Все записи
22:14  /  22.11.15

26849просмотров

Решающий момент

+T -
Поделиться:

 Анри Картье-Брессона считают "отцом фотожурналистики" за то, что он показал, как банальные вещи, окружающие нас, приобретают огромное значение, если их запечатлеть в объективе фотокамеры в правильный момент. Этот момент Брессон назвал "решающим", заимствовав термин из трудов Кардиала де Ретца, жившего в 17 веке. Оказалось, что это слово исчерпывающе описывает основной метод искусства фоторепортажа в целом и Брессона в частности. 

Правильно схваченное мгновение непостижимым образом сочетает в себе форму, композицию, перспективу и глубинный смысл, свойственные произведениям изобразительного искусства. Только художники вальны тратить на создание своих произведений часы, дни а порой и годы. Фотографам же  отпущено всего одно мгновение. В этом и состоит сложность и прелесть профессии.

Биографам Брессона так и не удалось найти в его архивах черновиков. Если фотография не получалась- он ее просто уничтожал. Он сравнивал фотокамеру с записной книжкой, и не признавал никаких манипуляций реальностью ни во время съемки, ни позже, в фотолаборатории. Он никогда не пользовался вспышкой и считал, что нужно уметь работать с натуральным освещением. Он терпеть не мог цветную фотографию, называя ее "неудачной плпыткой анатомического вскрытия", и всю жизнь делал только черно-белые снимки. Он умел быть незаметным - так, что герой снимка и не подозревал, что его снимают. "Какую бы сценку мы ни снимали, мы в ней - незванные гости, - писал он. Нужно уметь подкрасться к объекту на цыпочках, даже если это всего лишь натюрморт. Бесшумный шаг - главное оружие фоторепортера!"

Технологию съемки он однажды описал следующим образом: вы должны расположить свою камеру где-то "между рубашкой и кожей", "поместить свой мозг, свой глаз и своё сердце на одну ось" и дождаться состояния "внутренней тишины". 

А теперь давайте разбираться - где правда, а где ложь? где подлинная гениальность, а где грамотный пиар? где крик души, а где поза для красивого словца? 

 Путь к профессии

Брессон появился на свет в семье известных французских текстильных фабрикантов. С раннего детства он получал уроки рисования у собственного дяди Луи. Затем поступил в студию популярного Парижского художника-кубиста Андре Лоте. Брессон назвал эти занятия "уроками фотографии без камеры" . Закончив обучение, он пытался рисовать, но был неудовлетворен результатами и уничтожил все свои картины. Он вернулся к живописи лишь на закате дней, устав от кочевой жизни фотографа-репортера.

Проучившись недолго в Кембриджском университете, он вступает в армию. Став солдатом и получив в руки огнестрельное оружие, неожиданно для самого себя увлекается охотой. За охоту без лицензии Брессон был арестован, сидел в тюрьме, но зато, овладев искусством ПОПАДАТЬ в движущуюся цель, он приблизился к делу всей своей жизни - искусству ФОТОГРАФИРОВАТЬ движущуюся цель. Из тюрьмы Брессона спас случайный знакомый Гарри Кросби. Спонтанный акт помощи породил дружеские чувства между двумя мужчинами. Кросби познакомил Брессона со своей женой Каресс, с которой жил в открытом браке. Брессон влюбился в Каресс и так, в любви и согласии, эти трое провели несколько счастливых лет. 

Но все когда-то кончается. В 1931 году Гарри Кросби покончил с собой. С разбитым сердцем Брессон уезжает так далеко, как только можно было - в Африку. Там он убивает время, фотографируя тропические ландшафты. Наверное, необходимость концентрироваться во время съемок помогала молодому человеку отвлечься от грустных дум. У него была с собой несовершенная в техническом отношении камера Brownie Box и пленка очень плохого качества, для которой тропическая влажность оказалась губительна. От поездки остались всего семь фотографий и болотная лихорадка, терзавшая Брессона всю оставшуюся жизнь. Но не только. Именно там, в Африке, он случайно увидел фотографию венгерского фотохудожника Мартина Мункачи. На снимке запечатлены три чернокожих мальчика, прыгающих в озеро Таганьика.

