Все записи
13:37  /  1.05.21

869просмотров

Трейлер на миллиард

+T -
Поделиться:

 

 

Фото: Игорь Малахов

 

          Казалось бы, чего проще - надергал кусков из готового фильма, склеил, музычку подложил - и трейлер готов. Так-то оно так, да не совсем. От таланта монтажёра трейлера - или, как сейчас модно говорить, трейлермэйкера - напрямую зависит прокатная судьба фильма. Кинопродюсеры это понимают и абы кому свои трейлеры не заказывают. Так вот: трейлеры к крупнейшим отечественный проектам последних лет сделал герой этого интервью. Результат его работы можно легко выразить цифрами, с которыми, как известно, не поспоришь, а именно: десять миллиардов рублей! Именно столько суммарно заработали в российском и мировом прокате фильмы, которым он проложил дорогу на экран! Мы все видели и знаем его работы - это трейлеры к фильмам “Майор Гром: Чумной Доктор”, “Серебряные Коньки”, “Последний Богатырь: Корень Зла”, “Огонь”, “Гоголь: Страшная Месть”, “Пальмa”, “На Острие”, “Стрельцов”, “Герой”.  А сейчас, благодаря моей коллеге замечательной журналистке из Лос-Анджелеса Лейле Исмаиловой, мы услышим его рассказ о профессии и о себе. Знакомьтесь: трейлермейкер Андрей Солодовников

Лейла Исмаилова: Андрей, я ещё ни разу не общалась с создателями трейлеров, но я всегда с интересом смотрю трейлеры, и благодаря им выбираю фильмы, которые хочу посмотреть. Насколько трейлер определяет финансовый успех проекта?

Андрей Солодовников: В наше время зритель идёт в кино после того, как он посмотрел промоматериалы. То, как стильно выглядит трейлер, как он преподнесён, как он сделан по звуку, какая музыка и песня выбрана - всё это формирует оценочное восприятие зрителя, и от этого, в конечном итоге, зависит, захочет ли он смотреть данный конкретный фильм.

Трейлер должен быть сногсшибательным. Я люблю, когда трейлеры мощные. Когда хорошо слышна музыка, когда ты чувствуешь её, и она правильно “прокачивает”

 —Я знаю, что ты делал трейлер для чрезвычайно успешного фильма “Гоголь” - его бокс-офис на первой же неделе проката достиг миллиарда рублей!

—Да, это было очень успешное кино.

—Как ты думаешь, какую роль сыграл в успехе этого фильма твой трейлер?

—Я надеюсь, что он сыграл очень важную роль, и это мне, не скрою, чертовски приятно. Понимаешь, ведь трейлер - это большая ответственность. Нужно сделать его настолько интересным, чтобы он завлёк зрителей в кинотеатр. Вот задача, которая стоит перед трейлермейкером!

—Мы сидим в студии, где представлены постеры из российских кинофильмов, но при этом, студия находится не в России. Мы - в Лос-Анджелесе, в центре города. Расскажи, каким ветром тебя сюда занесло, и как получилось, что ты работаешь на российских проектах?

 —Я приехал сюда 4 года назад, как обычный турист - с детства мечтал посмотреть Америку, и, в первую очередь, Голливуд. Я стал изучать город, смотреть, как живут люди, где находятся киностудии, каково это, вообще, подойти к закрытым воротам легендарной киностудии Warner Brothers, куда тебя, конечно, ни за что не пустят. Понять, как работают актёры, как проходят кастинги. И когда я почувствовал, что меня это всё сильно притягивает, я решил переехать сюда и попробовать пробиться в кинобизнес. Я тогда этого не осознавал, но оказалось, что я выбрал классический путь человека, который должен заработать деньги здесь и сейчас на свои цели в будущем.

 Как стильно выглядит трейлер, как он преподнесён, как он сделан по звуку, какая музыка и песня выбрана - всё это формирует оценочное восприятие зрителя, и от этого, в конечном итоге, зависит, захочет ли он пойти смотреть данный конкретный фильм

 —Что всё-таки тебя заставило остаться в этой стране? Ведь, как я понимаю, дома в России у тебя всё было хорошо?

—Азарт, желание испытать себя, покинуть привычную зону комфорта, найти себя в новой среде, проверить свой мужской стержень. Меня словно жёг внутренний огонь, и мне очень хотелось выиграть в этом челендже.

