Все записи
11:26  /  26.09.17

2163просмотра

Откуда пахнет гарью?

О том, чем дышат наши дети и как улучшить качество воздуха в городах, рассказал доктор Джонатан Григ, основатель общественного движения «Врачи против дизеля»

+T -
Поделиться:
Фото: da-kuk/GettyImages
Фото: da-kuk/GettyImages

13 сентября был закрыт доступ к сайту Мосэкомониторинга, вследствие чего не смог продолжить работу новый проект «Гринпис России» — карта «Чем дышит Москва». Это произошло очень вовремя: 12 сентября в Москве и Подмосковье было отмечено многократное превышение допустимого содержания сероводорода в воздухе (к настоящему моменту ситуация не улучшилась). В ночь с 20-го на 21 сентября московские пользователи сети Facebook стали сообщать о сильном запахе гари. Запах начал двигаться с севера Москвы, прошел через центр и часам к трем ночи, судя по соцсетям, добрался до юга Москвы.

Эти случаи, скорее, некая видимая и ощутимая вишенка на торте постоянного фонового загрязнения воздуха в Москве: проблема намного более обширна, а в зоне риска прежде всего дети. Об этом мы побеседовали с Джонатаном Григом, одним из ведущих в Британии экспертов по воздействию загрязнения воздуха на детское здоровье, специалистом по респираторным заболеваниям и экологической медицине в Queen Mary University of London, основателем общественного движения «Врачи против дизеля».

Какие именно виды загрязнения воздуха наиболее опасны для здоровья детей?

Наиболее опасны выхлопные газы от дизельных и бензиновых двигателей — помимо диоксида азота и углекислого газа они производят еще и мельчайшие частички сажи, которые оседают в легких и из-за этого наиболее опасны.

К каким заболеваниям это может привести?

Это сложный вопрос: в городском воздухе содержится смесь разных вредных веществ, и очень сложно выяснить, что именно вызывает конкретные заболевания. Но самый очевидный эффект — это снижение объема легких, которое вызывается осевшими частичками сажи, это астма, воспаление легких, рак легких. В настоящее время доля курильщиков (в Англии. — Прим. автора) очень сильно снизилась, а процент больных раком легких, наоборот, увеличился, что говорит о прямой взаимосвязи между раком легких и загрязненным городским воздухом. Примерно четверть больных раком легких не являются курильщиками, загрязнение воздуха — это такое «новое курение».

Дети какого возраста наиболее уязвимы в большом городе?

В зоне риска прежде всего дети до четырех-пяти лет в связи с тем, что организм еще не обладает системами защиты, и подростки, потому что именно в этот период активно растут легкие. Но наиболее опасен грязный городской воздух в пренатальный период.

Джонатан, можно ли примерно рассчитать зону поражения выхлопными газами? Ведь люди, живущие у крупных автомагистралей, наверняка в большей опасности, чем жители тихих зеленых дворов?

У исследователей принято говорить о зоне в 150 метров от крупных магистралей, так как именно после 150 метров резко снижается уровень загрязнения воздуха и соответственно, опасность.

Можно ли сказать, что переезд из этой зоны поможет защитить ребенка?

Это довольно сложный вопрос. Порекомендовал бы я жить дальше от крупных дорог _ да, это совершенно правильно, за пределами 150-метровой зоны легкие ребенка будут намного более здоровыми. Проблема в том, что мы вынуждены жить обычной жизнью, выходить из дома, гулять, ездить по этим дорогам. В любом случае, невозможно переселить всех — кому-то придется жить у трасс.

Важен ли этаж?

Да, конечно, если вы живете у крупной магистрали на первых этажах, вы будете постоянно дышать загрязненным воздухом. Но даже на верхние этажи потоки воздуха, увы, доставляют вредные вещества.

Могут ли зеленые зоны — парки и даже небольшие скверы — улучшить ситуацию с качеством воздуха в городе?

Если вы живете в большом парке, даже в очень грязном городе, это может помочь. Но, поскольку воздух перемещается, небольшие зеленые зоны не дают серьезной защиты. Для того чтобы нормально развиваться, детям необходимо много физической активности на свежем воздухе, к сожалению, выходя на улицу, они снова дышат тем же городским воздухом. Комплексно эту проблему можно решить только уменьшением количества автомобилей. Кстати, если говорить о крупных автомагистралях, концентрация вредных веществ внутри автомобиля на такой трассе намного выше, чем рядом с ней, то есть гулять рядом с такой дорогой менее вредно, чем по ней ехать.

Является ли увеличение доли общественного транспорта в городе решением этой проблемы?

Да, это очевидное решение: даже работающий на дизельном топливе автобус лучше, чем десять-двенадцать автомобилей. Но это лишь часть решения. Стоять по полчаса на холоде не хочет никто, даже при большом желании не загрязнять окружающую среду, так что общественный транспорт должен быть действительно удобным. Лично я сажусь за руль раз в неделю, чтобы съездить в супермаркет, или для поездок за город, остальное время я пользуюсь общественным транспортом.

Что вы можете сказать о других источниках токсичных веществ в городе, о свалках и мусоросжигательных заводах? Влияют ли они на жителей мегаполисов, даже если находятся в пригородах?

Исследований на эту тему намного меньше, чем на тему выхлопных газов, можно сказать одно: все очень сильно зависит от оборудования на мусоросжигательных заводах. Сейчас появилось совершенно новое направление исследований — воздействие на здоровье меньших по масштабности источников загрязнения, таких как различные виды пластика в наших домах, синтетических материалов, которые тоже вредны для здоровья, приготовление еды на газе и пр.

Я знаю, что в Лондоне сейчас есть возможность подписаться на смс-оповещения о превышении содержания вредных веществ в воздухе. Как это работает?

Это бесплатное приложение, можно запросить ежедневное или еженедельное оповещение. Метеорологи включают в эти оповещения необходимую информацию по загрязнению. Это очень полезная информация для пожилых людей, для перенесших сердечный приступ, и для тех, у кого есть дети. Сейчас мы стараемся внедрять эту программу, рассказываем о ней врачам.

Какие самые простые и доступные шаги, на ваш взгляд, были бы доступны в Москве для улучшения качества воздуха?

Когда я попал в Москву после Европы, я был поражен количеством автомобилей. На мой взгляд, в первую очередь необходимо развивать систему общественного транспорта и за счет этого уменьшать трафик в тех районах, где живет больше всего людей.

Комментировать Всего 1 комментарий
Anton Litvin

О-о-о-о...