Фотография потрясла Брессона. "Внезапно я понял, что фотограф способен зафиксировать вечность в одном единственном мгновении". Осознав величие этого недооцененного в те годы вида искусства, Брессон возвращается домой, вооружается новейшей фотокамерой "Лейкой" и отправляется на улицы Парижа в поисках тех самых единственных мгновений. 

Однажды, по просьбе одной небольшой газеты, Брессону пришлось поехать в Лондон, чтобы сделать фотографию коронации Георга V. К удивлению редакторов газеты, на снимках Брессона не оказалось ни одного изображения главного участника события - короля. Зато были захватывающие фотозарисовки городской жизни, людей, домов, улиц. После недолгих раздумий редактор решает все-таки опубликовать странные снимки, назвав всё вместе "фоторепортажем". Так было положено начало новой профессии "фотожурналист", а Брессон стал ее первым представителем и получил работу в престижном парижском издании "Се Суар". По заказу этой газеты он отправляется фотокорреспондентом на фронт, попадает в плен и проводит 3 года в нацистских трудовых лагерях. Брессону удается бежать и с фальшивыми документами он добиратется до Парижа, где принимает активное участие в движении Сопротивления.

Дежурные по Земле

Однажды, уже после войны, распивая на досуге со своими коллегами бутылочку шампанского, Брессон придумывает организовать агентство для защиты авторских прав фотожурналистов и обеспечения их независимости от издательств. Организацию было решено назвать "Магнум" - в честь марки шампанского, спровоцировавшего ее рождение. В те годы идея осуществлять фоторепортажи и продавать их издательствам была достаточно революционной. Друзья поделили весь мир на пять рабочих участков. Брессону, к тому времени женившемуся на танцовщице с Явы - Ратне Мохини, поручались Индия и Китай. Джордж Роджер получил Африку и Средний Восток. Дэвид Сеймур по кличке "Чим" отвечал за Европу. Бил Вандиверт "окучивал" Америку. Мария Айснер взяла на себя организационную работу в Парижском офисе, жена Вандиверта Рита - в Нью-Йоркском. А Роберт Капа был объявлен "дежурным по Земле" и должен был мчаться туда, где случались заслуживающие внимания события. Все в целом выглядело грандиозной авантюрой и мало кто верил в ее успех. 

Брессоновские фоторепортажи с похорон Ганди в 1948, с полей гражданской войны в Китае в 1949, принесли агенству признание в профессиональных кругах и серьезный доход. Проекты агества "Люди живут везде", "Молодость мира", "Женщины мира", "Поколение детей" - пользовались огромным успехом. "Магнум" процветает и до сих пор, представляя интересы 66 всемирно признанных фотографов. Брессон же, получив множество международных призов, издав около сотни альбомов и книг, проведя несметное количество выставок, покинул агенство в 1966 году, и удалился на покой. Остаток жизни он провел в горах Прованса, рисуя Альпийские ландшафты. В эти годы он сделал поразившее многих признание, сказав, что фотография была для него на самом деле ни чем иным, как "долгой дорогой к живописи", и что он "наконец-то достиг того, к чему стремился всю жизнь - кисти, красок и мольберта".  В агенстве ему не поверили и продолжали ждать новых фотографий. Напрасно. Брессон запер свою верную Лейку в сейф и до самого конца жизни не доставал ее. Он умер в 2004, недожив немного до своего 96-тилетия. 

