Все записи
23:08  /  23.02.15

3741просмотр

Об одной антипатриотической группе отечественных топонимов

+T -
Поделиться:

 

Странное мероприятие под названием «Антимайдан», видимо, рассматривалось Администрацией Президента в числе знаковых пропагандистских мероприятий 2015 года, раз под его проведение был отдан центр столицы, обеспечивалось широкое информационное сопровождение и включался мобилизационный ресурс в виде разнарядки на участие для бюджетников. Очевидно, что власть способна устраивать нечто подобное хоть каждый месяц и по любому поводу – на агитпроп в России третьего путинского срока денег не жалеют, а экономический кризис заставит, скорее, увеличивать эти расходы, а не сокращать. Но в случае с «Антимайданом» от 21 февраля 2015 г. важен именно повод, и когда в этом качестве выступает годовщина отстранения от власти президента соседнего государства, возникает ряд недоумённых вопросов. Почему это событие, на самой Украине трактуемое позитивно, для участников московского «Антимайдана» – основание «не забывать и не прощать»? Что им Гекуба – в данном случае Янукович В.Ф.? Президенты во всём мире приходят и уходят, бывает, что и не по своей воле, как недавно в Йемене Абд Раббу Мансур Хади. Видывали мы такое и на постсоветском пространстве – в Грузии, Азербайджане, Киргизии, Молдавии – но никогда эти события не вызывали столь сильных эмоций в Москве, не оборачивались международным кризисом, военными действиями с участием России и перекройкой государственных границ.

Памятуя, что именно победа Майдана в Киеве дала России повод для присоединения Крыма, участники «Антимайдана» в Москве, вполне этим присоединение довольные, вместо обещаний «не прощать» должны были бы маршировать с лозунгами: «Спасибо тебе, Майдан!». Ведь разгони «Беркут» киевских демонстрантов, сохрани Янукович власть – Крым навсегда остался бы украинским, так? И чему тогда Николаю Старикову с Викой Цыгановой радоваться? На почве чего Кремлю раздувать в россиянах патриотический угар, поднимать рейтинг путина, раскалывать и маргинализировать протестное движение – вспоминая сочинские победы Виктора Ана, что ли?

Но благодарность так же чужда политикам, как логика – пропагандистам. Кремль, выиграв от победы Майдана больше всех (полагаю, рано или поздно появятся свидетельства, что этой победе он тайно способствовал), не мог не обратить усилия на предельную демонизацию самого термина, погружения его в пучину негативных коннотаций, превращения в жупел, так же как сама Украина была превращена в отрицательный пример – смотрите, что происходит со страной, где пята режима не оказалось достаточно железной.

Всё, что Кремль вытворял после 21 февраля 2014 года, имело целью преподать урок – увы, день ото дня становившийся всё более кровавым – но не столько Украине и остальному миру, столько собственным подданным: «Вот что будет, если вы дерзнёте…» Тут фраза обрывается, обрывается и рассуждение, дабы не заползло в голову помыслов греховных. Ведь как-то странно получается: непрерывно объявляется о 85% поддерживающих путина, так с чего бы власти педалировать тему собственной неустойчивости, неустанно напоминать о готовящей переворот «пятой колонне» и т.п.? Не менее странно, что пресловутые 85%  постоянно всплывают в связи с именем патриарха Кирилла. То он исчисляет ими свою православную паству в России, то (не падайте со стула) «выражает чаяния 85% простых украинцев» (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=31472), то ровно такое же количество респондентов поддерживают избрание г-на Гундяева главой РПЦ, etc. По-видимому, сакральная цифра облюбована «социологами в погонах» как наиболее соответствующая представлению о «подавляющем большинстве», несколько более правдоподобная, нежели 146% и не вызывающая «среднеазиатских» ассоциаций, как 99%.  

Превратить любое слово в ругательное, располагая пропагандистскими возможностями Кремля – дело нескольких дней, от силы, недели; с «майданом» же  чеканщики фальшивых смыслов возятся уже второй год, так что странно, что он ещё не вошёл в словарь нецензурных выражений, – обзывались же в хрущёвские времена «живагой». Однако улов глумливых неологизмов крайне скуден: «майданутые», «майдауны» – вот и всё, да Жириновский, привычный, как слякоть на нечищеных улицах, сделал открытие: «У них есть Майдан, а у нас – Магадан!»

