Все записи
22:22  /  30.09.19

386просмотров

Тьюторские тропы. Каламбур

+T -
Поделиться:

 

 

Тьютор – проводник, провожатый в сфере образования.

 

 

 

Без(с) противоречий:

–  Ситроен DS может ехать 

на трёх колёсах.

– Зачем?

– Может, а не зачем!

 

 Индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная тропа, которую помогает проложить тьютор, состоит из поворотов («тропос» по-гречески значит оборот) и развилок, когда надо делать выбор. Как арифметику или право можно увлекательно и доступно объяснить, но научить формулировать и доказывать утверждения можно только на практике, в полемике, порой, спасая жизни, так и выбору можно и нужно учиться на практике. Первым важным поводом выглядит выбор высшего учебного заведения. Я считаю, что значение этого этапа сильно переоценено, что иногда приводит к разочарованию первокурсников в выбранном вузе. 

 Не сказать, что проблема первого курса нова для любого педагога. Все мы видим в сентябре-октябре восхищёнными своим вузом выпускников и в январе-апреле их же, разочарованных общением с  однокашниками и преподавателями. Между тем, ребята по-разному выходят из этой ситуации. Например, К., поступившая в МГУ как победитель Всероссийской олимпиады по обществознанию, хотела бросить университет и поступать в Высшую школу экономики, но заболела во втором семестре (кстати, обрушение здоровья на первом курсе, после двух лет огромного напряжения сил, – вторая по частоте проблема, и родителям и выпускникам надо быть к ней готовыми). А по итогам первого курса руководство факультета сформировало отдельную группу из отличников и началась совсем другая жизнь: научная работа, международные конференции, двухлетний российско-итальянский проект, работа на Сардинии, учёба по обмену во Франции. К концу обучения она имела опыт работы от преподавания в школе до управления IT проектом, владела английским и французским языками (второй диплом МГУ и языковые курсы). На вручении золотых медалей ректор МГУ В. Садовничий справедливо сказал: «Каждый выпускник взял от университета столько, сколько способен был взять».

 То, что в наших ведущих вузах почти нет старшекурсников-тьюторов, как в Оксфорде, которые могут рассказать о вариантах развития учёбы, или тьюторов-преподавателей, которые ставили бы актуальные для тьютора и тьюторанта развивающие задачи, – давняя серьёзная проблема российского высшего образования. Но и первокурснику надо найти область применения сил, отвечать за свой выбор обязательностью следующего выбора. В МГУ есть знаменитый студенческий театр Мост или литературная студия «Луч» – где ещё, как не в лучших вузах с их высокими проходными баллами, можно найти единомышленников по творчеству, ремеслу, управлению искусственным интеллектом и так далее?  Надо очень постараться, чтобы не найти единомышленников в вузе. 

 Поэтому меня удивило и расстроило письмо первокурсницы, опубликованное в Новой газете. Девочка пишет о том, что умные выпускники школ, медалисты, победители олимпиад и стобалльники ЕГЭ бросают топовые вузы, уходят прямо с первого курса, увидев, что окружение и учёба не соответствуют их ожиданиям. Грустно читать: «Мы вдруг осознали, что все самое лучшее уже произошло с нами в школе».  Это по-настоящему страшно, потому что пережили они не лучшее, а худшее, что может произойти с человеком – прививку тоталитаризма. Осознание избранности и мессианство, отброшенные сомнения в выборе цели,  неизменный набор средств, самоотречение, жертва здоровьем и своими склонностями, обнаруженный предел физических возможностей, общение с единомышленниками. И, чего уж греха таить, дух захватывает от первого опыта расширения моральных норм. Всё, что служит цели поступления в топовый вуз, – добро. Все, кто служат этой же идее, – друзья. Остальное – ни к чему. Можно не делать ежедневно, ежеминутно моральный выбор. Чёрно-белый мир прост и прекрасен. 

«Фирс. Перед несчастьем тоже было: 

и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.

Гаев. Перед каким несчастьем?

Фирс. Перед волей»

                                  (А. П. Чехов).