Икона

Брессон объездил весь мир и создал тысячи уникальных снимков - репортажей событий, потрясших все человечество. Но как это ни парадоксально, визитной карточкой фотографа и его главным шедевром считается "бытовая" уличная фотография "За вокзалом Сен-Лазар", снятая им дома, в Париже. История (или правильнее было бы сказать легенда) создания "иконы жанра" такова: 

Однажды, прохладным весенним утром 1932 года, Брессон со своей любимой Лейкой на штативе заступил в караул в задах вокзала. Не лишним будет заметить, что вокзал Сен-Лазар издавна привлекал внимание живописцев своей особой уникальной  атмосферой. Многие импрессионисты жили недалеко от Сен-Лазара в течение и оставили свои зарисовки из жизни здания. Недавно Национальная галерея искусства в Вашингтоне даже провела выставку под названием «Мане, Моне и вокзал Сен-Лазар». Так что выбор Брессона был, судя по всему, не случайным. Вид забора с загадочными афишами "Рэйловский" и силуэтом танцовщицы, фигуры людей за забором, мешки с чем-то строительным, брошенная стремянка, мокрый асфальт, ослепительно сверкающий в лучах восходящего солнца, здание вокзала в дымке  - все это понравилось ему с первого взгляда. Но чего-то изображению не хватало. "У меня возникло чувство, что на этом снимке есть все, кроме того единственного, что мне никак не удавалось поймать." И Брессон стал ждать. Ждал терпеливо, не один час. Когда он уже начал замерзать, фигура мужчины в шляпе показалась на соседней улице. Прыгая через лужи, он явно торопился и не обратил никакого внимания на притаившегося охотника за мгновениями.  Брессон в мгновение ока примкнул к глазку камеры. Щелчок раздался как раз в тот момент, когда мужчина перепрыгивал лужу. Так, в один мимолетный, но "решающий" момент, была решена как судьба самого фотографа, так и жанра фотожурналистики в целом.

В реальности этого кадра не приходится сомневаться: тень на мокром асфальте действительно бывает яркой и четкой - как в зеркале.

Но вот что с остальными "тенями" отца фотографии?

Здесь дождя нет. Не должно быть и искусственного освещения - ведь в своих декларациях маэстро категорически отрицал использование любого света, кроме как натурального! Но почему же такая четкая тень?

Здесь фигура мальчика отражается в мокром песке - верю!

Но что происходит здесь? Где тени, а где фигуры?

Вот снова дождь, мокрый асфальт, однако тень велосипеда еле-еле читается. Хмм!

А здесь все сухо - но тени обоих мальчиков выглядят абсолютно реальными - так же, как и тени домов слева.

Аналогичные вопросы вызывают у меня и запечатленные прыжки:

 

Лично я не смогла определить, что это за конструкции на песке - остатки железного остова корабля? волнорезы? разрушенный пирс? Но в любом случае они выглядят опасно - острые края! Спрашивается: ребенок, который над ними подпрыгнул - куда он приземлится?

А вот еще: прыжок, дождь, мокрый асфальт. Куда исчезла тень прыгающего?

 

Здесь - верю!

И здесь - верю!

А вот здесь - прошу прощения!

И здесь тоже: вы уж меня простите, но - где ремень или хотя бы веревка, удерживающие контрабас на спине велосипедиста?

Ну а эти девушки, по-моему, чистой воды постановка! Как и совокупляющаяся в воде парочка в начале поста. 

Так не разыграл ли нас, доверчивых, месье "великий фотограф"? И может совсем не случайно биографам Брессона не удалось найти в его архивах черновиков? Уничтожал ли он фотографии, которые не получались? Или уничтожал следы манипуляции с фотографией, которая, напротив, в результате вышла отлично?  

 

 

 

 

Комментировать Всего 103 комментария

Очень любопытный материал!

Я не специалист по фотографии и не могу судить о тенях и отражениях в воде, но вопрос о том, что есть правда и что такое вымысел, очень интересный.

Всегда ли человек осознает, что он говорит неправду? Ведь в дети очень часто выдают вымысел за правду и не терзаются мучениями совести, да и никто не сочтет за грех приукрасить рассказ, чтобы он стал еще лучше!

