз?
Нам мешают общественное мнение, определяющее слёзы как слабость и уязвимость, и боль , точнее страх боли. Можно сравнить слёзы с любовными письмами, адресованными нашему страданию в прошлом или настоящем. Изучить, запомнить свою боль, настолько, чтобы забыть и идти дальше.
Слёзы бывают разными, чем плотнее и солонее, тем сильнее была испытанная боль. Слёзы как воды Мёртвого моря говорят нам об утрате и потере, а так же о том, что жизнь продолжается и пока мы живы, с нами всё ещё может быть.
Лёгкие и прозрачные слёзы - слёзы радости, счастья, с сакральным оттенком.
Слёзы так же важны и такая же полноправная часть нашей внутренней жизни как улыбка или смех.