—Сожалений нет?

—Нет, всё классно.

—Хорошо. Скажи тогда вот что: на твой взгляд, кому ты рекомендуешь переезжать в Америку, а кому - нет?

—Я скажу так: уйти из привычного круга, остаться один на один с чужим миром, принять его вызов, решиться на приключение - на это нужен характер. Люди со страстью могут попробовать себя найти здесь, развить в себе новые грани. Людям, которые не так активно преследуют свою мечту, или пока её не нашли, будет тяжеловато. В любом случае, творческим людям - художникам, писателям, журналистам - стоит попробовать. При условии, конечно, если их не пугают поселения бомжей в некоторых районах Лос-Анджелеса. Тогда, думаю, всё будет классно.

—А в каких районах Лос-Анджелеса не стоит жить?

—Я думаю, там, где мы сейчас находимся.

—Даунтаун?

—Да.

Фото: Игорь Малахов

—Полностью с тобой согласна. В основном, мальчишки мечтают о популярных профессиях: спортсмен, президент. Ты выбрал профессию трейлермейкера, о которой широкой публике мало известно. Почему?

—Сначала я работал, как обычный монтажёр, каких много - делал видео свадеб, корпоративов, рекламные ролики. Естественно, я хотел достичь чего-то большего в своей профессии и занимался созданием мэшап-видео - это такая видео-музыкальная зарисовка, где соединены фрагменты из разных фильмов под музыку, которую выбираешь ты сам. Компилируя кадры, ты как бы создаёшь новую историю. Мне очень нравилось этим заниматься - я даже принимал участие в мэшап-конкурсах в интернете. Но мне всё время хотелось попробовать бОльшего. Помог мой друг Вадим Худобец - это сейчас топовый человек в индустрии трейлеров. Он делал такие трейлеры, как “Тренер", "Духless", “Матильда". Он востребованный профессионал в Голливуде, и когда его пригласили работать в “Трейлер-хаус” (крупное маркетинговое агенство, занимающееся всеми видами рекламы в Голливуде - “Сноб”), он - спасибо ему за это большое! - передал мне эстафетную палочку. Моим первым клиентом была компания “Среда". Сначала были только трейлеры сериалов, а потом пошли заказы на трейлеры для полных метров.

       Меня словно жёг внутренний огонь, и мне очень хотелось выиграть в этом челендже.

 —Скажи, нужно ли особое образование, чтобы стать трейлермейкером?

—Я слышал, что сейчас появились специальные курсы, например, в Московской школе кино. Но, в принципе, каждый монтажёр, который любит кино и хорошо его чувствует, может научиться делать трейлеры: важно правильно проанализировать материал, понять его сильные и слабые стороны, выбрать выигрышные фрагменты, а послабее - пропустить, и подобрать соответствующую настрою музыку. Так что, я думаю, что можно и без киношного образования стать монтажёром промо, но общее кино-образование не помешает. 

—Образование это всегда хорошо.

—Да.

—Есть ли какие-то особенности в образе жизни трейлермейкера? Вот ты, например, живёшь в Лос-Анджелесе, а значит, работая с Россией, тебе приходится бодрствовать по ночам?

—Да, когда я ложусь спать, все ребята на том полушарии просыпаются и начинаются сообщения, комментарии, правки. То есть, мы постоянно в таком режиме - они просыпаются, я встаю. И наоборот. Кроме того, нужно беречь свою спину - ведь эта работа требует многочасового сидения за монтажным столом. Так что, в первую очередь, я бы рекомендовал всем монтажёрам заниматься спортом и иметь хороший сет-ап - рабочее место с хорошим креслом для спины. Чтобы не затекала шея, чтобы было комфортно позвоночнику. Иначе можно получить серьёзные заболевания.

—Отличный совет. Очень интересно смотреть на постеры твоих фильмов. Похвастаешься своими трофеями?

—Пока у меня есть пять номинаций на премию Golden Trailer Awards.  Это такой аналог “Оскара” для кино-трейлеров. Церемония проходит здесь, в Лос-Анджелесе, но участвовать могут трейлермейкеры со всего мира.

Фото: Игорь Малахов

—У тебя есть любимые трейлеры, которые ты сделал? Коллаборация с какой компанией или режиссёром тебе особенно по душе?