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Елена Пальмер

Я и не спорю, что фотографии великолепные. У меня просто вызвали вопрос сопутствующие декларации: о том, что "никаких манипуляций", "только натуральное освещение" и т.д.

"никаких манипуляций"

Тогда должны быть черновики обязательно - как доказательство подлинности и авторства -))

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Якобы черновиков - в смысле негативов - не осталось. Он их сам уничтожил - если верить некоторым биографам. Вот это и подозрительно! Зачем уничтожать негативы? 

Зачем уничтожать негативы?

Так у вас в тексте я сразу и ответ прочитала -))

вот цитата"уничтожал следы манипуляции с фотографией, которая, напротив, в результате вышла отлично"

"никаких манипуляций", "только натуральное освещение"

Я занимался фотографией довольно долго, чуть не с первого класса. Смена-8М... Думаю, что освещение натуральное. Вопросы по теням не совсем правильные. Многое зависит от уровня освещения и рассеяния света (утро, день, сумерки, облачность тоже разная) и от взаимного расположения объектив-источник света (солнце? )- объект.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Всегда ли человек осознает, что он говорит неправду

Все таки человек должен стремиться к правде -)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Совершенно согласна! Особенно - человек, который называет себя фоторепортером!

Особенно - человек, который называет себя фоторепортером!

он же не фотохудожником называл себя -)))

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Леонид Просветов

Елена, смотрели фильм "Иллюзия обмана"?

Там есть замечательные слова про то, что люди, когда смотрят фокусы, вовсе не чувствуют себя обманутыми, а наоборот получают удовольствие от того, что не понимают, как фокуснику удается делать свои трюки.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Елена Пальмер

Фильм не смотрела, но понимаю, что Вы меете ввиду. И все-таки, фокусник - он же признает себя фокусником. Он же не пилит человека пополам на самом деле!

А я этот фильм случайно неделю назад по совету приятеля - солиста театра Станиславского и Немировича-Данченко Арсена Согомоняна посмотрела -)) классный фильм) 

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Интересно, что он начинается со слов: "Будьте внимательны!".

А затем, чем внимательней вы будете смотреть, тем легче вас будет обмануть)

Елена, Вы пишите:

"История (или правильнее было бы сказать легенда) создания "иконы жанра" такова"

Легенда, значит все-таки не история. Что подразумеваем мы обычно за этими словами?

Вероятно, что история, за время своего бытования, обросла дополнительными подробностями и деталями, которых вначале не было. Но, как кажется, от этого истории только выигрывают))

легенда - потому что есть разные описания, как Брессон сделал это фото. Где-то говорится, что стоял и ждал, где-то - что просто шел мимо - увидел - щелчок. Где-то утверждается, что это он попросил человека перепрыгнуть. И так далее. До правды не докопаться - разгые языки, разные переводы. Но Вы правы - в любом случае все, что касается Брессона - крайне увлекательно. Хотя выдумки судя по всему больше, чем правды;)) 

выдумки судя по всему больше, чем правды

так легенды и создаются -))

но тем интереснее их распутывать)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

от этого истории только выигрывают))

Наверное не в описываемом Еленой  случае

Елена, спасибо за новую фотозагадку. 

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Света, Вы именно правильное слово употребили - фотозагадка. Я вообще теряюсь, рассматривая эти фотографии: где? что? как? а теперь еще и кто? - ничего не понятно. Давайте вместе распутывать - мне кажется это будет интересно всем!

это будет интересно всем!

Что интересно всем - согласна, только чем я могла бы помочь?

Ну вот например этот снимок - приписывается Брессону. Что это, о чем это? Вы понимаете?

А вот еще - постановка? или настоящее?

две разных фотографии соединенные в одну..

сильный получился результат

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Светлана, у Вас глаз удивительный - наверное, потому что Вы сама художник! Я бы не разглядела, честное слово - вижу что-то не так, а поймать не могу. Спасибо! 

