Все записи
23:06  /  9.06.16

5439просмотров

Бунт пассажиров третьего класса

+T -
Поделиться:

Не могу проплыть мимо «Титаника», который вторично утонул на этой неделе в российском интернете:

1.Фарид Закария это такой правый американский интеллектуал, фанат Рейгана, пропагандист элитизма и т.п. Это стоит учитывать, читая любую его цитату.

2. К тому же, цитату искаженную местным пропагандистом всего того же самого, но попроще.

3. Да, Камерон действительно сочувствует левым и Жижек даже называет его полувсерьез «голливудским марксистом» («Аватар» есть ничто иное как экранизация сценария мировой революции: ученые + разочарованные в войне ветераны + аборигены (они же неформалы), подключенные к «мировой душе всего живого» против генералов помешанных на колониальной войне и корпораций, помешанных на прибыли).

4. Любые ссылки на этологов и вообще на «так устроено в природе, вот поэтому тоже самое и у нас» в 999 случаях из тысячи используются для того, чтобы оправдать свою идеологию и ту форму неравенства, которая вам выгодна. Это так хотя бы потому, что модели группового поведения в природе бесконечно вариативны и потому, что биологическая эволюция человека давно закончилась и нас движет эволюция социальная, а у неё иные стимулы, законы и причины.

5. И наконец, я допускаю, что чем выше классовое положение в обществе (особенно в относительно стабильном обществе, где классы сложились давно), тем с большей вероятностью мы можем ожидать от вас этичного и благородного поведения. Потому что усвоение этичных моделей поведения (они же не врожденные, правда?) это такая же привилегия, как доступ к высокому уровню образования, низкий уровень насилия в семьях, раннее знакомство с лучшими образцами человеческой культуры и мысли, гуманистическое воспитание и т.п. Но из этого наблюдения можно сделать два противоположных вывода. Вывод прогрессивный: общество должно иметь задачей своего развития такое состояние, в котором все ресурсы и возможности будут равно доступны всем и тогда наиболее этичные сценарии поведения станут повсеместными. Вывод реакционный: те, кто внизу пирамиды не вполне люди, потому что чаще ведут себя как звери, а значит их нужно держать в узде, отгородиться от них стеной и предоставить им право охотиться друг на друга, лишь бы они однажды не подняли голову и не смели тех, кто выстроил всю эту пирамиду и расположился на её классовой вершине.

6. Способность вести себя этично, даже если она распространена в большей степени среди высших классов, всегда обеспечена за счет обреченности низших классов на варварство, за счет кражи у них и присвоения себе такой способности и возможности. В перевернутом буржуазном сознании это формулируется строго наоборот: «мы наверху, потому что мы лучше» т.е. причина и следствие меняются местами выгодным для сторонников неравенства образом.

7. Даже когда представители высших классов спасали своих «женщин и детей», они ведь совсем не заботились о судьбе женщин и детей из других классов, пониже, правда? То есть этичное поведение элит чаще всего распространяется на представителей своего класса, а не на всех людей вообще. Это внутриклассовая этика. Это этика «для своих», а не для всех. Об этом стоит помнить всегда, когда заходит речь о «благородстве» элит.

8. Революция это опасный эксперимент, имеющий целью использовать «варварство и жестокость» низов как инструмент, таран, динамит для обрушения классовой пирамиды и создания возможностей нового мира, в котором этика будет одна для всех и возможности её усвоения будут для всех равные. Чисто теоретически это можно сделать и без революции, реформистским путем постепенного выравнивания возможностей, но эта розовая мечта всегда упирается в сопротивление правящего класса, который никогда добровольно не согласится распространить «этику для своих» на всех представителей общества, потому что это означает радикальный передел собственности и отмену всех писаных и не писаных привилегий, которые дает владение капиталом.

Перепост

Комментировать Всего 1 комментарий

Вроде, все правильно, но как-то несистемно и без выводов. Хорошо бы дальше развить...

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff