Все записи
09:13  /  3.05.17

11473просмотра

Сокровища Татьяны Толстой

+T -
Поделиться:

 

Про Татьяну Никитичну Толстую я могу говорить только в превосходных степенях. Как Ленин про Льва Николаевича - помните? “Какая глыба, какой матерый человечище!” Хотя, конечно, слово глыба по отношению к этой невероятно красивой женщине звучит грубовато. С другой стороны, красивая-то она красивая, но тех, кто заслужил, бьёт жестоко, по-мужски. Этакий интеллектуальный рестлинг.

Хотя Татьяна Толстая и является прямым потомком по крови благородных графов Толстых, по писательскому ДНА, анализ которого я, поверьте, проводила со всей филологической тщательностью, она ведёт свой род от афро-русского плебея Пушкина. Почему? Да потому, что и тот и другая создали свой собственный русский язык.

Пушкин легко жонглировал приставками и суффиксами, когда этого требовали рифма и образ. В результате получались: тмись, зрелася, мрачится, воздухнуть, лётом.

Толстая, погрузившись в самую глубину моря народного, выловила оттуда ржавь, кудель, хлебеду, рассундучь и взяла их ингредиентами в свой уникальный языковой и социо-культурный коктейль под названием “Кысь”. Слово “коктейль” я употребляю в самом прекрасном, восхитительном, шампанско-домпериньоновском его значении, да ещё и с изнемогающей от восторга частицей О! по краям. Другие ингредиенты этого коктейля – высокий литературный стиль с его «неврастенией и филиппиками», а также расплющенные в липкую кляку иностранные могозин, осфальт, энтелегенция, ринисанс, шадевры, мозей. Не со зла расплющенные, а для благозвучия.

Дело, конечно, не столько в словах, сколько в том, для чего они понадобились. А понадобились они, чтобы описать искаженный, размноженный, перепутанный мир. Ведь каков язык - таковы и те, кто на нём говорят. Скажи мне одну фразу - и я скажу тебе, кто ты.

Герои Толстой имеют хвосты и уши, растущие из подмышек. Выжившие после Большого Взрыва, все они решительно повредились в уме и пытаются приспособиться к причудливому миру, где куры летают на юг, квас делают из яиц, пьянствуют ржавью, вместо соли запасают толчёных червырей. В этом мире, как и в любом человеческом сообществе, грабят, предают и убивают. Но не за деньги - их, к счастью, больше нет. За книги – самое ценное, что осталось.

В бедных больных головах постапокалиптических страдальцев все книги слились в одно светлое и чистое нечто. И в самом деле, так ли уж велика разница между Гамлетом и Колобком? Неожиданные семейные проблемы привели к гибели обоих - и высокородного принца, и хлебобулочное изделие.

В этом мире, как и в любом другом, зреют мятежи и вспыхивают протесты. Правда, здесь властитель лишается жизни не за кровавые злодеяния, а за то, что чужие стихи за свои выдаёт. Как по мне, так очень даже справедливое возмездие!

В этом мире бедные иногда пересекаются с богатыми, простодушные пытаются поговорить с умными, а интеллигенция заигрывает с простым народом. Читать их парадоксальные диалоги - офигительное наслаждение. И над всем этим царит Пушкин, выдолбленный хвостатым мутантом-недоумком из толстого бревна.

"- А ведь Пушкин, Беня, Пушкин - это наше всё! Всё! Вот ты об этом подумай, запомни и усвой... Но - представляешь, жалость какая. Он уже требует реставрации...

- Чего он требует?!.. - привстал Бенедикт.

- Чинить, чинить его надо! Дожди, снег, птицы... Вот если б он был каменный! О бронзе я уж молчу, до бронзы еще дожить надо... И потом народ - народ совершенно дичайший: привязали веревку, вешают на певца свободы белье! Исподнее, наволочки, - дикость!

- Да вы ж сами хотели, чтоб народная тропа не зарастала, Никита Иваныч! А теперь жалуетесь.

- Ах, Боже мой, Беня... Ну это же в переносном смысле.

- Пожалуйста, перенесем куда скажете. Холопов пригоню. На санях тоже можно.”

Так символы разных культур прошлого сталкиваются с символами разрушенного будущего и образуют сумасшедший мир настоящего.

Сила языка Татьяны Толстой такая, что сметает со стула, волна адреналина заливает по горло, и не получается дышать. Говоря словами самой Толстой, несравнимо лучшими, чем мои: “в груди словно бы какое пространство расширилось, а посередь того пространства ровно кулаком стиснуло, подперло и не продыхнуть»

У меня вышеперечисленные симптомы проявились, когда я дошла до феерического пассажа в конце первой главы: «А вокруг раздолье: холмы да ручьи, да ветерок теплый, ходит - траву колышет, а по небу солнышко колобком катится, над полями, над лесами, к Голубым горам. А зовется наш город, родная сторонка - Федор-Кузьмичск, а до того, говорит матушка, звался Иван-Порфирьичск, а еще до того - Сергей-Сергеичск, а прежде имя ему было Южные Склады, а совсем прежде - Москва.»

Я вынуждена была прервать чтение, чтобы перевести дух. Продолжить удалось лишь через какое-то время, но всё равно - странные симптомы нет-нет да возникали вновь: «иной раз рука задрожит, глаза затуманятся и будто весь враз ослабеешь и поплывешь куда-то, а не то словно как ком в горле встанет и сглотнуть не можешь.»

Так я впервые на себе физически прочувствовала бесконечную власть языка над сознанием и поведением. Язык - это средство очеловечивания, которое распалось в процессе строительства Вавилонской башни и с тех пор неудержимо стремится к воссоединению путём глобализации и интернетизации всей Земли.

Как каждая советская женщина, кормившая семью в бесколбасные 70-е, Толстая знает толк в гастрономии. Кулинарные изыски в “Кысь” поражают воображение: от супа из мышей к вертуте с папаротой, каклетам и козляковому сыру. Если ж кто всерьёз интересуется замечательно вкусными блюдами от Татьяны Никитичны – отсылаю в её старый ЖЖ. Только заранее предупреждаю: перед чтением помойте ваши пальчики, так как вы их обязательно будете облизывать!

Как истинная женщина Толстая любит красивые вещи. О самом дорогом парфюме в мире я впервые услышала от неё - до этого, как и положено простой русской журналистке, пользовалась отвратительно приторной пятой Шанелью. В то же время, как истинный интеллигент Толстая свысока взирает на гламур. Не осуждая, но и не принимая. Не возражает, когда её печатают и о ней пишут в глянцевых журналах, но своего драгоценного времени на их просматривание тратить не станет. «Ведь там все только сахар, патока с зефиром и шоколадным соусом. А это невкусно, противно».

Она частый гость на телевидении и умеет общаться с медийщиками, которым пальца в рот не клади. Вот и не кладёт. На лекциях и встречах с читателями предлагает задавать ей любые вопросы. Любые любые. Отвечает порой коротко, порой длинно, но всегда честно.

В дискуссиях и спорах сохраняет спокойствие льва - нет нужды демонстрировать силу, когда и так все вокруг трепещут. Те, кто однажды попал под её тяжелую нежную лапу, постараются как можно скорее стереть из своей памяти это страшненькое происшествие. Даже умнейшей Ксении Собчак, рискнувшей выйти один на один с Толстой, пришлось - наверное, впервые в её жизни - срочно искать в карманах совершенно некстати завалившиеся туда слова.

Своих фэйсбуковских френдов Толстая изучает с любопытством - словно хвостатых персонажей “Кысь". Намедни одна френдиха получила от писательницы почетное наименование “вертлявого дерьма”. Так что, всерьёз задевать Никитичну не посоветую никому – не пощадит.

Вслед за Пушкиным, Толстая использует ненормативную лексику – и в жизни, и в литературе, коли того потребует сюжет. Возмущаются ханжи - те, которым «прозы, ни стихов не послан дар от неба», чья «слава-им же стыд, творенья - смех уму». И вот что она им отвечает:

“Если вы, вот именно вы, читатель, по каким-то причинам идете против собственного народа и  не выносите слова "*уй" и похожих на него (а также и непохожих), то бегите отсюда прочь, падая, спотыкаясь и воя. Пожалуйста. Или уйдите в раздражении, хлопнув дверью, в ярости сжимая кулаки и бормоча проклятья в мой адрес. Можно уйти и с достоинством - тихо прикрыв за собой дверь, - и идти, покачиваясь от ужаса, по дороге, со слезами на глазах и с заалевшими щеками. Можно ослабеть от услышанного кошмара и, спотыкаясь, сползая по стенке, полуослепши, нашаривая себе дорогу к выходу, выползти на свежий воздух, - дети, осенние цветы, музыка Вивальди из каждого окна, - брести как после тяжелой операции, не чувствуя почвы под ногами, неведомо куда. Но не учите меня, когда и какие слова мне употреблять, не рассказывайте мне, какая у вас чистая незамутненная душа и все остальное, как вы озабочены судьбами России и ее народа. Уходите отсюда, не проповедуйте, проповедникам тут дают такой же поджопник, как свидетелям Иеговы.”