Это, кажется, стена Петропавловской Крепости в Питере. Народ там нередко загорал на весеннем солнышке, спрятавшись за уголком от ветра ( у Крепости очень причудливый план) :)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

А, понятно, спасибо! Но плавки у дядьки все равно странные - разве такие носили в - не знаю каком - Брессон был в Союзе дважды в 1954 и в 1974? 

плавки у дядьки все равно странные

Плавки так можно было закатать. Это любили делать натурщики в Академии Художеств. А может, это т.н g-string, опять же, из гардероба натурщиков.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Это всё конечно очень трогательно, но зачем вы фотографию Эрвитта Брессону решили отдать?  

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Спасибо, Антон! Я собственно чувствовала, что не все фотографии, приписываемые Брессону, ему стилистически подходят. Но даже и сейчас, пойдя по Вашей подсказке я нашла подтверждение, что Бульдоги принадлежат Эрвитту. А как насчет далматина в заборе? Ведь тоже совсем не Брессоновский стиль? Но у Эрвитта я эту фотографию не нашла. То же касается Прыжка на фоне Эйфелевой - 

явное подражание Брессону, но сделано совсем по-другому.

Знаете, я решила не исправлять пост, потому что эти ошибки даже подтверждают мой тезис, что Брессон - это всего лишь грамотный пиар, обычный ловкач, превращенный в легенду - и теперь ему приписывают фотографии, к которым он не имеет никакого отношения.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Леонид Просветов

Антон а можно попросить вас дать ссылку?

У меня однако не вызывают сомнения его "репортажные" снимки, как этот из Шанхая:

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Елена а описание есть, что тут изображено?

Очередь.. но куда?

Репортаж из Шанхая, 1949 год, раздача последних денег перед вывозом казны из страны Гоминьданом (Китайская национальная народная партия) Очередь я так понимаю перед кассой;)

...за деньгами.. 

И извините за оффтоп к предмету разговора не относящийся:

Китайские собаки в очереди за обедом:

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Елена Пальмер

Класс! Но ясно ведь, что с ними работал тренер не один день!

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Это мой - стащил в магазине косточку и улепетывает - в результате продавец растрогался и отдал ему бесплатно;) 

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Леонид Просветов

ой какой классный!!! московская сторожевая?

по факту московская сторожевая)))

а по паспорту алабай или среднеазиатская овчарка-))

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Леонид Просветов

Елена, а вот на своем фото, Вы с котом!

Придется Вашим биографам ломать голову))

Где же правда)))

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

У меня еще ослик есть - зовут Сереженька;)) Сейчас сделаю фото;))

Ослик - в смысле животное?

Или...

:)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Вот так и рождаются нездоровые сенсации)))

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

У меня однако не вызывают сомнения его "репортажные" снимки

Елена, а интересно почему?

Почему Вы думаете, что здесь не добавлено несколько людей, для увеличения остроты момента?

Если смотреть внимательно, то вообще непонятно куда эта очередь, большинство смотрит в камеру, судя потому, как люди прижались друг к другу с учетом того, что между ними и фотографом огромное пространство, то можно сделать предположение, что они стоят на краю какой-то ямы.

Ставь любую подпись и получится даже очередь в кассу)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

точно!!! Мне и в голову не пришло!

И ведь точно же - люди смотрят в камеру! Значит декларация о том, что фотограф должен подкрадываться незаметно чтобы ухватить решающий момент - не более чем красивые слова? 

фотограф должен

Ну наверное можно по всякому)) Просто зачем потом было что-то подобное декларировать?

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Елена Пальмер

Может он увлекался двумя видами искусства?

Фотография и литература)

Он просто давал советы, но это не значит, что он всегда поступал правильно)

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Елена Пальмер

Просто получается, что именно эти его "советы" принесли ему титул "отца..." и прочие регалии. Меня лично от таких "гениев" тошнит. Сколько мерзавцев проповедуют хорошее, но творят зло;((

Просто получается, что именно эти его "советы" принесли ему титул "отца..." и прочие регалии.

