Все записи
13:35  /  28.04.14

2744просмотра

Михаэль Главоггер: смерть художника.

+T -
Поделиться:

Осенью 2013 один из важнейших австрийских документалистов Михаэль Главоггер отправился в кругосветное путешествие, чтобы узнать, “какую историю хочет ему поведать мир”. Михаэль не собирался возвращаться в родную Вену в течение всего года, а вернувшись, намеревался собрать из отснятого материала новый фильм. Eго путешествие закончилось гораздо раньше запланированного срока: 23 апреля 2014 года режиссер скончался в Либерии от малярии.

Начиная с дебютного фильма “Война в Вене” (1989), снятого вместе с другим австрийским мастером Ульрихом Зайдлем, работы Главоггера были наполнены ощущением обреченности. В своих самых заметных картинах режиссер исследовал влияние модернизации и глобализации на жизни бедных людей в развивающихся странах, существующих на грани коллапса. Лучшими примерами этого являются “Смерть рабочего” (2005) и “Слава блудницы” (2011). В первом под музыку Джона Зорна рабочие из Украины, Индонезии, Нигерии, Пакистана и Китая в ежедневном режиме рискуют своими жизнями, чтобы обеспечить свое мучительное существование. Сам акт выполнения работы, вне зависимости от ее опасности, придает их жизни значение и смысл, а преодоление страха наполняет их ощущением выполненного долга. В “Славе блудницы” Главоггер не осуждает проституцию и не представляет проституток только в качестве жертв. Он так же уходит и от описания подноготной криминального мира: похищения и продажи людей, наркомании и насилия. Они присутствуют в фильме, но в качестве следов на телах женщин, в их разговорах. В жизни этих женщин гораздо больше того, что не вписывается в наши стереотипы о проституции: что женщины могут эксплуатировать друг друга, что в жизни бывают тупики и что чудеса действительно случаются. Для Главоггера проституция является еще одним видом работы, где иллюзия любви и ощущение физического удовлетворения продается за наличность.

В своей последней работе в рамках масштабного альманаха Вима Вендерса “Соборы культуры” режиссер оживил Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге. Для своего 3D проекта Вендерс пригласил 5 режиссеров, включая Роберта Рэдфорда и Майкла Мэдсена, и предложил им выбрать здание, подумать о его душе и о том, что эта культурная институция может поведать лично им и их зрителям. Это не первый раз, когда Главоггер работал с российской действительностью - в его другом масштабном проекте “Мегагорода” (1998) Москва наряду с Мумбаем, Нью-Йорком и Мехико представала в качестве места “на грани”, где выживание противопоставляется роскоши, а жизнь опасна и полна внезапных поворотов.

Но Главоггер был не только документалистом   -  его художественный фильм “Трущебные прогулки” участвовал в конкурсе Берлинского кинофестиваля в 2006 году и получил приз за лучший сценарий на фестивале в бельгийском Генте. Другие игровые работы режиссера “Убей папочку на ночь” (2009) и “Контакт” (2009) были хорошо приняты критикой.

 

На момент смерти режиссеру было 54 года.

 

Смотрите фильм Михаэля Главоггера “Смерть рабочего” в рамках спецпроекта “Первомай” 28 апреля и 3 мая в 21:00 на телеканале 24_док, а так же на сайте www.24doc.ru