Все записи
11:29  /  19.11.16

1454просмотра

Декабристы пытались предотвратить 1917 год, а Рюриковичи - развал СССР

+T -
Поделиться:

 

 

"Декабристы пытались предотвратить 1917 год" - название журнальной статьи, которую рядом со мной читал пассажир метро. Интересно, что в статье - профанация истории, замена сложных трендов простыми аналогиями или при неглупом тексте - просто неудачный заголовок, который впопыхах поставил  редактор, когда-то победивший на конкурсе заголовков "Бей наповал"? А так как накануне мы с учеником читали мой любимый отрывок из "Курса русской истории" Василия Осиповича Ключевского - про "ненадобного шпыня", - то позволили себе нафантазировать, какие бойкие заголовки к фрагментам  из труда Василия Осиповича дали бы в современных газетах и журналах.

 

Правители России всегда были на стороне силовиков, а не финансистов

 "На хвастуна или озорника царь вспылит, пожалуй, даже пустит в дело кулаки, если виноватый под руками, и уж непременно обругает вволю: Алексей был мастер браниться тою изысканною бранью, какой умеет браниться только негодующее и незлопамятное русское добродушие. Казначей Саввина Сторожевского монастыря отец Никита, выпивши, подрался со стрельцами, стоявшими в монастыре, прибил их десятника (офицера) и велел выбросить за монастырский двор стрелецкое оружие и платье. Царь возмутился этим поступком, "до слез ему стало, во мгле ходил", по его собственному признанию. Он не утерпел и написал грозное письмо буйному монаху. Характерен самый адрес послания: "От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии врагу божию и богоненавистцу и христопродавцу и разорителю чудотворцева дому и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките".  

     

Благотворительность должна стать учреждением, считал Ртищев

  "Нащокин, дипломат, настойчиво и бранчиво проводил мысль, что внешние успехи, дипломатические и военные, непрочны, если не подготовляются и не поддерживаются усовершенствованием внутреннего устройства, что внешняя политика должна служить развитию производительных сил страны, но не истощать их, а богатый царедворец Ртищев пополнял мысль своего задорного друга, кротко внушая своим образом действий, что и экономические успехи малоценны, когда нет главных условий благоустроенного общежития, каковы построенные на справедливости отношения общественных классов, просвещенное религиозно-нравственное чувство, не затемняемое вымышленными обрядами и суевериями, и благотворительность, проявляющаяся не в одних случайных личных порывах, а устроенная в общественное учреждение."        

 

Алексей Михайлович Тишайший уже в XVII веке знал цену "эффективным менеджерам"

 "Вспыльчивость царя чаще всего возбуждалась встречей с нравственным безобразием, особенно с поступками, в которых обнаруживались хвастовство и надменность. Кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бывает: таково было житейское наблюдение царя. В 1660 г. князь Хованский был разбит в Литве и потерял почти всю свою двадцатитысячную армию. Царь спрашивал в думе бояр, что делать. Боярин И. Д. Милославский, тесть царя, не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь пожалует его, даст ему начальство над войском, то он скоро приведет пленником самого короля польского. "Как ты смеешь, - закричал на него царь, - ты, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном! когда ты ходил с полками, какие победы показал над неприятелем?" Говоря это, царь вскочил, дал старику пощечину, надрал ему бороду и, пинками вытолкнув его из палаты, с силой захлопнул за ним двери."  

 

 Пётр Первый не щадил людские силы в решении квадратуры круга

 "Петр действовал силой власти, а не духа и рассчитывал не на нравственные побуждения людей, а на их инстинкты. Правя государством из походной кибитки и с почтовой станции, он думал только о делах, а не о людях и, уверенный в силе власти, недостаточно взвешивал пассивную мощь массы. Преобразовательная увлекаемость и самоуверенное всевластие - это были две руки Петра, которые не мыли, а сжимали друг друга, парализуя энергию одна другой. Надеясь восполнить недостаток наличных средств творчеством власти, преобразователь стремился сделать больше возможного, а исполнители, запуганные и неповоротливые, теряли способность делать и посильное, и как Петр в своем преобразовательном разбеге не умел щадить людские силы, так люди в своем сомкнутом, стоячем отпоре не хотели ценить его усилий...

Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная. " 

 

Иван Грозный  - Самсон русской истории

 "Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка. Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана - одно из прекраснейших по началу - по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени. Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом. Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели." 

 

 Дворцовые перевороты привели к кризису религии

 "После Петра государственные связи, юридические и нравственные, одна за другой порываются, и среди этого разрыва меркнет идея государства, оставляя по себе пустое слово в правительственных актах. Самодержавнейшая в мире империя, очутившаяся без установленной династии, лишь с кое-какими безместными остатками вымирающего царского дома; наследственный престол без законного престолонаследия; государство, замкнувшееся во дворце со случайными и быстро менявшимися хозяевами; сбродный по составу, родовитый или высокочиновный правящий класс, но сам совершенно бесправный и ежеминутно тасуемый; придворная интрига, гвардейское выступление и полицейский сыск - все содержание политической жизни страны; общий страх произвола, подавлявший всякое чувство права: таковы явления, бросавшиеся в глаза иностранным дипломатам при русском дворе, которые писали, что здесь все меняется каждую минуту, всякий пугается собственной тени при малейшем слове о правительстве, никто ни в чем не уверен и не знает, какому святому молиться."