Но ведь кто-то ему этот титул присвоил...

Вот и биографы появились.

Наверное людям нравится...

Легче одурачить людей, чем убедить их в том, что они одурачены

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

А тут прекрасен человек на опоре справа-)

Да, я тоже обратила внимание на эту фигуру - очень четкое изображение, кстати, не правда ли?

очень четкое изображение, кстати, не правда ли?

Очередная манипуляция)) и по цвету фигура чернее -)) 

Да у меня тоже такое ощущение. Хотя - зачем здесь-то ему это понадобилось?

Хотя - зачем здесь-то ему это понадобилось?

Вы обратили внимание на фигуру, так? Изображение очень четкое, верно? Отсюда вывод - это замысел художника. На плане весь зал - точка фокусировки где то посередине между оратором и фигурой справа (иначе зал и оратор совсем расплывутся) - для фигуры резкости хватает, т.к. она в темной одежде и на светлом фоне, отчего кажется чернее

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Или вот этот снимок безработного:

На безработного он что-то не сильно похож.. Скорее на одинокого пикетчика

надпись на табличке по-немецки "suche Arbeit" - ищу работу. Занятно, что сайт, с которого я взяла это фото утверждает, что это снимок из Парижа;))

Интересно, а можно ли сделать такое фото незаметно и неожиданно для человека?

Его что снимали скрытой камерой? Скорее всего - нет.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Он видит, что его снимают - слегка "косит" в сторону фотографа. Я сам стараюсь снимать, что бы объект не видел. Иногда объект расслабленный и не успевает "продумать и сменить выражение лица"

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Мне кажется, что человек этот знает, что его снимают. Можем ли мы исключить, что фотограф уплатил этому бедолаге пару дойчмарок за то, чтоб дал себя сфотографировать? Ведь сегодня именно так фотографируют нищих и бездомных на улицах, на сколько я знаю. Люди-то не изменились - только вместо марок -евро;))

Эту реплику поддерживают: Леонид Просветов

Ага, здесь было..

Я не знаю как делается в реальности, но если предварительно заплатить, то это уже будет постановка с непрофессиональными актерами - сразу будет видно. Другое дело - заплатить потом в виде благодарности, что бы предотвратить возможные эксцессы

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

что бы предотвратить возможные эксцессы

По-моему, человек на заднем плане явно показывает фотографу кулак))

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Леонид! Вы гений! Вы один заметили! Вот вам и "подкрался незаметно" - лично у меня больше вопросов по этому фотографу нет;)) 

Скорее всего так - кому охота сниматься в роли безработного.

Но, возможно, он кричит -  "No paasaran!" :))

Но есть ли в этих снимках что-либо особенное? По-моему нет. На "икону" жанра ни один из них не потянет. Знаете почему? Потому что они - честные, без манипуляции!

Эту реплику поддерживают: Айрат Бикташев

Тут надо понять и простить)

Наверное две стороны одного человека сошлись - тяга к искусству ( в итоге он стал художником) и профессия

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Или вот эта серия снимков:

Композиция и перспектива - конечно, удачная. И видно, что он стоял на одной и той же позиции, и щелкал - вполне себе видимый для этих детей - они же явно на него смотрят! А как же на счет утверждения, что объект не должен знать, что его снимают? А?

А как же на счет утверждения, что объект не должен знать, что его снимают

Это не обязательно - здесь композиция перевешивает

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Айрат, а вот две фотографии на одну тему разных фотографов: можно узнать Ваше мнение?

Первая фотография - реальное фото фанерного Ленина. В районе ног виден каркас, через которой "фанерку" прикрепили к дому - "рекламный щит" СССР. Фотограф зафиксировал монументальный идиотизм власти. На ветру эта фанерка должна безумно вибрировать. А если бы она разрушилась ветром, то не сносить кому-то головы. Я думаю по этой причине ее быстро демонтировали.