Между тем, изучи заслуженный политкаламбурист карту, он обнаружил бы между Киевом и Магаданом великое множество российских Майданов, как-то: Поляки-Майданы, Шевали-Майданы, Боковой Майдан в Сасовском районе Рязанской области; Казённый Майдан, Кириклеевский Майдан, Лемдяйский Майдан, Луньгинский Майдан, Лухменский Майдан, Сиалеевский Майдан,  Старо-Корсаковский Майдан, Старо-Сивиньский Майдан, Челмодеевский Майдан, Шейн-Майдан, Янгужинский Майдан в Мордовии; 23 Майдана на правобережье Волги в Нижегородской области, и в их числе – знаменитый Полховский Майдан – центр народного промысла, настолько русского, эталонно русского, что о нём мог бы знать даже В.В.Жириновский – там делают матрёшек.

http://vk.com/video-42166161_163270465

На беду себе, пропагандисты сурковской выучки, убеждённые, что из ничего можно сделать всё, а всё обратить в ничто, столкнулись тут со «словом, удивительным по ареалу и мощности семантического пучка» (Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М., 1984. С. 358), разбросавшимся по огромной территории от Северной Африки до Якутии, а может, и ещё шире. Э.М. Мурзаев упоминает, например, Капмейдан на границе ЮАР с Мозамбиком и хребет Майдантаг в Синьцзяне; не исключено, что даже с Магаданом  Жириновский, сам того не ведая, попал в самую точку.

Майданом оказывается и центральная площадь Калькутты, и южная часть Дамаска, и эрзянский посёлок в Кочкуровском районе Мордовии, и хутор в Архангельской области. Для украинцев, белорусов, поляков, сербов, хорватов, македонцев, болгар, молдаван, румын, турок, туркмен, киргизов, узбеков, казахов, дагестанцев, иранцев, пакистанцев, индусов – майдан (маэдан, мейдан, мегдан, буйдан) был и останется площадью, равниной, открытым местом, возделываемым полем, поляной, росчистью в лесу, т.е. всегда будет ассоциироваться с простором, разомкнутостью, свободой доступа, местом торговли и коммуникации. И как бороться с этим ассоциативным рядом?  

Одержать временную победу над смыслом можно, можно объявить топонимам священную войну, можно посеять в жителях русских, мордовских, марийских, татарских Майданов ощущение, что они живут в "неправильном" месте, можно переименовать эти населённые пункты, но нельзя победить язык. Нельзя упразднить площади, как элемент городской структуры. Нельзя повсеместно сделать их запретными для посещения.

Майдан – это площадь, не больше и не меньше. Свободное пространство, которое может быть в любой момент заполнено людьми. Антимайдан же в топографическом смысле – место, где собраться нельзя: всё застроено, загромождено, перегорожено и никакое событие с участием масс людей, спонтанное или организованное, невозможно. Антимайдан как мероприятие должен был бы предполагать для его участников принципиальное условие больше трёх не собираться, а в идеальном виде – добровольное затворничество. Сидеть по квартирам, хоть дом загорись, и кричать: "Не выйдем! Умрём, а не выйдем! Мы не майдауны!"

Ведь если пытаться честно отыскать смысл в пропагандистских ярлыках, то приходишь к объяснению, что «майдаун» – это тот, кто вышел на площадь. Причём сдуру вышел; потому и даун, что вышел – умные дома сидят. Или по ресторанам. Или на тачках гоняют, высматривая на тротуарах чувих. Но чтобы сообщить urbi et orbi, что ты «не майдаун», зачем-то приходится выходить на площадь в самом центре Москвы. На майдан. И в чём тогда разница между Майданом и «Антимайданом»? В том, что первый – по доброй воле, а второй – нет? Что в одном случае ты приходишь,  а в другом – тебя выводят? Тогда подтекст гордого заявления «мы не майдауны» выглядит так: «мы не дураки, бесплатно не работаем». Разумеется, организаторам «Антиймайдана» важен другой подтекст: «мы не будем свергать правительство», но он настолько скрытый, что о нём даже мыслить полагается на эзоповом языке. 

 

Комментировать Всего 1 комментарий

продолжая вашу идею можно сказать, что майдан аналог форума в античном мире, а от форума к демократии - один шаг. Кто-то его хочет сделать, а кто-то предпочитает лежать на диване под звуки псевдопатриотических песенных каннонад.