Профессиональный филолог, Толстая не станет бросаться словами просто так. Ведь слова для неё - как деньги для банкира, ноты для музыканта, краски для художника. Словно опытный ювелир прихватывает она пинцетиком крошечный необработанный камешек слова, добытого в глубоких залежах национальной истории, и, поразглядывав вдоволь на свет, приступает к огранке. Получившиеся бриллианты собираются в тиары, диадемы, ожерелья, браслеты. Что поменьше - высказывание в фэйсбуке. Побольше - рассказ, эссе. А всё вместе - книги. Сокровища Татьяны Толстой. Им несть числа. Хотите - читайте. А хотите - слушайте, утопая в бархатной мякоти баритона Аркадия Бахмина. Хотите - собирайте. А хотите - разбрасывайте дальше. Теперь эти сокровища ваши. Наши.

Татьяне же Никитичне за них низкий поклон и деньрожденных пирогов большущую гору. А также всего хорошего, красивого, чудесного, изумительного, веселого и доброго, услаждающего слух, радующего глаз, успокающего сердце. А про всяких дураков, подлецов, недоумков, ханжей, злопыхателей и прочую траву придорожную даже и вспоминать не резон.

С Днём Рожденья, Татьяна Никитична! 

Искренне Ваша Елена Пальмер

Комментировать Всего 66 комментариев

Елена, спасибо за пост!Редакция к поздравлениям присоединяется!

Эту реплику поддерживают: Владимир Невейкин, Елена Пальмер, Рами Крупник

Какая глыба

Елена, мне кажется, Ленин говорил это не про Бетховена, а как раз про Льва Толстого ;)

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Владимир Невейкин, Елена Пальмер

Спасибо, Катерина! ТщательнЕЕ нужно было научный коммунизм учить в консерватории)))))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Ленин про Бетховена: "Ничего не знаю лучше „Аппассионаты“! Готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!"

- последняя фраза вполне подходит к Татьяне Никитичне, и ко мне, которая ею искренне гордится))

Здравица получилась под стать имениннице! В подтверждение Вами сказанного ниже даю ссылку на ее эссе.

http://magazines.russ.ru/inostran/2003/12/tol6.html

Эту реплику поддерживают: Владимир Невейкин, Елена Пальмер

Спасибо, Борис! Давайте уж здесь процитируем для примера это эссе. Называется "Зверотур". Вот кусочек сногсшибательный:

"Я вот не пишу стихов, да и не претендую; мне снится проза. Такая!.. Такая!.. О, какая! Это такие потрясающие тексты, в которых каждая буква, а не то чтобы слово, стоит на нужном месте и произносить ее, проговаривать вслух - высшее наслаждение для наконец-то дорвавшегося до своей пищи духа. Все прочее - макулатура! Мне дают - нет, меня подпускают к Большой Белой Книге in folio, покрытой черными строчками бесконечного текста. Книга старинная, буквы крупные, может быть рукописные. В каждом слове - Высший Смысл, оказавшийся таким простым для понимания, что от счастья начинаешь смеяться. Смеешься и читаешь, смеешься и читаешь. И тут, как всегда, все начинает портиться, я просыпаюсь - меня изгоняют из рая, сила тупого утра выталкивает меня на поверхность, Высший Смысл закрывается, абракадабрируется и белибердизуется, и горсточка вырванных у сна запомнившихся слов бессмысленна, как клавиатура пишущей машинки: фывапролджэ, кто ж ее, родимую, не знает." 

Разве не шедевр?!

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Что ж тут говорить? Татьяну Никитичну действительно подпускают, и она смотрит и схватывает, хватает, как это делают поэты, то есть ворует (у музыки? у Книги? - неважно). Удивительно лишь то, что слова, которые она вроде бы своровала, теряют авторскую принадлежность, то есть больше не возвращаются к бывшему владельцу, а приобретают неповторимость ее, дерзкой озорницы - Татьяны Толстой. Вы хорошо написали, Елена. Это достойный оммаж одному из лучших нынешних прозаиков.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Спасибо, Виктор! Вот почему-то её в школьных программах нет((

Прославленный не по програме И вечный вне школ и систем, Он не изготовлен руками И нам не навязан никем.

(Пастернак о Блоке)

Это, его же словами, "слава Богу, иная, иная, по счастью, статья".

Да и, честно говоря, неприятно было бы, если бы твоего живущего ныне современника разбирали бы в школе на эпитеты и метафоры.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

разбирали бы в школе на эпитеты и метафоры

Может быть неприятно, да. Но изучение русского языка и литературы без "Кысь" - это на сегодняшний день большая ошибка системы образования. Даже и с точки зрения скреп))

Ох, скрепы! Я так радовался, что уже почти забыл это слово!

Кстати, кто возьмется объяснить школьникам аромат названий книг в библиотеке (из "Кыся"). Это доступно теперь только уже уходящим поколениям. Пусть школьники разберутся лучше с комментариями Лотмана к "Евгению Онегину"

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Ну фрагментами-то изучать можно? Без ароматов и прочих специфичкских деталей?))

Но ведь можно же просто читать, Елена! Это всегда лучше, чем "проходить".

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса, Елена Пальмер

Если родители читают - то дети, конечно, тоже будут. А если нет? Как они вообще узнают о существовании таких книг? 

Боже мой, студенты университета в лучшем случае думают, что Анну Каренину написала Цветаева (подлинный ответ). Ну и что? Ни к чему не надо принуждать. Любознательные читатели всегда отыщутся. Вы думаете, Татьяне Толстой было бы радостно слушать, как путаются в ответах школьники, сдающие экзамен по ее книгам?

Скрепы - это и есть каклеты в могозине. И черт побери, я - за такие скрепы обеими руками!

Я тоже - за, если вы уговорите В.В. пользоваться словом каклеты в тех случаях, когда ему хочется ухватиться за скрепы

Моя покойная свекровь говорила  "каклеты"...

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Рами Крупник

Да, все слова такие знакомые, родные, сразу ложаться на слух. Наверное, они у нас в крови. 

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Ты сама как про её Фейсбук знаешь, антифейсбучная ты персона?)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Обижаешь))))) Какой инвестигатор сегодня может обойтись без шпионского аккаунта?! Я и за тобой слежу)))

Эту реплику поддерживают: Рами Крупник

Ты говорил у тебя постоянный насморк))) а теперь ещё и икота?))

Поскольку продолжительная икота может привести к летальному исходу предлагаю подготовить пакет документов для клэйма против Цукерберга. Твои наследники должны подавать иск в суд города San Jose, California. 

Рами, предлагаю сделать эксперимент: открой фэйковый аккаунт, дай отстояться, и потом попробуй его удалить. Надеюсь, после этого твое отношение к Цукербергу и Ко скорректируется. 

Кстати, Толстая чихвостит твоего кумира по всякому и называет " Сахарочком"))

А зачем нужно фэйковый аккаунт открывать? Кто-нибудь переведёт на русский "ex turpi causa non oritur action"?

По незаконному поводу не может быть законного иска. Но я в данном случае говорю о более чем законном поводе: фб фактически не позволяет удалять аккаунты никому и никогда, хотя в их полисе право на удаление аккаунта прописано черным по белому. То же касается использования кем-то из участников фб твоих личных материалов без твоего разрешения. Думаю найдется не мало других моментов. Согласен?

Эту реплику поддерживают: Рами Крупник

Не согласен. В Израиле я могу подать иск против пользователя, который опубликует без спроса мой личный материал без указания моего авторства и получить компенсацию. В США и Германии такое тоже возможно. И это никак не связано с какой-либо особенностью ФБ.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

В Германии - да. В США - нет. А связано это с неотъемлемым правом человека распоряжаться своей личной собственностью. Которое не может зависеть от страны проживания. 

Не вижу причем тут ФБ, Лена. Кстати, про США я не согласен и мог бы доказать, но консультация лоера потянет 900 баксов, а мне неохота.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Facebook will remove photos and videos that you report as unauthorized if (!!!!!) this is required by relevant privacy laws in your (!!!!!) country, if the reported content involves you, your child (under 13) or another person for whom you are the legal representative or guardian. 

Для тебя бесплатно, дорогой))

дальше читай сам:

https://en.wikipedia.org/wiki/Privacy_laws_of_the_United_States

Поясню: если ты гражданин Израиля, Германии - ты можешь потребовать даже и без суда удалить связанные с тобой материалы из аккаунта любого участника. ФБ обязан это сделать без согласия владельца аккаунта. Если же ты гражданин США, Англии - ты такого права лишен. Компенсацию можешь требовать - но не от ФБ, а от самого участника. 

Ну и что? Всё правильно. У ФБ нет ресурса контроллировать плагиат. Было бы неплохо начать со страниц Хамаса и прочих.

В Фейсбуке много страниц с контентом призывающим к террору.

А, поняла. Да, это очень печально. Но на счет того, что у них нет ресурсов, Рами - ты слишком хорошо к Сахарку относишься. Ресурсы у него при таких покровителях скорее всего есть любые. А вот потребности наверное нет.

