Все записи
11:09  /  13.07.19

1141просмотр

Филиппенко читает Гоголя

+T -
Поделиться:

Билеты на Филиппенко разлетелись почти мгновенно. И это в середине лета!

Потому что Филиппенко читает Гоголя.

Все так обрадовались, что можно куда-то прийти, и там точно будет хорошо – содержательно, темпераментно, насыщенно, талантливо, тонко! Когда Филиппенко читает Гоголя – это же классика вдвойне. Это новое осмысление, новые (да-да!) подробности гениального текста «Мёртвых душ», смакование словечек и отдельных выражений и обязательно - смех, хохот и музыка. (А как он репетирует! Это же отдельный шедевр, мастер-класс, образец требовательности к себе и честности по отношению к зрителю).

Вчера на программе «Гоголь. Шнитке. «Мёртвые души» на фестивале лектория "Прямая речь" был аншлаг, заняты места на подушках, на ступеньках, приставные и дополнительные. Вчера была овация до того, как он начал читать, только при появлении актёра на сцене. Овация заранее, овация предвкушения восторга, овация по сумме заслуг, овация восхищения и уважения. А в конце моноспектакля осталось космическое чувство - как от столкновения с представителем иной цивилизации, медленно отступающей в прошлое. Тем больше хочется прислушиваться.

В сентябре Александру Филиппенко будет 75. И он уже давно может сам выбирать себе роли, материал, литературную основу самовыражения. И он выбрал «Мёртвые души», чтобы сегодня поговорить со зрителем о том, что интересно и важно лично ему. Филиппенко – актёр и гражданин. Его спектакль – не просто художественное чтение, но и гражданское высказывание, взгляд на сегодняшнюю ситуацию в обществе и её горькая оценка. Он, конечно, понимает, что изменить ситуацию нельзя, но повлиять можно. А высказаться необходимо. И он использовал все средства своего уникального актёрского арсенала, чтобы гоголевский текст заиграл, зазвучал свежо, актуально, ярко. И будто про нас.

Филиппенко не только «выступает» - он разговаривает со зрителем. Гоголя любит всю жизнь и читает не так, как мы, нынешние торопыжки. Не поверхностно, а вглубь. И каждым словом, каждым жестом, дыханием и паузой в моноспектакле восхищается гоголевской проницательностью и в то же время скорбит, что за 200 лет ничего не изменилось: воровство, взяточничество, тупость, чревоугодие, завиральные идеи и бездорожье. «Смотрите, Гоголь уже всё описал», - демонстрирует Александр Георгиевич, доносит, растолковывает, местами расшифровывает Гоголя, всячески усиливает посыл цитатами из современников и «Гоголь-сюитой» Шнитке. Гигант! Мастер!

И всё это очень серьёзно – злободневность, социальное звучание, обличение пороков. Но уровень актёрского мастерства и таланта позволяют Филиппенко решать серьёзные задачи и сверхзадачи будто ИГРАЮЧИ! Играть – не в смысле «играть спектакль», а просто ИГРАТЬ: разговаривать с залом, задавать ему вопросы, подмигивать, отпускать реплики в сторону, озвучивать ремарки, дирижировать, общаться с музыкантами и взаимодействовать с музыкой Шнитке!

А его пластика, узнаваемые жесты, мимика, интонации ощущение легкости добавляют. И хочется смеяться и не думать о плохом. И читать, перечитывать, вчитываться в Гоголя. И думать, как всё это наконец исправить.

Браво, Филиппенко! Спасибо, что вы с нами.