—Мне очень нравится работать с Cental Partnership. Последние шесть трейлеров я сделал с ними, и самый мой любимый - это "Серебряные коньки". Его сейчас крутит Netflix на всю Америку.

—Есть ли разница в производстве трейлеров для российских фильмов и американских?

—В России сейчас сложился блок очень адекватных продюсеров. С ними легко и приятно работать, они слушают твои комментарии, а ты - слушаешь их. В результате получается хороший современный трейлер. Не затисканный какими-то устаревшими шаблонами, а именно что-то свежее, то, что может конкурировать по качеству даже с голливудскими трейлерами. Дело в том, что в Америке планка всё-таки немного выше из-за конкуренции между трейлер-хаусами. Заказчик отдаёт свой фильм сразу в пять-шесть агентств. И монтажёры всех этих агентств соревнуются, кто сделает лучше. Клиент, в итоге, выбирает один трейлер, одну версию. Поэтому атмосфера здесь достаточно напряжённая. Но зато есть свобода в использовании музыки, что крайне важно. Потому что местные продюсеры и компании понимают важность хорошего трека, и если заказчику понравится твоя идея, то компания купит права на использование чьей-то авторской музыки в трейлере за любую цену - будь то миллион долларов, и выше.

—ЗдОрово! А в России?

—В России это случается пока не так часто, как хотелось бы. Но многие наши продюсеры уже поняли, что музыка - это сильный маркетинговый инструмент. Если зритель услышал в трейлере кавер на свою любимую песню - для него это уже повод пойти смотреть это кино. Ведь на подсознательном уровне ему нравится трейлер уже потому хотя бы, что там звучит именно эта мелодия или песня. Поэтому, выбор музыки очень важен.

—Наверное, трейлеры сложнее монтировать, чем сам фильм, потому что за 2-2,5 минуты ты должен рассказать сюжет двухчасового фильма. Существуют ли шаблоны, по которым ты создаёшь трейлеры? Некая пошаговая инструкция? Или же это полная импровизация и акт искусства?

—Действительно, многие голливудские продюсеры строят свои промо-кампании по одному и тому же шаблону. Сначала делают драматический трейлер, чтобы привлечь в кинотеатр мужчин. Затем, во втором трейлере, фильм предстаёт предельно романтизированым, чтобы привлечь женскую аудиторию. Для одного и того же фильма можно сделать трейлеры в абсолютно разных стилях, и очень многие так и поступают, чтобы захватить как можно более широкую аудиторию. То есть, возможны разные стилевые решения трейлера. Настоящий профессионал в этой индустрии должен очень тонко чувствовать ритм, вайб, настроение фильма, и он должен быть очень хорошо наслушан разной музыки, чтобы показать продюсеру несколько версий, а тот, в свою очередь, выберет ту, которая ему по душе. Я люблю, когда трейлеры мощные. Когда хорошо слышна музыка, когда ты чувствуешь её, и она правильно “прокачивает”. Я считаю, что это один из важнейших факторов - тогда впечатление от трейлера остаётся у зрителя где-то на подкорке, и он обязательно захочет пойти на этот фильм. В этом смысле,  я чувствую себя как бы со-автором фильма - а это, безусловно, акт искусства. 

—Ты знаешь, действительно, несколько раз, когда я смотрела твои трейлеры, я ещё две минуты после трейлера просто сидела и приходила в себя - такие сильные эмоции они вызывают! 

—Спасибо, значит в этих трейлерах я достиг своей цели! К сожалению, в индустрии существует одна серьёзная проблема: когда трейлер сводят, громкость музыки существенно снижают. Это делается для того, чтобы любая домохозяйка во время готовки могла, не глядя на экран, расслышать, что говорится в трейлере, о чём будет фильм. И именно это - а не музыка, не качество трейлера - послужило бы для неё поводом пойти в кино. Так обычно поступали телеканалы раньше, когда домохозяйки были их основной аудиторией. Сейчас индустрия существенно изменилась, а вместе с ней меняется и стилистическое решение трейлера. Но пока не все продюсеры это поняли.

В России сейчас сложился блок очень адекватных продюсеров. С ними легко и приятно работать, они слушают твои комментарии, а ты - слушаешь их, и в результате получается хороший современный трейлер

—А были ли ситуации, когда трейлер менял историю фильма?

