Нынче ничему нельзя верить, кроме личной истории, говорит Костя Кожевников - один из ведущих мастеров сторителлинга в стране. Только в личной истории и осталась правда.

Хорошо рассказанная история - самый древний и эффективный инструмент маркетинга. Личная история лучше всего продаёт и продаётся; продвигает в соцсетях, помогает справиться с внутренними демонами, а иногда, как Шахерезаде, просто выжить (рассказчику и слушателю - буквальному и удаленному). Мало ли что в жизни бывает? Говорят, даже в тюрьме хороший рассказчик в почете.

Казалось бы, ты специалист по сторителлингу - дак продавай онлайн- семинары, курсы, марафоны, учи рекламщиков, smm-щиков, инста-цыганок рассказывать истории. Штампуй советы, заноси как открытие, что начинать рассказывать надо с начала, но можно и с конца.

Ан нет.

Костя (основатель "Театра сторителлинга Константина Кожевникова") так не хочет. Ему сторителлинг интересен как искусство. Он многие годы карабкается к его вершинам, достигает их и тут же ставит новые, сугубо творческие цели. И опять...

Собственный мастер-класс по рассказыванию историй Костя тоже превращает в спектакль, полный драматизма и коллизий.

А заодно и в разговор о болевых точках поколения 35-45-летних взрослых детей.

И по ходу ещё в историю о необходимости рассказывать о себе правдиво и способах доставать эту правду из себя. И объясняет, зачем это делать. («Помогает человеку пережить то, что без чужой помощи он пережить не может».)

Плюс даёт понять, как, раскрываясь в своей истории, доверяя другим сокровенные эмоции, оставаться личностью. Только крепчать.

И ещё как-то незаметно «заставляет» задуматься о значимости ближнего своего, почувствовать объединяющую силу личной истории.

Да! Ещё учит преодолению внутренних зажимов и барьеров и, наконец, демонстрирует, как познакомиться с личным алхимиком своей истории - своим внутренним ребенком. Тем самым, очень ранимым и испуганным до крайности.

И все это за 1,5 часа.

На лекции с доской и маркером такому не научишь. Получилось не только про рассказывание историй и их рассказчиков, но про творца и творчество. Опять...

Интерактивный спектакль «Алхимия сторителлинга» - это такая экскурсия в тайную лабораторию приготовления историй. (Задавая очередной вопрос залу, Кожевников напоминает: «Отвечать можно вслух». А, точно! Про себя-то отвечаешь автоматически).

Это экскурсия с полным, порой пугающим погружением. Артисты миксуют интервью, диалог, мастер-класс и на наших глазах конструируют историю о том, как надо рассказывать истории. Пишут «нервом» ценную, понятную и работающую «методичку» по сторителлингу.

Умудряясь из самого жерла конфликта вбрасывать в эфир конкретные советы тем, кто хочет научиться рассказывать о себе и своем опыте (профессиональном, личном, любом) в устной или письменной форме.

• Начинать лучше с безопасных тем.

• Крик сработает, но он должен быть тщательно артикулирован.

• Современной истории нужен интерактив.

• Про то, что бесит, и надо рассказывать.

• Глубокое переживание само по себе обладает витальностью. Не бойтесь о нем рассказывать.

• Надо, чтобы было, над чем поржать.

• Рассказывать правдиво мешает стыд. А стыд - это нежелание делиться сокровенным с теми, кому не доверяешь. А не доверяешь почти всем

• Кроме исповеди должно быть что-то ещё!

Некоторые реплики совсем уж непохожи на текст пьесы, спектакля, мастер-класса. Грань между доверительным общением со слушателем и вроде бы заготовленным диалогом актёров (или просто людей, которых мы узнаём все лучше по ходу действия?) - эта грань почти не ощущается. Эту грань рассказчики - Костя и Александра Люц переходят туда и обратно много раз, мы не замечаем когда. И в этом и есть тот самый класс и то самое мастерство.

Сидишь в зале и не понимаешь - ты учишься или наблюдаешь, как преодолевает свои зажимы сам мастер. И усваивая его опыт, незаметно нарабатываешь свой. Эмпирический, ценный. Который потом сможешь применить, вспомнить и включить.

Это тебе не конспект в тетрадке - записал и забыл. Супер!

Только что спорили про «Ёжика в тумане», только что Костя возмущался:

- Почему Маяковского обязательно надо орать? Вы в жизни любите орать?

И вот уже рассказывает про своего отца, будто бы только тебе и как бы в сторону от обще канвы «класса». И забываешь, что ты в зале лектория Культурного центра ЗИЛ, сопереживаешь и понимаешь, что да-да, и ты тоже хотела спросить у отца, как он относился к тебе маленькой. И тоже не успела.

Р.S. Отдельное спасибо за совет «рассказывать, отталкиваясь от листика»… (от детали). Я знала! Знала!

Посмотреть мастер-класс "Алхимия сторителлинга" можно тут:

*Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры».