Все записи
16:40  /  8.07.14

2473просмотра

Студенческая корпорация и её принципы.

+T -
Поделиться:

Необходимое предисловие.

Мне захотелось познакомить читателей «Сноба» с таким интересным явлением, как студенческие корпорации. В европейской истории  студенческие объединения играли очень важную роль, их членами были многие известные люди, от Бисмарка до Маркса, знамёна студенческих организаций стали флагами Германии и Эстонии. Идеалы "Свобода, равенство и братство" студенческие корпорации провозгласили куда раньше, чем большинство стран, а реализовали в своём кругу куда эффективнее, так как граф и сын крестьянина в студенческой корпорации были равны, свободны, и были братьями по духу. Не удивительно, что с такими идеалами роль таких организаций в Российской империи была гораздо менее значительна, но всё же оставила свой след в истории. Возможно для кого-то станет сюрпризом, но эта традиция жива в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии, Латвии, Эстонии, Польше, в других формах существует в остальной Европе и США. Сохранилась также и русская студенческая корпорация Fraternitas Arctica (www.arctica.lv), которая с перерывами на Первую и Вторую мировую войны существует с 1880 года в Риге, в которой я имею честь состоять. Если эта статья вызовет интерес, то постараюсь написать продолжения, так как в студенческих корпорациях есть много любопытных вещей, о которых мало кто знает, например, мензурное фехтование или студенческие песни.

Вопрос «что такое студенческая корпорация» очень часто возникает у людей  впервые столкнувшихся с этим социокультурным феноменом, так как для абсолютного большинства русских, да и вообще для жителей бывшего Советского Союза это что-то неизвестное и очень загадочное. Сведения, которые  можно найти в прессе или Интернете - отрывочны, неточны, а зачастую и полностью не соответствуют действительности. Особенно этим грешат историки, увлекающиеся живописанием быта студенческих корпораций, основываясь на описаниях позапрошлого века составленными людьми, которые это явление наблюдали извне.  Толковые словари определяют студенческую корпорацию как студенческую организацию в германских университетах. В Интернете получило распространение моя формулировка из статьи в Wikipedia, но я начну с моего более широкого  определения, которое точнее описывает явление.

«Студенческая корпорация сокр. корп! (нем. Corps) – закрытая пожизненная академическая организация, объединяющая студентов и выпускников высших школ на основе соблюдения следующих главных принципов: свободы, равенства, братства, защиты чести, толерантности, патриотизма, стремления к знаниям и уважения старшинства; традиция которой возникла в первых университетах Европы, окончательно сформировалась в Германии и постепенно распространилась на другие страны». Это определение требует некоторых пояснений, соответственно: закрытая – в силу того, что вступить в студенческую корпорацию можно только с согласия её членов; пожизненная – так как вступая в корпорацию студентом, её членом остаются на всю жизнь; академическая – так как объединяет членов академического сообщества и ставит перед своими членами соответствующие цели и задачи. Однако же и это определение, с пояснениями вместе, неспособно полностью описать сущность студенческой корпорации и её кардинальные отличия от обычной общественной организации.

Мир студенческих корпораций одновременно и замкнут и открыт. Этот мир не открывается сразу, его трудно понять, глядя на него со стороны, так как большая часть его жизни происходит внутри. Общество видит только часть жизни буршей*, но происходит это не из-за стремления к тайне, а как раз из-за многогранности бурсацкой жизни. Легко и просто объяснить urbi et orbi смысл существования общества рыболовов, научного клуба или союза архитекторов. Их деятельность прозрачна и понятна, и если даже и не вызывает интереса публики, то всё равно общество чаще всего понимает, зачем существуют такие организации и чем они занимаются. Гораздо сложнее понять, что объединяет людей в студенческую корпорацию.

Если бы можно было использовать только одно слово для описания корпорации – то, вероятно, лучшим словом было бы «верность», и это единственное слово описывает главное в студенческой корпорации.  Да, студенческая корпорация – это и честь, и дружба, и братство, и патриотизм, и многое другое. Но всё это вторично, тогда как доверие и верность – основа и чести, и братства, и дружбы, и даже патриотизма, потому что всё это основано на верности. Главное в корпорации – объединять людей, которые не просто могут друг на друга положиться, но при этом ещё и разделяют общие принципы, движимы одними чувствами и стремлениями, хотя и могут идти к этому разными путями. Именно ощущение духовной общности и удерживает самых разных людей в одной организации. Этой общности способствуют и различные формальные и неформальные поводы для встреч, которые позволяют сохранить молодость в сердце и даёт возможность продлить юношескую дружбу вплоть до конца жизни, и это совсем не преувеличение, так как есть члены корпораций, чей возраст уходит далеко за 90.

Студенческая корпорация поддерживая высокую планку требований к своим членам, создавая атмосферу сотрудничества и поощряя инициативу, строго наказывает за нарушение моральных и этических норм, принятых в нашем обществе, дисциплинирует и воспитывает молодых людей не лозунгами и девизами, а личным примером. Поэтому провозглашённые задачи и цели корпораций на самом деле реализуются их членами на всех уровнях общества: от активной работы в негосударственных организациях и бизнесе, до работы в самоуправлениях, государственных институциях и парламенте. Студенческие корпорации были и остаются школой воспитания людей, которые умеют подчиняться и командовать, сотрудничать и жертвовать собой, создавать порядок из хаоса и вводить инновации, изменяющие мир. Именно поэтому главными достижениями и главной гордостью студенческих корпораций являются не конкретные проекты, исследования или показатели самих корпораций, а достижения их членов.

Если говорить о формальной стороне членства в студенческой корпорации, то в неё могут быть приняты юноши, являющиеся  студентами какого-либо ВУЗа, при этом кандидаты на принятие утверждаются собранием активных членов корпорации. Корпорации выдвигают различные требования: есть корпорации принимающие в свои ряды только студентов одного ВУЗа, встречаются и другие требования к кандидатам. Девушки в традиционные студенческие корпорации не принимаются, но во многих странах существуют организации студенток, в Латвии они именуются корпорациями студенток. Интересным нюансом является то, что корпорации с момента своего возникновения и по сей день провозгласили принцип толерантности в отношении политических и религиозных взглядов, то есть член корпорации может исповедовать любую религию или не исповедовать вовсе, и иметь любые политические взгляды, но не может навязывать эти взгляды другим. Хотя в отношении политики нужно констатировать, что нацизм и коммунизм, как и другие экстремистские взгляды, в корпорациях не приветствуется, в свою очередь оба этих режима преследовали  студенческие корпорации.

Жизнь корпорации держится своими корнями за почти тысячелетние традиции, но консерватизм не означает отказа от всего нового, поэтому, несмотря на жёсткое следование уставам, традициям и обычаям, корпоранты свободны в своих увлечениях, делах и развитии. Корпорация ставит свою целью поднять молодого человека над материальным, привить понимание приоритета духовного начала, старается развить в юношах тягу к самосовершенствованию и развитию личности.

Принципы и идеалы студенческих корпораций практически идентичны, и главными из них являются следующие принципы.

Принцип чести – является одним из основополагающих принципов студенческих корпораций, и каждый член корпорации должен заботиться о сохранении своей чести и её защите. Честь можно определить как сочетание таких качеств, как верность, достоинство, благородство, чувство долга, честность, твёрдость данного слова, справедливость, принципиальность и многих других, которые общество рассматривает как его достоинства. Наличие одного из этих качеств ещё не свидетельствует о том, что обладающим им является человеком чести, но их отсутствие говорит об обратном. Честь во многом сходна с достоинством, но, в отличии от достоинства, не принадлежит ему по праву рождения, а приобретается стремлениями человека и его поступками, оценивающимися обществом. Как раз для оценки человека и был выработан кодекс чести буршей, свод правил, как писаных, так и неписаных. Писаные правила – Комман чести, исторически определяли только порядок решения дел чести. Что такое честь, что такое оскорбление, и как на оскорбление реагировать, было понятно всем причастным, поэтому есть очень мало письменных разъяснений о том, что такое честь, и зачем она нужна.  Студенты, понимавшие что такое честь и желавшие подтвердить это, должны были гарантировать (обязаться выполнять) Комман чести и декларировать этим своё стремление стать человеком чести. И сегодня вступая в корпорацию студент гарантирует выполнение им требований коммана. После гарантирования коммана каждый бурш обязан подтвердить это стремление своими поступками и делами, готовностью всегда ответить за свои слова и дела, защищать свою и чужую честь и достоинство, и всегда готов потребовать сатисфакцию или дать её. И если бурш теряет свою честь, то он не может больше оставаться буршом. 