—Да. Есть такая классная голливудская байка о фильме "Отряд самоубийц”. Изначально фильм был достаточно мрачным. Производитель отдал фильм в одно из агентств, чтобы они сделали трейлер. Монтажёр каким-то образом пришел к тому, чтобы использовать в качестве музыки к трейлеру кавер на Bohemian Rhapsody. Когда он смонтировал трейлер, все так офигели, настолько это было классно и круто, что производители пересняли фильм под трейлер. То есть, этот монтажёр трейлера заставил создателей фильма увидеть историю другими глазами, и они поняли, как сделать фильм ярче, сочнее, более позитивным и дерзким.

—Финальная версия была великолепная! Хорошо, что они внесли эти изменения.

—Это был крутой трейлер, да.

—В эпоху борьбы за гендерное равенство и движения “MeТoo", я просто должна задать тебе этот вопрос: есть ли женщины в твоей профессии?

—Да, они есть, и они очень классные! Есть такая женщина трейлермейкерша Дженн Хорват. Она сделала "Бэтмена против Супермена”, "Человека из стали”, "Властелина колец", “Стартрек". То есть, это очень серьёзный человек, очень востребованный в индустрии. Есть также Ген Ип, которая делала практически все последние части "Гарри Поттера” и "Игру престолов”. Она же сделала трейлер к фильму ”Довод" Кристофера Нолана - отличный трейлер, очень атмосферный, один из лучших в последние годы, я считаю.

—А какие ещё у тебя любимые трейлеры?

—Я очень люблю “Хранителей” - фильм 2009 года Зака Снайдера. Его тизер-трейлер сделан под песню группы “The Smashing Pumpkins”. Очень атмосферный трейлер! Классный! И построен именно на песне!

—А чем, кстати, отличается тизер от трейлера?

—Тизер - это такой лёгкий намёк на фильм. Эти ролики идут одну минуту или чуть больше. Тизеры, как правило, нужны, когда есть очень много материала, и продюсер хочет запускать промо-кампанию с тизера, а не с трейлера. Обычно это решают маркетинговые отделы компаний.

—Отличаются ли трейлеры для стриминговых платформ от трейлеров для кинотеатров?

— Нет. Раньше - да, возможно. Раньше планка для телевидения была пониже, количество денег, потраченное на разработку трейлера для ТВ, было значительно меньше, лицензированную музыку использовали редко. А сегодня - посмотрите любой трейлер…”Ведьмак”, "Любовь, смерть и роботы”… Это очень классные трейлеры, в которых очень дорогая музыка, и они супер стильные. То есть, я думаю, что сейчас просто нельзя делать плохой трейлер, или средний трейлер. Трейлер должен быть сногсшибательным!

—Можно ли по трейлеру определить, хороший фильм или так себе?

—Задача трейлермейкера как раз в том и состоит: он должен так классно сделать трейлер, чтобы нельзя было определить, хороший будет фильм, или не стоит на него тратить время. Когда фильм интересный и классный, когда тебя тебя самого во время работы над материалом начинает будоражить, и ты понимаешь, что это крутое кино, то, конечно, у тебя в разы возрастает мотивация, и как бы чакры открываются. Ты очень хочешь сделать что-то особенное. Это чувство приходит из ниоткуда, нужно просто следовать ему, и всё. И наоборот: бывает материал, который ты, как профессионал, должен сделать качественно, классно и хорошо, но, при этом, сам фильм тебя, как зрителя, не очень трогает.

—Какая работа тебе больше всего запомнилась в Голливуде?

—Я помог своему другу в его институтском проекте. Сделал трейлер для его выпускного фильма, и после этого он начал заниматься киноиндустрией, открыл свою кинокомпанию Tank Pictures и уже снял полный метр. Его фильм "Проект: Время назад" скоро пойдёт в российских кинотеатрах.

—А как ты видишь дальнейшее развитие своей карьеры? Ты будешь продолжать делать трейлеры, просто они будут становиться ещё лучше и интереснее? Или же ты собираешься монтировать фильмы?

