Все записи
21:05  /  21.12.15

1933просмотра

Командный зачёт

+T -
Поделиться:

У одного моего друга есть присказка: “Мы ждали этой победы двадцать лет!”. Той локальной победы, о которой пойдёт речь, мы ждали чуть меньше года, но по ощущениям - все два десятилетия.

В феврале предприятие, на котором наша Юля собирала медицинские маски, закрыли, и с тех пор её больше всего беспокоил один-единственный вопрос: “Когда вы найдёте мне работу?”. Что нам было отвечать? Одни компании быстро загорались идеей взять к себе сотрудников с нарушениями развития и интеллекта, но так же стремительно и “гасли”. Другие обещали “что-нибудь придумать”, но зачастую не придумывали ничего умнее вялой просьбы перезвонить “завтра”, которое предсказуемо растягивалось на месяцы. Ещё один потенциальный работодатель то пропадал, то появлялся, то снова пропадал. Потом опять неожиданно вернулся, изъявил бодрое желание пригласить на собеседование Юлю и ещё нескольких участников программы поддерживаемого трудоустройства - “хоть завтра!” - и тут же безвозвратно исчез.

Ближе к концу лета, пребывая в полном отчаянии, я вспомнила про Лену Шифрину, у которой давным-давно брала интервью. Человек отзывчивый и порядочный, пустых обещаний давать не будет: если уж откажет, так сразу, а если согласится, то подойдёт к вопросу со всей ответственностью. Не один раз мы с коллегой ездили к ней на встречи, рассказывали про наших соискателей и обсуждали фронт работ, который им можно было бы доверить. Осенью производство было запущено, решение по кандидатам принято: так Юля стала разнорабочим компании “BioFoodLab”, основателем и главой которой Лена является.

Не то чтобы они обе совсем не сомневались. Новая сотрудница боялась, что не справится, а её новый работодатель - что это трудоустройство превратится в благотворительность: “А ведь нам главным образом хотелось дать человеку шанс не просто так получать деньги, а шанс быть по-настоящему нужным”. “С самого начала у нас с фондом “Лучшие друзья” была договорённость: если мы с участницей вашей программы не сработаемся, то без сожалений с ней расстанемся,” - добавляет Андрей Андрианов, начальник производства.

Позади ровно два месяца работы, и о расставании никто и не думает. Юля раскладывает по коробкам батончики “Bite”, которые производит компания, наклеивает на них стикеры, вручную перебирает курагу, чернослив, инжир и финики, смотрит, чтобы в них не было косточек и инородных вкраплений. У сотрудников есть план: определённое количество коробок сухофруктов и ягод, которые надо перебирать за день. “Этот план одинаков для всех, и Юля его выполняет, - говорит Андрей, - Никаких вопросов у меня к ней нет. Она зарекомендовала себя очень хорошо”. “Юля относится к своим обязанностям очень ответственно и серьёзно, - подтверждает Лена. - И каждый раз, когда я приезжаю на производство, она мне сообщает: «Представляешь, я перебираю финики и другое сырьё, коробки собираю, и мне никто-никто не помогает, я всё делаю сама». Я искренне радуюсь и отвечаю: «Конечно, ты сама. Это ответственная работа, и ты хорошо её выполняешь».

Но любить то, чем ты занимаешься, справляться со своими обязанностями и получать одобрение начальства - это только половина дела. Ещё пятьдесят процентов успеха зависят от отношений с коллегами. У наших ребят разные требования к удаленности работы от дома, к графику, к зарплате, к количеству соседей по кабинету, к уровню шума и пр., но вот “Чтобы коллектив был хороший” - их общее пожелание. Обращение к новому сотруднику не напрямую, а через третьих лиц, грубость, нетерпимость, равно как и излишнее снисхождение и чрезмерная опека (из-за отсутствия опыта общения с людьми с нарушениями развития и интеллекта, из-за незнания и страха) - всё это грозит провалом. Именно этого мы всегда больше всего боимся и именно поэтому сразу предлагаем работодателям тренинг по пониманию инвалидности, который проводят наши коллеги из РООИ “Перспектива”.

К счастью, в данном случае опасения оказались напрасными. По словам Лены, появление новой сотрудницы помогло ей лишний раз убедиться, что у неё отличная команда. Ей хотелось, чтобы с Юлей подружились - и её желание исполнилось. “Знаешь, как здОрово, - рассказывает мне Юля, - все такие весёлые и хорошие, мы вместе обедать ходим”. Андрей говорит, что до знакомства с “новенькой” были переживания, не будет ли она воспринимать какие-то привычные в коллективе шутки на свой счёт и обижаться. “Но с ней всем хорошо и легко: вместе с ней все так же над чем-то смеются и о чём-то шутят, улыбаются. Никакого напряжения нет”. Кроме того, сотрудники ценят, что Юля всегда с готовностью предлагает свою помощь, и отвечают ей тем же.

Надо сказать, вопрос о корпоративном духе волновал её до такой степени, что во время собеседования помимо прочего она поинтересовалась, принято ли в компании отмечать дни рождения сотрудников и угощать тортом. Лена сказала «да» и пообещала, что когда Юля будет именинницей, купят целых два торта и устроят торжество на всё производство. Так что с нетерпением ждём весны и юлиных впечатлений от празднования дня рожденияв кругу коллег.

 

А пока мы подводим итоги уходящего года, делаем выводы, считаем свои поражения и победы. Конечно, мы напару с коллегой добились гораздо меньше, чем хотели, но с учётом человеческого, экономического и прочих факторов кажется, что больше, чем могли: своё трудовое счастье обрели семь человек с нарушениями развития и интеллекта, ещё двоих сейчас оформляют и с нетерпением ждут сначала на обучении, а потом на рабочих местах. Всего девять - это почти треть участников нашей программы поддерживаемого трудоустройства (и малая часть тех, кто тоже хотел бы к нам присоединиться, и, соответственно, найти работу).

За успешным трудоустройством наших ребят всегда стоит большой труд целой команды: самих соискателей, их родителей, нашего фонда, руководителей и сотрудников компаний. И чтобы всё получилось, должно совпасть очень много факторов. Так что на будущий год мы желаем себе, нашим участникам и бизнес-партнёрам - как настоящим, так и потенциальным - побольше удачных совпадений. И, конечно, от души благодарим всех, кто вместе с нами “ковал победу” в этом году.