Принцип свободы – сформулированный в Германии как «Frei ist der bursch», т.е. «Бурш свободен!». Когда-то этот принцип означал личную свободу бурша, дарованную привилегиями студентов в средние века, но сегодня главное в этом принципе то, что бурш свободен в своих мыслях, его долг принимать решения самостоятельно, не подчиняясь чужим суждениям и желаниям. Свободу бурша ограничивает его уважение к свободам других людей, к традициям и укладу жизни, но бурш не должен подчиняться чужому диктату или преступному приказу, он должен действовать повинуясь своей совести и осознанию своего долга.

Пожизненный союз – речь идёт не просто о формальном пожизненном членстве, а об активном участии и общении между поколениями буршей, основанном на идеале братства. В корпорацию принимаются молодые студенты, которые должны пройти обязательный испытательный срок, но и после окончания университета бурши остаются в корпорации, хотя и с другими правами и обязанностями. В Германии бурш может быть членом многих студенческих корпораций, в Латвии же возможно членство только в одной латвийской корпорации. Следующие общим принципам и идеалам корбурши  объединены в одну семью духовным родством, именно поэтому внутри корпорации, а зачастую и в бурсацком сообществе, все общаются друг с другом на «Ты».

Демократия является основой устройства студенческой корпорации, в которой все полноправные члены равноправны,  решения принимаются коллегиально большинством голосов, а все должности являются выборными. Студенческая корпорация является независимой организацией и суверенна в своих решениях. Она ограничена исключительно законом и добровольно взятыми на себя обязательствами.

Патриотизм – каждый латвийский бурш является патриотом своей Родины – Латвии. Под патриотизмом понимается любовь к Родине, стремление к благу народа и работа во имя этого блага. Патриотизму научить нельзя, поэтому в корпорациях не ведётся никакой пропаганды, но общий дух и дела корпораций, нацелены на воспитание своих членов в духе патриотизма.

Стремление к знаниям –означает в первую очередь принадлежность к академическому сообществу, так как обучение в университете является обязательным условием для членства в корпорации. Но даже после окончания ВУЗа бурш должен всю жизнь стремиться к получению новых знаний, использовать их во благо всего общества, помогать другим буршам в приобретении знаний, передавая им накопленный опыт.

Фехтование является неотъемлемой частью корпорационной культуры. Эта традиции возникла в средние века и до наших дней дошла в виде мензурного фехтования. Мензурное фехтование воспитывает бойцовский характер, развивает бурша физически, и приучает к тому, что каждый бурш должен быть готов к защите своей чести с клинком в руке.

Толерантность стала одним из главных принципов студенческих корпораций с самого начала их существования.Студенческие корпорации принимают в свои ряды студентов независимо от их происхождения, социального статуса, политических убеждений и конфессиональной принадлежности. Корпорации не одобряют или прямо запрещают религиозную и политическую агитацию в своей среде.

Сохранение традиций  означает то, что корпорация сохраняет свои устные и письменные традиции, которые являются становым хребтом организации. Традиции сохраняют дух корпорации, ее принципы, поддерживают дисциплину и обеспечивают преемственность между поколениями буршей. В то же время, верность традициям не означает отказ от нового, и корпорации устремлены в будущее и принимают всё лучшее из нового. Уважение к традициям распространяется не только на традиции своей корпорации, но и на чужие традиции.

Принцип старшинства означает уважение к старшим членам корпорации – и это один из главных принципов студенческих корпораций. Этот принцип основывается на взаимном уважении и дружбе, а вовсе не на унижении и оскорблениях, так как в делах чести нет старшинства и любой новичок может вызвать любого бурша за нанесённое ему оскорбление. Старшее поколение буршей поддерживает молодое, передает ему традиции и накопленный опыт, помогает им, взамен получая уважение, понимание и подчинение. Подчинение старшим помогает приобрести необходимый опыт, потому что тот, кто не умеет подчиняться, не может и приказывать. Старшинство в корпорации определяется по времени проведённому в корпорации, поэтому старший по возрасту может быть младшим по старшинству.

Тайна интерной (внутренней) жизни заключается втом, что вне корпорации не принято распространять информацию об отношениях между членами, о том как принимаются  решения. Корпорация не является тайной организацией, её цели, принципы и традиции не являются тайной, руководство корпорации известно, а деятельность полностью легальна, поэтому стремление изобразить из студенческой корпорации тайное общество, как в прошлом, так и сейчас, вызывают только усмешку.

Умеренность – корпорации не поддерживают излишеств, потому что любая зависимость делает человека слабым, а бурш должен сохранять свою свободу и силу. Так корпорационные пирушки строгой дисциплиной и правилами ограничивают потребление алкоголя.

Прочитав эту статью, может показаться, что автор идеализирует студенческие корпорации, рассказывая об утопичной попытки воспитать безгрешного человека. Я действительно идеализирую корпорацию, но, купаясь в грязной воде поневоле запачкаешься, купаясь же в чистой – отмоешься. Так и корпорация, провозглашая высокие идеалы и устанавливая высокие требования, смывает с человека всё наносное и обнажает его истинную сущность.  Студенческая корпорация – это не сообщество идеальных людей, это сообщество людей, стремящихся к идеалу. В своём стремлении эти люди могут совершать ошибки и проступки, получать наказание и, выдержав его, снова стремиться вверх. И именно это стремление вверх и характеризует каждого корпоранта.

Краткая историческая справка.

Истоки студенческих корпораций восходят к первым европейским университетам. Информацию об этом можно найти на русском языке, но считаю необходимым ознакомить читателя с почти тысячелетней традицией, а также показать в какие именно периоды появились те характерные черты, сделавшие студенческую корпорацию столь уникальным явлением. Импульс к созданию университетов и их развитию был дан указом Фридриха I Барбароссы "Authentica Habita" в1158 году, который утвердил различные привилегии и свободы студентам. Первыми universitas были на самом деле общества. Так в Болонском университете для защиты и помощи студенты были организованы в две большие группы: “universitas citramontane” un “universitas ultramontane” объединявшие студентов из Италии (внутригорцев) и всех остальных  (внешнегорцев), в свою очередь universitas делились на “natio”, например ломбардцы и немцы. С конца XIII века принадлежность к какой либо “natio”стала обязательным требованием. Дальнейшее развитие наций привело к образованию землячеств – Landsmannschaft, то есть обществ, объединявших выходцев из одной местности. Этот принцип до сих пор действует как основной во многих организациях Германии, а также в других странах, например, Швеции. В XVIII веке под влиянием масонских лож становятся популярными студенческие ордены, с внутренними ритуалами, стремлением к тайне и пожизненным членством. Их век был недолог и в XIX столетии студенческие организации становятся очень разнообразными - католические, певческие, фехтовальные, охотничьи и многие другие. Корпорации в том виде, в котором они появились в Российской Империи, окончательно оформились только в начале XIX века в Германии, и, для отличия от других подобных организаций, стали называть себя Corps, хотя произносится это слово как «кор», а их члены – корштудентами Первая студенческая корпорация – Onoldia была основана в 1798  году в городе Эрланген. Кроме принципа пожизненной дружбы и членства, впервые появилось требование того, что член Onoldia не может быть членом другой организации, и впервые исчезает требование принадлежности к одной провинции или местности. В начале новая форма обществ называлась землячеством или также Corps-Landsmannschaften, но с 1815 года установилось новое обозначение – Corps. В Российской империи студенческие корпорации появились в Дерптском университете в 1808 году. Первая корпорация студентов из России – Ruthenia, была основана в том же 1808 году, в Гёттингене. Первая русская корпорация, также Ruthenia, была создана в Дерпте (ныне город Тарту в Эстонии) в 1828 году поэтом Николаем Языковым. До 1917 года в Российской империи существовало множество студенческих корпораций. До 1940 года в Латвии и Эстонии действовали 8 русских студенческий корпораций и несколько корпораций студенток.

*Бурш иначе бурсак (нем. Bursch) (от лат. bursa – общежитие для студентов) – в нашем понимании исключительно студент или бывший студент, обязавшийся (гарантировавший) решать дела чести в соответствии с Комманом чести. Так как Комман чести могли гарантировать не только члены студенческих корпораций, то бурш является общим понятием по отношению к частному – корпорант (в Германии «корштудент»). Слово «бурсак» в русской литературе означает студент вообще, поэтому в среде корпораций менее употребительно.

 

Читайте также

Комментировать Всего 1 комментарий

Мне резонно заметили, что личный опыт бурша гораздо интереснее, чем теория. Попробую написать и об этом. 

Новости наших партнеров