В поисках дракона
Все сегодняшние споры о том, где искать дракона - снаружи или внутри – интеллигентская бессмысленная рефлексия и прокрастинация. Объясню почему.
Современные бюрократические государства могут жить без лидера. Для таких обществ президент, премьер или королева – это «говорящая голова». Ей достаточно попадать в тренд. Тело живет своей жизнью, поддерживая гомеостаз.
В России кризис случается каждые десять лет. Если он не случается, его организовывают. Потому что в условиях хаоса обществу нужен лидер, антикризисный менеджер с особыми полномочиями. А, в условиях отсутствия работающей при любой погоде бюрократической системы, смена лидера – это уже кризис.
Закрытие НТВ в 2001 году, арест Ходорковского в 2005 и все последующие события на Болотной и вокруг нее недвусмысленно показали обществу, что правила игры остались прежними. И нет другой силы в государстве, кроме начальника. Только он может защитить, прикрыть хоть от закона, хоть от беззакония. Поэтому начальника поддерживают всегда, за него готовы умереть, а смена лидера в России, особенно в кризисные времена, воспринимается как конец света, эсхатология, погружение во тьму, хаос и безвластие.
Обученная беспомощность и политическая религиозность, рядом с которыми нет места личности и самодостаточности, - это болезнь, которая поразила сегодня большую часть общества. Болезнь нужно лечить, но теми средствами и в рамках той картины мира, которая доступна сегодня пациентам.
Поиск «дракона» внутри – немассовое и дорогое лекарство, рассчитанное на продолжительный курс лечения. Большинство людей в России (жители мегаполисов – молчать!) выживает на физическом уровне, и в этих условиях рефлексия невозможная роскошь. Альтернативная картина мира, дискуссии, отличные от «борьбы нанайских мальчиков», в массовом доступе просто отсутствуют. Способность к анализу, как опасный защитный механизм, утрачена. Ведь невозможно подвергнуть сомнению и разрушить собственную картину мира, не спровоцировав сильнейший психоз и депрессию со следующим витком кризиса, который в случае со сменой политического курса может стать массовым.
Поэтому единственная возможность, которую я вижу, – это лечить подобное подобным. Лечить по воле тех, кто находится у власти. Как лекарство - пропаганда демократических ценностей, свободы прессы, толерантности, честных выборов, безусловного приоритета закона над клановостью, науки над верой. И весь переходный период президент должен выступать как гарант этих ценностей. Лет через пятьдесят-сто, когда общество будет готово нести ответственность за власть, а не власть за общество, институт президентства станет номинальным.
Сегодня же номинально общество. Поэтому есть вероятность, что драконьи династии обосновались у нас надолго. И искать их не надо. Они легко находятся сами. А природа драконов такова, что, если они и лечат людей, то только для того, чтобы потом их же и слопать.