Итак, тьютор - это проводник, провожатый  по   миру либо знаний, либо профессий, либо хобби, который  расскажет, какие внутренние и внешние ресурсы можно использовать или создать человеку, чтобы  выбрать или сменить профессию, развиваться дальше. В информационном обществе он необходим, так же как интернет и другие современные средства коммуникации. Разница в том, что он соединяет человека с собой, со своим и/или чужим опытом.

 Тьютор может прийти на подмогу родителям дошкольника в выборе  детского сада(Вальдорфский, Монтессори и другие) или  развивающих занятий, начнёт учить ребёнка прислушиваться к себе, ценить свои особенности, подкреплять оценки делами. Тьютор служит поддержкой  школьнику в желании узнать и выбрать внешкольные и школьные занятия, учит формулировать потребности, ценить свой опыт. Тьютор помогает старшекласснику составить индивидуальную образовательно-практическую траекторию, научит различать внутреннее и внешнее влияние на личность и подтверждать практическими делами самооценку. Тьютор содействует профессиональной ориентации, но, скорее, ориентирует на ВУЗ и бакалавриат, потому что в современном динамичном мире трудно предугадать, какая специальность возникнет через 4-6 лет и как изменится сам тьюторант на практике.  Поэтому важнее представлять себе все пути поступления в ВУЗ: ЕГЭ, олимпиады, льготы. Тьютор окажет помощь при выборе магистратуры и обозначит разные пути поступления - экзамены, олипиады, конференции, гранты. Тьютор выведет из затруднения, когда специалист начинает свой  профессиональный путь или меняет его на любом этапе жизни. Тьютор может оказать поддержку людям серебряного возраста, которые думают о новой работе или хобби, побуждая вспомнить мечты и нереализованные ещё способности. 

 Кто же те умные, добрые, опытные, тонко чувствующие, образованные люди, которые смогут стать тьюторами и будут служить конкретному человеку, а в итоге, подрастающему поколению и всему  народу?  Какому тьютору мы готовы вверить свою судьбу?

Никакому.  Мы же не доверяем свою судьбу интернету или фэйсбуку.  Ведь те же высокие   требования  можно предъявить ко многим профессиям - учителю, няне, водителю, президенту. Только к другим специальностям мы привыкли и иногда даже готовы смириться с явным непрофессионализмом.  Мы сами несём ответственность за свою судьбу и можем выбирать, в какой информации нуждаемся в конкретной ситуации. Если нам понадобится психолог, чтобы разобраться в себе, -  тьютор, который даже обладает психологическими знаниями, подскажет варианты: почитать самому, выбрать методику, коллективные или индивидуальные занятия. Например, для поступления в МГУ нужна сумма баллов трёх ЕГЭ и ДВИ - дополнительного внутреннего испытания. Но если абитуриент занимает призовое место на олимпиаде "Ломоносов", внутренний экзамен он не пишет и получает 100 баллов за  него. Именно это произошло с моей ученицей в этом году. И хотя она сильно недооценивала себя, всё же решила попробовать свои силы на олимпиаде, заняла второе место и поступила на бюджетное отделение МГУ. Другие ученики делают ставку на стобалльный ЕГЭ. Тьютор снимает страх "главного шага", "важного выбора", организует опыт принятия и реализации решений, осознание, что всё поправимо. 

 И так же, как есть домашнее обучение, найдутся родители, которые, почитав нужную литературу, станут прекрасными тьюторами своему ребёнку, познакомят со своими  друзьями разных профессий, не станут удерживать от опыта армии, например.  И так же, как весь мир удивился, узнав, кому доверил своё лечение Стив Джобс, будут люди, которые самостоятельно  выстраивают знакомство  с темой и  реальные шаги. Неизбежно неспециалисты  сами строят себе дома, рожают вне больниц, т.е. отталкиваются от чужого опыта с разным результатом. И даже если тьютор нас устраивает, мы можем сами решить не следовать конкретному совету. 

 Напротив, излишняя доверчивость тьюторанта к советам тьютора может оцениваться как неудача тьютора, профессиональная ошибка. В книге Татьяны Михайловны Ковалёвой и её коллег "Профессия тьютор" чётко сказано, что тьютор не может работать без контроля. Супервизор фиксирует советы тьютора и следит, чтобы тьютор предлагал разнообразные траектории развития ситуации и преодолевал мессианский комплекс. А критерии успешности тьютора на разных этапах разные, но итоговый, как считает Татьяна Михайловна, - самоактуализация тьюторанта. Один из самых ярких примеров людей, которых я имела честь сопровождать некоторую часть их жизни, - юноша, который несправедливо был поставлен  на учёт в детской комнате милиции в 8 классе,  увлёкся правом  в 9, в 10 классе победил а Москве, а в 11 - на всероссийской олимпиаде по праву, был зачислен  в МГУ безотносительно ЕГЭ и ДВИ -  и стал юристом. Человек преодолел навязанную ему роль. 

 Как можно получить специальность тьютора в Москве? В Московской высшей школе социальных и экономических наук(Шанинке) в рамках бакалавриата  существует курс Веры Владимировны Пчелиновой   "Карьерное консультирование и профессиональная ориентация". В 2016-2017 учебном году на факультете практической психологии открывается новая специализация "Карьерное и профориентационное консультирование". Вера Владимировна делится своими  методиками по работе с людьми разных возрастов. Именно она рассказала, что в Москве у некоторых ребят роль тьютора играет нанятый родителями водитель машины, который целый день проводит с ребёнком, выбирая не только музыку. Вера Владимировна развивает научную школу  академика Е.А.Климова, на чьи подходы опирается и книга Т.М.Ковалёвой. 

 Очная бюджетная магистратура "Тьюторство в сфере образования" есть в МПГУ, где кафедрой индивидуализации и тьюторства заведует Татьяна Михайловна Ковалёва, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. И кроме того,  с 18 октября по 25 декабря пройдут курсы "100 часов для тьюторов-практиков" двух специализаций: тьютор детских групповых тьюторских программ и тьютор, реализующий услуги индивидуального тьюторского сопровождения детей(от 5 до 18 лет) в открытом образовательном пространстве. Режим работы - два часа теории по вторникам  и пять часов тренингов по воскресеньям  - как нельзя лучше погрузит в специальность, необходимость которой становится всё более очевидной. 

 

Таким образом, происходит становление новой творческой профессии информационного общества - тьютор. Поскольку в результате взаимодействия тьютора и тьюторанта каждый раз возникает неповторимый путь познания и практической проверки знаний о себе и о мире, творцами себя и друг друга выступают обе стороны. По масштабам изменений в обществе этот процесс сравним с  возникновение ITсферы. Если бы тридцать лет назад кто-нибудь спросил, откуда возьмутся специалисты по программному обеспечению и системным блокам,  PR и аналитике, интернет-продажам и венчурному бизнесу, мы бы очень удивились самим вопросам. Но технические коммуникации заработали. И теперь мы сами или с помощью навигаторов (один из которых - тьютор) можем наполнить их индивидуальным творческим содержанием, множеством случайных и системных связей, а можем игнорировать. В самом деле можем? 

 

 

"Ну что ж делать, придется гореть в аду". Гекльберри Финн.