Не так уж давно, одна моя знакомая девушка написала, что она не верит в теории конспирации)  

Лена, это всё не важно. Если Фейсбуком правильно пользоваться, это отличный ресурс и твоя аргументация мне скорее напоминает "куплю билет, но пойду пешком".

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Знакомая девушка просила тебе передать, что изменила свою позицию - она проанализировала ситуацию, и у неё не осталось ни малейшего сомнения в твоей правоте, увы! 

Что касается ФБ - это не теория, это вполне корректная информация. 

Света, рада твоему возвращению! Не поняла, что за тобой?

я не догадывалась)

хочу подружиться с тобой и на в ФБ - это возможно?

Светик, я с тобой и так изо всех сил и с огромной радостью дружу! но на фб меня нет:)) и не будет:)) 

ФБ великолепный рабочий инструмент. Я его активно использую и очень люблю. 

Жаль, так как "факебуки"  удобен очень.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

А что скажет специалист по русскому языку? 

Елена, благодарю, что пригласили поучаствовать. К сожалению не могу разделить Ваших восторгов по поводу творчества Татьяны Толстой - не мой писатель. Я вообще против хулиганства в литературе в любой форме, потому и Сорокина не жалую, хоть и считаю его лучшим современным стилистом. Я вообще считаю, что после смерти Олеши в отечественной литературе не было ни одного по настоящему крупного прозаика. Обличители были, ерники были, хлесткописатели были и есть, а вот настоящих, равных Платонову и Бунину, или Андрею Соболю, на мой взгляд не было. Последнее имя я назвал, чтобы меня совсем уж в антисемиты не записали. Повесть Соболя "Салон вагон" и рассказ "Последний день барона Фьюбель-Флютценау" я считаю одними из вершин русской прозы 20-го века. А что касается Толстой и ее родственника Алексея Толстого... к ним у меня отношение как к Михалковым - не лучшие аристократы уцелели после 17 года. Извините, но написал, что думаю.

Спасибо, Виктор, Ваше мнение меня всегда интересует, потому что оно диаметрально противоположно моему. Что касается Соболя - немедля же прочитала. Хороший писатель, более или менее владеющий языком и честно пытающийся из слов составить образы - такими авторами Россия, к счастью, богата. И хороший человек, видать, был. Но единственное его открытие, как мне кажется - это образ голубого вагона. Очень любопытно, кстати! 

Вас не тронул "Салон вагон", а меня не впечатлила "Кысь". Если бы не многообразие мировоззрений мир был бы скучен. Хотя,знаете, возможно впечатление от того или иного произведения может меняться со временем, возникать, так-сказать, послевкусие. У меня с Соболем именно так и произошло. А вот с Солженицыным получилось обратное. В Перестройку, когда его начали массово печатать я был им восхищен. Прошло лет десять, читаю и удивляюсь - чему я восторгался? Мыслитель - да, исследователь - да, борец с тоталитаризмом - да, но писатель-то средний. Может и у Вас возникнет послевкусие, или у меня. Хотя желания перечитывать "Кысь" у меня, увы, нет.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Виктор, я с Вами свершенно согласна - впечатление действительно меняется с годами, и это скорее хорошо, чем плохо. Я, к примеру, стала со временем совершенно равнодушна к Булгакову. А намедни взяла "Квартал" Д. Быкова - к которому всегда была равнодушна (как к писателю, не как к критику) - и не могу оторваться! 

А Салон вагон меня тронул - я наверное не совсем удачно выразилась. Тронул, да. Я Вас даже поблагодарила за рекомендацию. Но не привел в ах какой восторг. Я увидела ПОПЫТКУ хорошо писать. Понимаете? Как незаросшие швы после операции(( 

Здорово написано

Я - младенец в литературе, только ползаю и мое мнение также младенческое. Хочу поблагодарить за то, поделились постом, с удовольствием прочитала. Татьяну Толстую тоже читаю с удовольствием, спасибо, что напомнили, скачаю новую книжку, почитаю на выходных. 

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Спасибо, Яна! Я и не сомневалась, что найду в Вас единомышленника: хороший писатель всегда оценит и поддержит другого хорошего писателя (я про ТНТ, не про себя:)) А что касается младенцев - так их устами, как известно, глаголет истина! 

Лена, можно подробнее про дорогой парфюм у Татьяны Никитичны? Я что-то не нашла ))

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

No. 1 Imperial Majesty. Flacon: Baccarat. если память мне не изменяет. Больше не производится. 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Яринич

Будете в Берлине - на первом этаже KDW весьма удивительный отдел парфюмерии. Можно найти всё. Особенно интересны limited editions от экспериментаторов и небольших компаний. Коллекция постоянно обновляется. Лондон и Париж отдыхают)) 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Яринич