Все записи
20:01  /  16.11.18

427просмотров

Производство без границ как основной тренд мирового кинематографа

+T -
Поделиться:

 

Завершился кино-рынок в Лос-Анджелесе AFM -2018. В чем значение этого события для российского кинематографа?

AFM - не просто пространство, где торгуют кинофильмами. Расположенный в паре километров от легендарных голливудских студий, АFM привлекает кинематографистов со всего мира благодаря своей уникальной географической локации. В этом году участники АFM смогли ещё раз убедиться, что основной трэнд мировой киноиндустрии лежит в сфере международной ко-продукции. Не просто совместное финансирование, но и совместная работа над сценариями, равноправное участие в съемках, монтажах, озвучании. Одним словом - производство без границ. В том, что будущее кинематографа будет выглядеть именно так, сомнений нет. Не случайно на кино-рынке Берлинале уже действует специальная секция “The Berlinale Co-Production Market”, созданная по инициативе государственного фильмофонда Германии. Со следующего года открытие подобной секция ожидается и на АFM. В этом отношении на дистрибьютеров ложится особая ответственность - не просто продать фильм, но и достойно представить кино-индустрию своей страны, пробудить интерес к дальнейшему сотрудничеству. Российские дистрибьютеры проявили себя в решении этой задачи наилучшим образом.

<Не просто совместное финансирование, но и совместная работа над сценариями, равноправное участие в съемках, монтажах, озвучании. Одним словом - производство без границ. В том, что будущее кинематографа будет выглядеть именно так, сомнений нет>

В ситуации, когда на кинорынок съезжаются около 7000 продавцов — каждый с внушительными библиотеками — покупатель оказывается в непростом положении: офисы дистрибьютеров расположены на 7-ми этажах отеля “Лоевс”, 6 лифтов не справляются с потоком людей. Те, кто поспортивнее, бегают вверх и вниз по лестницам, но и их выносливости хватает ненадолго. В этой ситуации позиция европейских дистрибьюторов, которые предпочитают комфортно сидеть в своих офисах, заваривать кофе и ждать, когда покупатель сам их найдет, кажется не самой оправданной. Российские дистрибьютеры, напротив, выбрали активную тактику. Так, Централ Партнершип организовала специальную презентацию своих трёх ключевых проектов — хоррора Станислава Подгаевского и Александра Роднянского “Яга. Кошмар темного леса”, дилогии “Гоголь” и новой трилогии “Аванпост”. Демонстрацию трейлеров руководитель направления международных продаж Централ Партнершип Катерина Пшеницына сопроводила живым и интересным рассказом о персонажах русского фольклора и литературы. Аналогичным образом поступила и компания Планета Информ. Обе презентации стали заметным событием кинорынка и привлекли всеобщее внимание.

В отличии от фестивалей, скриннинги на кино-рынках не предполагают встреч с творцами и их общения со зрителями. Но россияне и здесь проявили неординарный подход, пригласив к участию режиссеров и продюсеров. Надежда Михалкова, снявшая триллер-хоррор “Проигранное место”, Никита Аргунов, Сарик Андреасян, Гамлет Дульян и другие авторы привлекли особое внимание покупателей к своим проектам, лично присутствуя на презентациях и показах.

Практически всех зарубежных покупателей интересует тема Второй мировой войны. На этом поле нашим кинематографистам нет равных, благодаря опыту, накопленному несколькими поколениями советских, а потом и российских режиссеров. Огромное внимание привлекла военная драма “Т-34”, созданная компаниями Амедиа и Марс Медиа при поддержке ВГТРК. Не секрет, что одна из причин громкого международного успеха фильма “Собибор”, представленного на рынке крупнейшим российским дистрибьютером All Media, кроется в его масштабном мировом 'appeal', над которым не властны географические, политические и культурные границы. Очевидно, что и в дальнейшем кинодрамы о Второй мировой войне производённые Россией в сотрудничестве с другими странами, затронутыми той войной, будут играть существенную роль в мировом кинопрокате.

<...тема Второй мировой войны. На этом поле нашим кинематографистам нет равных, благодаря опыту, накопленному несколькими поколениями советских, а потом и российских режиссеров>

Принято считать, что романтические комедии — самый неблагодарный жанр с точки зрения экспорта: в каждой стране свой юмор, зачастую не поддающийся переводу на иной язык. Любопытный эксперимент, с которым выступила компания “All Media/Yellow, black and white”, доказывает, что и комедийный фильм можно успешно вывести на международный рынок, если с самого начала привлечь к работе кинематографистов из разных стран: над сценарием комедии “Как я стал русским” работали одновременно российские и китайские сценаристы. Результатом явился замечательный фильм - веселый, светлый, оптимистичный, полный шуток и острот, которые будут понятны и русскому, и китайскому зрителю.