 Но и это – только часть проблемы.  Потому что проблема, с которой встречается каждый человек на разных этапах своей жизни, заключается в том, как пережить свой успех, свою правоту и сойти с пьедестала. Как пройти огонь, воду и медные трубы и не начать пасти народы.  Как не раздавать безапелляционные оценки и не делить мир на своих и чужих. Как не навязывать свои убеждения и не пренебрегать чужими. 

 Но, кажется, есть действенное средство от угрозы ханжества и ксенофобии – для старшеклассников это выбор профессии как процесс, а не выбор как одноразовый подвиг. Выбор профессии делается годами и возможен в любой конкретный момент. В профессии врача, например, есть компьютерная, техническая, коммуникативная, статистическая, управленческая, политическая составляющая и всегда есть возможность попробовать себя в новом качестве. И Большой Выбор профессии в 9-11 классах – это миф. Потому что в это время выбирается вуз – не больше, но и не меньше. Выбирается круг общения на четыре-шесть лет, фактически, самых важных в становлении личности. Но вся предыдущая жизнь человека, его опыт, навыки, удовольствие от дела, умение понять себя при выборе профессии значат больше, чем любая информация о профессии. Поэтому представляется, что главное дело человека школьного возраста – не учёба, как говорят учителя, а знакомство с собой через – учёбу, спорт, искусство, овладение разными навыками. Дело, результат, осознанное удовольствие, загадки и проблемы, интерес, умение поставить цель и её добиться, честолюбие, умение справиться с разочарованием – расскажи мне обо мне, как бы обращается человек к миру. Ребёнок, затем подросток, как подсолнух поворачивается ко всем, кто его окружает, но видит отражение себя. Он учится анализировать свой опыт и своё отношение к нему. И если он настроен на развитие, то ничто не трагедия и ничто не ошибка. 

 И те первокурсники, которые ушли из вузов, ничего не потеряли, никакого героизма не проявили, ничего экстраординарного с ними не произошло, потому что важен опыт и выводы из него. Они таким образом вернули себе право на сомнение, необходимость выбора и ответственность за него – от одного варианта своего будущего они пока отказались. Может быть тревожно только за тех, кто вновь будет искать ситуации без альтернативы, жизни без сомнений, мудрого наставника, «правильного» вуза и правильного окружения.  Потому что, пока ты не решил, зачем ты поедешь на трёх колёсах, никому не интересно, что ты это можешь делать. 

 Человеку несложно будет вновь поступить в вуз, если он понимает, почему ушёл из вуза. Три года назад мой ученик М., много знающий и тонко чувствующий человек, готовился к поступлению на философский факультет в МГУ и поступил на бюджетное отделение. Но его папа настоял, чтобы он пошёл учиться на экономическую специальность и очень платно там же, в МГУ. Полгода М. хватило, чтобы понять, что ни изучаемые предметы, ни однокурсники его не интересуют. И ни разу я не слышала от него ни о чьей посредственности, хотя рассказывал он много и с мягким юмором. Следующие полгода он готовился только к дополнительному вступительному испытанию по обществознанию, так как сертификат ЕГЭ действует четыре года, потом успешно написал ДВИ и уже два года бесплатно учится в МГУ на философа. Такой опыт дорогого стоит. Такой человек уважает свой выбор и будет уважать выбор других людей.

Теперь, когда ученики говорят мне, что отрицательный персонаж им интереснее, потому что перед ним сложнее выбор, я рассказываю им про их первый курс.  Рассказываю, как не создавать ложный объект выбора, «топовый вуз», например. Рассказываю, как подключить самоиронию, чтобы не зависнуть перед ложным выбором. Рассказываю, как не создавать ложный субъект: не все медалисты бросают учёбу, не стопроцентное ЕГЭ этому причина, не олимпиадный опыт учит на основе прошлых заслуг считать непогрешимым каждое своё следующее решение. Умение признать личную ответственность за решение и право на развитие, на изменение цели, условий, ресурсов – создают актора.

 

И. Бродский про тропы:

«И убыстрять свои

     шаги стоит, только ежели кто гонится по тропе

     сзади: убийца, грабители, прошлое и т. п.».  

 

Тропинка в трёх соснах:

 

И. Давыдов   «Что общего у ханжества с безответственностью» 

Лоренцо Ликальци  «Я – нет»

О. Мороз      «Почему высшее образование не работает»