Все записи
12:43  /  23.12.18

1291просмотр

Снежок и Клара

+T -
Поделиться:

Когда снежок сыплется, и жить веселей. Сидишь на табуретке на 17 этаже, качаешь ногой, а за окном белое на белом – снежинки шебуршатся на фоне неба, образуют пары и секстеты, летят вверх и наискосок, и вообще в разные стороны. И вроде уже не просто сидишь-тупишь, а находишься в центре бурного движения, и все вокруг завихряется. Даже можно ничего не делать, только в окошко смотреть, даже не шевелиться - жизнь итак будет продолжаться, клубиться рядом! И начинаешь ею страшно интересоваться.

Или наоборот, сидишь целый день в телефоне (без кавычек), что-то там прямо очень важное делаешь, а потом поглядишь в окно, увидишь, как большие мохнатые снежинки летят вверх. И наискосок. И вообще в разные стороны. И так прифигеваешь, останавливаешься, думаешь «надо каждый день выходить в лес под окном», замечаешь, в конце концов, небо, в нем четыре звездочки и луну. И внешний мир уже кажется гостеприимным. Правда, потом две звездочки разлетаются в разные стороны, потому что это были самолеты) Но и две натуральные звездочки в светлом московском небе – неплохой результат.

Сегодня отвлеклась на снежинки, уперлась взглядом в новогодний открыточный пейзаж под окном и постояннодействующее настроение «что-то я еще должна была сделать» сменилось на забытое «новыйгоджескоро». Плюнула на текучку, убрала ноут и позвонила Кларе Филипповне. Звоню я ей редко. Сначала забегавшись не звоню, потом не звоню, потому что неудобно, потом уже боюсь, что и звонить поздно…

Ей 92 года, она живет между домом на Динамо и мастерской на Белорусской. Если летом не едет в Дагестан. Так было всегда - и те десять лет, что мы знакомы, и еще лет 60 до этого. И, наверное, в этом секрет долголетия - в размеренности, работе, отстуствии неопределенности, реализме (в искусстве и жизни) и нежелении самовыражаться. Только отражать.

Я бы в общем хотела, чтобы так все и продолжалось. Чтобы жить и знать, что днем Клара Филипповна работает в своей мастерской с видом на Белорусский вокзал, а вечером пьет чай с лимоном в своем доме художников на Масловке.

Звоню на сотовый, жду 10 гудков, потом звоню в мастерскую на городской. Трубку берет сосед Клары Филлиповны и отвечает, что сегодня она «еще не приходила». И затем говорит:

- Давайте я запишу ваш номер, передам Кларе, а она вам перезвонит. Сейчас я схожу за карандашом.

А что, люди все еще так делают?

Был слышен звук поезда у них за окном, и как художник кладет трубку на стол, долго идет по мастерской к столу, потом обратно, шуршит карандашом по бумажке… И как бы время замедлилось, как в этом фильме с Дикаприо. Мой внутренний метроном удлинял перерывы между тик и так, и я это слышала. Поначалу сбивалась с ритма, но скоро стала попадать. Тик. Так.

Представила все эти дремучие алоэ на подоконнике, подрамники и холсты, один - на мольберте, разбитую сахарницу и в большом окне тоже снежинки… Тик. Так.

Дальше вроде ничего особенного не случилось – но Клара перезвонила. И у нее все прекрасно. «Готовлюсь, говорит, к выставке. На «Беговой» мне дали два зала. 18 января – открытие. А еще была выставка в музее Востока, но я до тебя не дозвонилась – опять потеряла твой номер!».

Договорились увидеться.

Ощущение, что метроном продолжает замедляться, но будто прибавляет силы, как очень медленно ускоряющийся паровоз. Тик. Так. В моем мире все идет своим чередом – снежинки летят, и кто-то записал мой телефон простым карандашом, у Клары новая выставка, и в ее мире тоже все идет своим чередом… Тик. Так.

Потому что, наверное, когда замедляешься сам, жизнь вокруг тебя замедляется тоже. Чтоб потом пойти в нужном направлении.

***

- Ася, я звонила Кларе Филипповне! У нее все хорошооо! – кричала я, качаясь на табуретке.

- А ты говоришь, тебе УЖЕ 44…

Биографическая справка

Власова Клара  Филипповна, 1926 г.р. родилась в Москве. С 10 лет она занималась в детской изостудии при Центральном доме художественного воспитания детей, а в 11 лет получила Первую премию на Первом всесоюзном конкурсе детского рисунка. В 1939 году Клара Власова поступила во вновь организованную Московскую среднюю художественную школу, вместе с которой в 1941 году Клара вместе со школой была эвакуирована в Башкирию в село Воскресенское.

В 1943 году Власова вернулась в Москву, закончила школу, и в 1944 году была принята без экзаменов в Московский Государственный институт имени В.И.Сурикова, в мастерскую С.В.Герасимова. Это был единственный раз, когда выпускников художественной школы зачислили без экзаменов. По своим профессиональным качествам они превосходили остальных, так как во время войны оттачивали и нарабатывали свое мастерство.

Летом 1945 года состоялась выставка студенческих и дипломных работ, на которой была представлена картина К.Ф. Власовой «Симфонический оркестр». Критики отмечали эту работу, как произведение сложившегося мастера.

В 1950 году Власова окончила институт и была приглашена на работу над тематическим панно для павильона «Таджикистан» Всесозной сельскохозяйственной выставки. Художница поехала на этюды в Таджикистан, и, начиная с этой поездки, Средняя Азия стала одной из самых любимых тем в ее творчестве. Она объездила Таджикистан, Киргизию, Узбекистан, Казахстан., запечатлевая на картонах и холстах быт и жизнь других народов.

Теснее всего жизнь связала ее с Дагестаном. Она вышла замуж за лакца Омара Ефимова, также художника по профессии. Часто ездила в Дагестан, вдохновленная красотой и величием гор, плодотворно работала над картинами. В селе Чох Клара Филипповна нашла и купила дом начала XX века, расписанный местным художником, и до сих пор приезжает туда работать каждое лето.

В 2007 состоялась передвижная персональная выставка «Пути-дороги» в городах Поволжья – Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, а в 2012 году в Дагестане с большим успехом прошла персональная выставка художницы, которая была удостоена звания «Национального художника Дагестана».

Работы К.Ф.Власовой представлены в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея истории и реконструкции Москвы, в Музее Л.Н.Толстого в Москве, в музеях Владимира, Махачкалы, Сочи, Дербента, в частных коллекциях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и Японии.