Обращали вы внимание на "зачем?" -   любимое слово тех, кто рисует на разных стенах граффити? Есть  версия, что за этим  стоит глубокая философская проблема:"Зачем  придуманы стены, если они разделяют, а не объединяют людей?" Так вот тьюторы нужны, чтобы объединять людей.

 Под тьюторством в современной России понимаются разные явления: от "тьюторской лекции", которая оказывается просто консультацией, до обслуживания людей с ограниченными возможностями. Сразу договоримся, что ни имитация инноваций или поиск новых слов для классических форм обучения, ни физическое взаимодействие не обсуждается. Наиболее удачным русским аналогом слова "тьюторство" Татьяна Михайловна Ковалёва считает сопровождение, поскольку сопровождать можно только идущего человека,  и сопровождающий играет явно второстепенную роль. Татьяна Михайловна заведует кафедрой индивидуализации и тьюторства в МПГУ, в соавторстве с коллегами написала книгу "Профессия "тьютор" и сделала многое для того, чтобы  должность тьютора была внесена в школьное и вузовское  штатное расписание. Как этим пользуются преподаватели, родители, учащиеся и администрация учебных заведений, как обычно, зависит от них самих, их информированности, настойчивости, их потребностей и, конечно, от ряда объективных условий. 

 А объективные условия таковы, что тьютор - наставник, руководящий самостоятельной работой тьюторанта по индивидуальному плану - нужен в современном информационном обществе многим людям. Если мы больше не спорим, кто лучше - профессиональный психотерапевт или преданный друг, загружаем и того и другого, то и выбор между тьютором и любимым дядюшкой, своим примером и помощью в профессии сделавшим вас хорошим врачом, например, тоже  обсуждается.  Потому что смена профессии и сферы занятости стала регулярным событием жизни и дядюшек не хватит на все случаи. 

 Почти не осталось пожизненных карьер и трудовых книжек с одной записью. По-моему, в книге "Жёлтые короли" Владимир Лобас рассказывал, как человек переехал в США из СССР в семидесятые годы двадцатого века и вынужден был менять работу. После шестой смены занятий он пытался покончить жизнь самоубийством и только после двенадцатой смены нашёл постоянное занятие. Перемена занятия была потрясением, предательством призвания! Сейчас жизнь и профессии меняются так быстро, что по ходу освоения специальности человек сам наполняет её функциями и узнаёт своё призвание. 

 Поэтому слово тьюторант сложно заменить - это и шкодный дошколёнок, которому самому надо выбрать развивающий кружок и для этого пора учить прислушиваться к себе. Это и подросток, который пробует себя иногда в максимальном проявлении. Это и старшеклассник, выбирающий бакалавриат ВУЗа. Это и бакалавр, выбирающий магистратуру. Это и выпускник ВУЗа или техникума, начинающий работать,и  не всегда по специальности. Это человек любого возраста, меняющий работу по своей воле или против неё. Это и человек "серебряного возраста", который ищет работу или хобби. Но в слове тьюторант есть еще одно значение - деятельное развитие себя. Нужен тьютор, а не педагог(ведущий за руку).  Тьютор нужен активному тьюторанту, чья активность является поводом, объектом и следствием размышлений и обсуждений. Тьютор, беседуя с человеком, помогает восстанавить те связи с людьми, занятиями, знаниями, которые позволят сделать следующий  шаг. 

Вчера позвонила бывшая ученица, которая поступила в ВАВТ в 2013 году. Ах, какие эссе по обществознанию она писала! Я показываю их ученикам как идеальные. На следующий год, в 2017,  ей поступать в магистратуру. Как умный человек, она просмотрела все варианты в Москве, походила на дни открытых дверей.  По уровню и по интересам ей ближе всего магистратура МГУ, направление финансовой экономики. Посмотрела правила поступления. Конечно, требования высокие, надо набрать большие баллы. Она узнала, что довольно много баллов может добавить Growth Driver - международный чемпионат студентов по корпоративным финансам. И спрашивает, нет ли у меня бывших учеников-экономистов,  заинтересованных в этой олимпиаде, чтобы составить команду из четырёх человек. Вот юристов у меня много, на каждом курсе МГУ и МГЮА есть, а с экономистами трудновато, надо поискать. Был очень умный юноша, как раз три года назад, ЕГЭ написал на 96 баллов, учится в Финансовой академии. Надо будет спросить его. Будем искать. 

И тут я вспоминаю лекцию Екатерины Шульман на прошлой неделе в Музеоне: "Как сказал Владимир Ильич Ленин, фэйсбук - это не только коллективный агитатор и пропагандист, фэйсбук - это и коллективный организатор. Пора уже сетям и словам превращаться в дела."  Может быть, Сноб, как социальная сеть, тоже станет средством соединения людей?