Все записи
23:09  /  1.10.19

251просмотр

Тьюторские тропы. Метафора

+T -
Поделиться:

Тьютор – проводник, навигатор в сфере образования

 

 

«…способности учащихся употреблять 

не только для образования ума, 

но и для образования сердца и характера»

 (императрица Мария Федоровна) .

 

Актор или субъект выбора(профессии, хобби, роли в семье или в политике) – это герой road movie. Как невозможно сразу оказаться в конечной точке путешествия, не пережив дорожные приключения, не освоив роль водителя или пассажира, не научившись обслуживать яхту, машину или мотоцикл и ориентироваться по карте, – так же странно идентифицировать себя с профессией, допустим, химика-технолога, не полюбив химию. Важно опираться не на свой социальный статус  (москвич, из семьи химиков), а на социальную роль – динамическое содержание статуса (я научился проводить опыты, хочу научиться их анализировать).

 Интереснее сделать себя субъектом процесса, овладевая навык за навыком и, конструируя неочевидный их набор, стать востребованным специалистом. Как говорит хэдхантер Алена Владимирская: «Юристов много, а юристов – фанатов компьютерных игр, способных составить грамотный договор для разработчика таких игр, – полтора землекопа на всю Россию». Именно в процессе выбора выясняется, что предыдущие твои заслуги и звания ничего не значат, а важно осознанное отношение к своему ремеслу и собственным приёмам, которые создают профессионала и личность.  Ибо сказано, что только стоит посеять поступок, как после выясняется, что многое ещё предстоит сеять. 

 Выбор профессии становится не служением ей, и не освобождением от своих страхов, и не бегством от реальности, а самопознанием, самоусилением. Потому что бунт с помощью будущего – это закрепощение, если не осознаны свои потребности и необходимость личных изменений. По-настоящему выбирать можно только из того, что имеешь. Иначе появляется соблазн заполнить пустоту самопознания героизмом, квестом. Ради чего вместо систематического и сознательного самопознания и самосозидания выбирается самопреодоление?

 Пару лет назад у меня была целеустремлённая ученица А., которая хотела стать следователем, успешно готовилась к экзамену по обществознанию. После вопросов: «Почему следователем? Что ты знаешь о работе следователя?  Знаешь ли ты, в каких условиях они работают?» – она поняла, что происходит что-то нелогичное и попросила провести с ней тьюторское занятие. В середине занятия, когда мы начали очерчивать круг близких людей – друзей, родственников, учителей, видящих её в той или иной профессии, – она вспомнила про любимого репетитора по английскому языку, которая ей часто повторяла: «Я сама мечтала быть следователем, но ты, с твоей логикой, прямо вылитый следователь». Больше никаких аргументов не было в пользу этой профессии: ни примера реального человека в её окружении, ни восхищения биографией талантливого следователя, ни подходящих навыков, которые уже освоены или можно добавить к имеющимся. А. достаточно умна и иронична и спокойно отказалась от ложного выбора. Она подробно расспросила про юридические специальности и взяла тайм-аут для того, чтобы обдумать информацию. В её окружении много медиков и она сможет эффективно соединить медицину и юриспруденцию. Впрочем, жизнь подскажет, какие свои склонности А. активирует в нужный момент.

 Помогают стать сознательным субъектом…все и всё.  Вот совсем недавний случай, где я изменила только имена собственные. Тьюторскую беседу я проводила с семнадцатилетней Жанной, у которой выбор профессии – наименьшая из жизненных проблем. Рядом с нами – милая девочка Олечка, лет шести, спокойный доброжелательный ребёнок. Ей только надо дать задание и отреагировать на его выполнение, и она тактично не мешает беседе: «Олечка, а теперь сделай лего-лестницу в два раза длиннее. Молодец какая! Олечка, нарисуй куклу и ещё одну. Умница! Кто тебя научил хорошо рисовать?»  «Я сама научилась», – отвечает Олечка. Кукла была нарисована слишком хорошо для шести лет. Между тем Жанна рассказала, что ей нравится вышивать по схеме, но теперь серии журналов с вышивкой кажутся слишком лёгким заданием. Мои два варианта – найти мастерицу-вышивальщицу у себя в, допустим, … Пензе и учиться у неё, сначала копировать её навыки, а потом развивать свои или поискать на You Tube советы бывалых вышивальщиц – Жанна отвергает с негодованием(дословно): «You Tube – инструмент деградации!»  Мои возражения, аналогии с лифтом она встречает снисходительным молчанием. Затем в комнату заходит мама Олечки и я говорю о рисовании: «Как вам повезло с учителем».  «Она сама научилась, – отвечает мама. – Я купила планшет и вместо игр установила программу обучения чтению. Поэтому читать она научилась рано, годам к четырём. А теперь она набирает на You Tube «Учиться рисовать» и сама рисует». Здесь не было необходимости как-то комментировать эти слова Жанне, потому что имеющий уши сам услышит, а соперничать с кем-то из её окружения, кто считает You Tube инструментом деградации, не входит в полномочия тьютора. Но если раньше я только планировала групповые тьюторские беседы, где старшие передают опыт младшим, то теперь я уверена в их пользе, и возраст больше не аргумент. 

 Ну а тем, кто при выборе профессии спрашивает, имеет ли он право быть актором не только своей жизни, но и жизни общества, лечить-учить-чинить и вообще как-то вмешиваться в ход событий, отвечаю, что имеет это право, поскольку не свободен от общества. Каждый человек свой долг перед одними людьми возвращает другим людям, долг перед родителями возвращает своим детям, например. И вмешиваться в не-мной-заведённый-порядок человек может, только если продолжает себя развивать не меньше, чем влияет на других.  То есть ответственностью за это право является обязанность саморазвития. Так же как государство имеет право на управление обществом, но взамен обязано не только совершенствоваться само и проводить реформы в обществе, но и создать условия для участия граждан в местном самоуправлении, в выборах парламента и в суде в качестве присяжных. 

 На деле же о вмешательстве в выбор детей чаще всего спрашивают родители. И поскольку они вмешиваются в судьбу ребёнка самим фактом своего существования, лучше будет, если вмешательство будет названо, объяснено и совместно скорректировано, нежели устранено или замаскировано. Взрослый человек уже умеет окружать себя понимающими людьми, создавать разнообразные круги общения и ранжировать их. Подросток только учится всему этому, и хорошо, если родители не лишают его своей поддержки.

 Важно понять, что каждый является субъектом деятельности только по отношению к себе, своим качествам. Для других тьютор может создавать условия или информировать о вариантах изменения событий.  Развивающаяся личность становится субъектом деятельности тогда, когда вполне осознает объект выбора.

 И. Бродский про тропы:

«Как повсюду на свете - и тут

     каждый ломтик пространства велит

     столь же тщательно выбрать маршрут,

     как тропинку в саду Гесперид».

 

 

 

Тропинка в трёх соснах:

 

 Шон Янг    "Нейрохакинг "

 

Бенедикт Камбербэтч "Сделай что-нибудь"

 

П.А.Кропоткин  «Взаимопомощь как фактор эволюции»