Второе фото - обычный кадр для околопраздничного периода - то ли ставят, то ли снимают... Это в каждом городе было. Оформители (допущенные) очень хорошо на таких портретах "поднимались". Видно, что художник халтурщик, вся обыденность вокруг портрета на тортуаре - принижение Ленина и маразматичность пропаганды.

А вот еще: прыжок, дождь, мокрый асфальт. Куда исчезла тень прыгающего?

Я скажу куда, Елена: тень может быть обрезана фотографией - судя по тени башни Эйфеля. Прыгающий находится достаточно высоко над плоскостью, и его тень, упавшая под углом градусов в 45, начинается вовсе не от его ног.

Согласна, похоже на правду. Но это вроде снимок не Брессона, а только ему приписывается. И не Эрвитт тоже - пока не могу найти точных данных. А вот остальные "теневые" снимки - точно его. И вот у велосипедиста тень - слабенькая по сравнению с остальными "теневыми" фотографиями. Вообще, мог ли фотограф в те годы приделывать тень - я имею ввиду технически? 

Ура! Нашла! Эрвитт - но наоборот;))

По-моему все-таки это коллаж - ну как может нормальный человек так высоко прыгнуть? 

Хотя, может это Барышников случайно мимо пролетал?

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

это совершенно точно коллаж. По следам Голливуда :)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Леонид Просветов

Елена, я Вас огорчу:). Все в порядке с тенями у Брессона, я внимательно посмотрела. Вы путаете "тени" и "отражения". Это две совершенно разные вещи. Обе, однако, могут быть "построены" используя дисциплину под названием "перспектива" или, более сложно, "начертательную геометрию".

Ой, как сложно (это я про начертательную;(()! Но поскольку, Алекс, я Вашему мнению всегда доверяю, а уж тем более в вопросах изобразительного искусства, то раз Вы сказали в порядке - значит в порядке! Только пожалуйста, если можно, объясните, что значит "построены" - это во время съемки? или позже в лаборатории? Действительно очень интересно и хочется понять.

Тени и отражения "строились" на традиционных картинах. На фотографиях они получаются сами :), естественным путем. Но можно их проанализировать "в обратном направлении" и установить источник света, и даже использовать эту информацию, скажем, в криминалистике.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

В сети попался интересный пост, хочется поделиться:

Мы все обманываться рады

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Алекс Лосетт, Елена Пальмер

Р

Черт меня знает почему, но я совершенно не выношу несправедливости - якобы это все рожденные в год крысы такие. Ну и когда кто-то выезжает за счет ловкости и лжи а не таланта (талантливые при этом остаются бедными и непризнанными) - это с моей 

Точки зрения огромная несправедливость. Поэтому - увы, что мы ведемсЯ на всяких манипуляторов, вместо того чтобы смотреть и видеть своими глазами, слушать и слышать своими ушами ну и тд

Наверное, люди ведутся на всяких манипуляторов, потому что ими движет надежда, а вдруг...

Мы все в душе верим в чудеса и те, кто может, ловит нас на этом чувстве.

Но все-таки, я думаю, это не повод становиться педантами и занудами))

Ну я конечно зануда, это - от того, что хочу докопаться до той самой "золотой платы". Но вот что Вы скажете о фотографиях Эрвитта - я смотрю на эти снимки - и просто хочется улыбнуться.

 

Эту реплику поддерживают: Леонид Просветов

Честно говоря, глядя на эти фотографии, мне совсем не хочется докапываться до истины))Слишком хорошее настроение они создают))

Я не знаю как делается в реал

Айрат, поясните пожалуйста на какой конкретно пост Вы отвечаете - а то у нас тут все перепуталось ;))

Что то я не понял куда делся остаток и почему не на месте. Сейчас поищу и повторю