Режиссер-дебютант Ольга Зуева получила профессиональные знания в Нью-Йоркской кино-академии. Её лента “На районе" с Данилой Козловским в главной роли убедительно доказывает, что русская сердечность, вера во всепобеждающую силу добра могут прекрасно выглядеть и в кадре, выстроенном по голливудским технологиям.

<Русская сердечность, вера во всепобеждающую силу добра могут прекрасно выглядеть и в кадре, выстроенном русско-американским режиссером по голливудским технологиям>

Как известно, помимо “Собибира”, еще два фильма на русском языке выдвинуты на Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»: фильм Александра Котта “Спитак” и фильм Сергея Дворцевого “Айка”. Это стало возможным благодаря сотрудничеству российских кинематографистов с кинематографистами из других стран: “Спитак” произведен совместно Россией и Арменией; над “Айкой” работали кинематографисты Казахстана, России, Германии и Китая. В то время, как, по правилам, каждая страна может представить только один фильм в этой категории, у России, в силу её глубоких культурных связей с бывшими соседями по СССР, в этом отношении образовалось огромное преимущество.

<Три фильма с участием России выдвинуты на Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В то время, как, по правилам, каждая страна может представить только один фильм в этой категории, у России, в силу её глубоких культурных связей с бывшими соседями по СССР, в этом отношении образовалось огромное преимущество>

Пожалуй, во всем мире не найдется кинематографиста, который бы не мечтал о натурных съемках в Москве и особенно на Красной площади. Вплоть до прошлого года решение подобной задачи было практически нереализуемо. Классический пример, о котором всё ещё вспоминают старожилы Голливуда - фильм 1988 года “Красная жара” со Шварценеггером в главной роли. Большая часть фильма должна была по плану режиссера сниматься в Москве. Разрешения на съёмки на Красной площади ожидали полгода. Когда его получили, оказалось, что внесенная в него спецификация допустимой техники делает полноценные съемки невозможными. В результате удалось отснять Шварценеггера и несколько общих планов с одной ручной камеры.

“Таких историй сотни и до сих пор. Именно для того, чтобы подобных ситуаций не повторялось, мы предложили Правительству Москвы создать Кинокомиссию, — рассказала генеральный директор Роскино Екатерина Мцитуридзе. — Основной целью Московской Кинокомиссии является привлечение российских и международных кино- и телепроизводящих компаний и представление Москвы, как одного из уникальных мегаполисов, со множеством локаций, с профессионалами мирового уровня. Комиссия должна оказывать услуги по согласованию съёмок и поддерживать производителей контента консультационно. И это только один из шагов, которые Роскино планирует совершать в этом направлении. Чем больше фильмов из России, о России и вместе с Россией, тем меньше барьеров между нами и остальным миром. Культура, медиа-индустрия должны оставаться вне политики и соединять, а не разъединять людей. Мне приятно, что наши коллеги, уважаемые в индустрии люди - как Ларри Неймар, основатель Entertainment TV, или Майкл Бенаройа, продюсер оскаровских картин «Самый пьяный округ в мире», «Предел риска» и других, или Андрей Зинка, продюсер, который привлёк в Румынию десятки американских проектов, - высоко оценили презентацию нашего короткометражного фильма «Москва в движении», демонстрирующего съёмочные возможности нашего города. Более 130 запросов мы передали Московской Кинокомиссии по итогам презентаций кинокомиссии, проведённых на главных кинорынка мира в течение всего прошлого года. На этом АФМ мы провели десятки встреч, и получили очень интересные и перспективные проекты для копрдодукции. Теперь дело за нашими производителями и их умением выстраивать отношения. Во Франции это заняло десять лет, копродукция выросла с 1995 по 2005 год с 5 до 70 процентов, в Румынии - 15 лет, но сегодня они лидеры по количеству производимых иностранных и совместных проектов. В России все происходит быстрей, берём лет пять и системную поддержку государства -- и тогда мы сможем видеть  Москву в кино также часто, как Париж или Прагу. Наш девиз ‘Let’s shoot Moscow in Moscow’  нужно воплотить на экране»

<Екатерина Мцитуридзе: Культура, медиа-индустрия должны оставаться вне политики и соединять, а не разъединять людей>