 

 Ключевский признал поражение своего поколения

  "Со времени этих великих реформ русский ум становится в другое отношение к окружающей действительности, в то, в каком мы стоим теперь. Русская жизнь стала передвигаться на основании, общем с теми началами, на каких держится жизнь западноевропейских обществ, следовательно, давно усвоенные идеи, составлявшие весь запас европейской культуры, теперь нашли себе родственную почву. Но как скоро явилась эта почва, то начался двойной процесс в русском уме. С одной стороны, он заметил, что не весь запас усвоенных им идей так, целиком и может быть приложен к русской действительности, что некоторые из этих идей имеют местную окраску, что они должны не пропасть, но измениться при их приложении к русской действительности. Мы начали критически относиться и к идеям западноевропейской цивилизации. С другой стороны, мыслящий человек заметил, что на новорасчищенной почве нельзя прямо сеять эти идеи, что можно продолжить работу, посредством которой русские нравственные обычаи и понятия были бы приспособлены к тем идеям, на которые должен стать созидаемый порядок русской жизни. Этот процесс повел к мысли о необходимости внимательного изучения русской действительности, как и ее источника, т. е. ее прошедшего. Вот момент, на котором мы стоим, лучше сказать, вот двойной вопрос, который предстоит нам разрешить. Вы должны прежде всего приняться работать своим умом вместо пассивного усвоения плодов чужого ума. Эта работа должна прежде всего направиться на проверку усвоенных нами чужих идей и на внимательное изучение действительности. Поколение, которое воспитывалось под влиянием реформ Александра II, до боли чувствовало настоятельность разрешения той и другой задачи. Надо признаться, что это поколение, которому принадлежит и говорящий, доселе плохо разрешало свои задачи, и надо думать, что оно сойдет с поприща, не разрешивши их, но оно сойдет с уверенностью, что вы и те, которых вы будете воспитывать, разрешите их за нас."

 

 

Каждое поколение терпит поражение, потому что трудом и опытом усвоенные истины рано или поздно начинают мешать пониманию изменившейся действительности. Но не меньше изучению действительности мешает отсутствие знаний и, особенно, убеждений. Спасает только ирония.

 

Комментировать Всего 9 комментариев
вы и те, которых вы будете воспитывать, разрешите их за нас.

Наши предки лезли в клети

И шептались там не раз:

«Туго, братцы... Видно, дети

Будут жить вольготней нас».

Дети выросли. И эти

Лезли в клети в грозный час

И вздыхали. «Наши дети

Встретят солнце после нас».

Нынче так же, как вовеки,

Утешение одно

Наши дети будут в Мекке,

Если нам не суждено.

Даже сроки предсказали:

Кто — лет двести, кто — пятьсот,

А пока лежи в печали

И мычи, как идиот.

Разукрашенные дули,

Мир умыт, причесан, мил...

Лет чрез двести?

Черта в стуле!

Разве я Мафусаил?

Я, как филин, на обломках

Переломанных богов.

В неродившихся потомках

Нет мне братьев и врагов.

Я хочу немножко света

Для себя, пока я жив;

От портного до поэта —

Всем понятен мой призыв...

А потомки...

Пусть потомки,

Исполняя жребий свой

И кляня свои потемки,

Лупят в стенку головой!

Да, актуальные стихи написал Саша Черный ещё в 1908-м году!

У Саши Чёрного в стихотворении безнадёжность и непреодолимая стена, а Василий Осипович, всё-таки, надеялся на  прогресс. И вся его история России - история развития народа. (Сейчас начну развешивать ярлыки, спасайся, кто хочет)))  Ключевский - гуманист. А как часто за юмором, грубоватым юмором кроется цинизм.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Какие правильные слова:"Нащокин, дипломат, настойчиво и бранчиво проводил мысль, что внешние успехи, дипломатические и военные, непрочны, если не подготовляются и не поддерживаются усовершенствованием внутреннего устройства, что внешняя политика должна служить развитию производительных сил страны, но не истощать их."!

Вот хоть бери эту цитату сейчас и вставляй в комментарии к посту Сережи Мурашова  - Ссылка !

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Алекс Лосетт, Марина Романенко

хоть бери эту цитату сейчас и вставляй в комментарии к посту Сережи Мурашова

 это и страшно :)

Страшно :)

Это с одной стороны. А с другой - совсем нет! Значит то, что хотят люди, не потерявшие после сильнейшей пропаганды разум, пресловутые 14% (уверена, по жизни больше!) - нормально и правильно! 

И когда-нибудь справедливость восторжествует! Надеюсь, ещё при нашей жизни!

Правители России всегда были на стороне силовиков, а не финансистов

Вот на самом деле это близко к моей версии "нашего особого пути".

Всё никак не возьмусь сформулировать.

В двух словах - экономическая активность населения - залог свободного общества... А у нас эта активность никогда не была ни достаточно распространена, ни более - менее популярна.

(Вот у староверов с этим было иначе - и результат был отличным от большинства).

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина, Марина Романенко

У староверов такой тотальный контроль за человеком, что там надо знать механизмы этой активности. Не будем забывать про гари - массовые самосожжения. Я бы староверов не идеализировала. Хотя идея отделения церкви от власти,  в России - это сильно. И в начале двадцатого века они смогли адаптироваться к изменениям. Но, такое ощущение, что адаптировались те, кто вырвался из общин. Нет?

Так а я и не идеализирую. 

Просто интересный факт: что из среды староверов вышли крупнейшие российские промышленники, благотворители, меценаты... Не имевшие аристократического происхождения.

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина, Марина Романенко