Все записи
12:43  /  2.06.14

1010просмотров

Катя Рубина Давай спокойно посидим, поговорим об Ювенале ( Рассказик)

+T -
Поделиться:

Вот в последнее время одна проблемочка меня стала сильно занимать и даже беспокоить. Очень меня волнует наше общение. То есть, как мы стали общаться друг с другом. Не то, чтобы мы перестали общаться, ни, ни. Разговоров происходит очень много и  иногда чересчур. Вот, к вечеру, обычно телефон просто разрывается. А это о чем говорит? Люди общения хотят и все такое, хотят поделиться сокровенным наболевшим и прочим и просто узнать, что как. Не вообще, а конкретно. Или  вот, например, встречаются люди и начинают очень активно общаться, рассказывать, хвастаться, жаловаться и все как положено. А дальше как-то пустовато получается, когда все в принципе про себя рассказано, вот дальше совсем, как-то пустовато.

Как-то резиново – вытянуто получается. Как-то НДААА, ВОТ-ВОТ и тому подобное.

Вот вы, конечно, помните Евгения Онегина (А. С. Пушкин – наше все)

В школе  проходят. И там, в этом романе в стихах, там про Онегина. Это в самом начале идет. Как он, Онегин мог спокойно потолковать об Ювенале, в конце письма поставить vale,да помнил, хоть не без греха из Энеиды два стиха.

 И когда читаешь эти строчки, как-то хочется  с кем-нибудь об Ювенале поговорить. В конце письма vale устарело, его не хочется ставить.

Теперь так, про Энеиду. Тема часа на два для любителей эпического и размеренного.  

Но потолковать об Ювенале сложно. Почему? Потому что никто его не читал, а просто так разговаривать об нем тоже  не принято. Но, хочется.

Я вот тоже не читала, но как только проблемы  все насущные с собеседником обсужу, так эту песню сразу завожу. Мне хочется об Ювенале, и я тихонько так, исподволь завожу, нет, не сразу, а через паузу и перекур, Начинаю, так как бы это вообще, не конкретно.  Так спрашиваю: « А не кажется ли вам или тебе, (зависит от собеседника), что в  стоической сатире, в синкретичном смехе потенциально, или в зачаточном виде заложены  множественные виды комического, обособляющегося затем в ходе развития культуры?»

Тут, тоже в зависимости от ответа, я начинаю  конкретизировать. Так легко говорю, как бы невзначай. Кстати, Ювенал это не комическая сатира. Далее, разговор может и сразу закончиться и иметь продолжение.

Первый вариант. Он самый распространенный. Собеседник говорит:

«Не будет ли тебе кривляться,

 Дался нам это Ювенал,

О нем я вовсе не слыхал,

Плевал я на него, чихал,

Да и с тобой,  мон  дью,

Пора давно расстаться.

Труба зовет, рога трубят.

Пора, пора.

Дела стоят».

Второй вариант –  неожиданный. Собеседник поддерживает тему. Начинает, как-то живо реагировать, проявлять интерес.  Это очень приятно, но опасно. Потому, что я Ювенала не читала ни одной строчки и в запасе у меня есть только два предложения о нем. А поговорить хочется. Очень хочется поговорить об этом. Ну, про две строчки это я махнула. На самом деле их у меня три. Для серьезной беседы  должно хватить. Тогда я начинаю опять с обобщений. Из общего всегда легче на частное перейти и все по косточкам разобрать. Я говорю так, затягиваясь сигаретой и прихлебнув кофе из чашечки. Тут неплохо прикрыть глаза и, как бы, погружаясь в размышление, произнести:

– Маленького человека заметила уже новоаттическая комедия.

И если дальше собеседник просто слушает, то это плохо, а если комментирует, то это очень хорошо. Потому, что у меня осталось два предложения. Правда из одного может вырасти целая отдельная беседа. Сейчас увидите, как это делается. Ювенала волновала проблема маленького человека. (Интересно, в каких формах?)

Вообще надо не лениться, а как-нибудь, ну не завтра, послезавтра тоже много дел, пойти в библиотеку и что-нибудь взять из его сатиры. А то все время провожу с людьми беседы об нем и,  ну просто понятия не имею, как это все выглядит.

Поняли про маленького человека? Куда я клоню? Догадались? Про Гоголя можно поговорить, про Акакия, как его Норштейн удачно в мультике нарисовал, а денег доделать не хватило, как он по Невскому бежал,  не Норштейн, а Башмачкин, как он перышком скрипел. Про Гоголя лучше всего закончить трюизмом. Все мы вышли из гоголевской шинели.

А если дальше про Ювенала продолжать? Если проблема маленького человека собеседника не интересует. Люди разные бывают. На этот случай есть последнее, прекрасное предложение, оно же и тема для хорошей беседы.

В САТИРАХ ЮВЕНАЛА ЯРКО ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ МОРАЛЬНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ ЛЮДЕЙ.