—Мне вспоминается история, случившаяся с монтажёром фильма "Одержимость". Его имя Том Кросс. Это был его первый фильм, и он получил за него “Оскар”. Ему в руки пришёл достаточно креативный материал, который, наверное, его возбудил, взбудоражил, и человек на этом вайбе и энергии сделал такую высококачественную работу, что сходу срубил "Оскар". Вот такие истории меня мотивируют. Поэтому в ближайшее время, конечно, хотелось бы погрузиться в голливудские трейлеры и оказаться у классного режиссёра на площадке. Это очень сложно, это целый новый мир. Потому, что у монтажёра фильмов здесь своя собственная команда, помощники. Их очень много. Задача помощников пред-собрать фильм. А он уже садится, как режиссёр монтажа, и начинает проверять всё, что они сделали, вносить свои коррективы. Это, по-любому, более высокий уровень профессионализма. Конечно, очень хочется попробовать так поработать.

Когда тебя тебя самого во время работы над материалом начинает будоражить, и ты понимаешь, что это крутое кино, то, конечно, у тебя в разы возрастает мотивация, и как бы чакры открываются

—А у тебя уже есть своя команда?

—Да, у меня есть ребята, с которыми я работаю последние год-полтора. Это и музыканты, и специалисты по графике, и специалисты по дизайну - люди, которые делают дизайн титров для моих трейлеров. В какой-то момент я понял, что хочу делать такой продукт, чтобы клиент мог им гордиться. Работать по максимуму - чтобы и музыка была дорогая, и качественные титры, поднимать планку с каждым новым заказом. Кроме того, монтажёр промо должен участвовать и в планировании промо-кампаний. Например, ко мне приходит заказ, но продюсер говорит, что у него будет в итоге три промо-ролика, и надо твой ролик сделать так, чтобы не заспойлерить последующие - что-то спрятать, оставить материал на следующие ролики. Монтажёр должен знать эти планы продюсера, а значит участвовать в планировании. Иногда бывает, что продюсер просит показать в трейлере побольше истории, а иногда - наоборот, просят побольше скрыть, чтобы потом это круто выстрелило в фильме. Когда монтажёр промо понимает сверх-задачу промо-кампании и знает её бюджет - результат будет гарантированно лучше.

—Думаю, среди наших зрителей и читателей есть ребята, которые мечтают работать в кино, но пока не определились, что именно они хотят делать. Какой совет ты им можешь дать?

—Самое главное - сфокусироваться на себе. Постараться не отвлекаться на каждодневные дела. Потому что здесь нужно быть собранным, понимать, для чего ты это делаешь, что ты хочешь получить в будущем. Должна быть также спортивная злость и усидчивость. Ты можешь сидеть год-два, тебе ничего не будет приходить, только маленькие заказы. Не гигантские крутые фильмы, а что-то третьестепенное. Но ты свой навык будешь оттачивать даже на этом материале. Потом всё начнёт потихонечку развиваться. Главное понимать, что ты - творческая единица, создатель. Нужно научиться общаться с клиентами, с продюсерами, правильно проталкивать свою идею. Но это не должно быть агрессивно - нужно уметь вести себя тактично, стараться свои концепции проводить в жизнь путём переговоров, лояльности, но при этом не терять своё авторское достоинство. Если ты смог это сделать, дотерпел, правильно себя вёл - это победа. А если ты где-то психанул - всё! Ты в результате остался ни с чем и откатываешься обратно. Поэтому терпение, правильное понимание задач, правильно построенное общения - вот, что важно. И это не только про трейлеры, мне кажется, а вообще…про любую творческую профессию. В любой творческой профессии нужно в первую очередь понять, твоё ли это? Если ты уверен, что твоё - иди вперёд. Сомнений быть не должно, потому что ты должен быть строгим во всём и работать практически без ошибок. У настоящего профессионала сомнений либо вообще нет, либо только в тех моментах, когда он чувствует, что ему нужно усовершенствовать себя, поднять уровень, отшлифовать себя как творческую единицу. Тогда ты имеешь право на сомнения. Но когда ты уже отшлифовал себя, когда работа стоит на потоке, и ты понимаешь, что востребован и тобой интересуются - ты должен гордо нести знак качества.

—Над чем ты сейчас работаешь?

—Я только что сделал промо-кампанию к новому фильму Тимура Бекмамбетова “Девятаев”. Кроме трейлеров, в эту кампанию также вошёл и музыкальный клип на песню “Любимый город” в исполнении Тиля Линдеманна, который тоже смонтировал я. 

Интервью взяла Лейла Исмаилова 

Полное интервью Андрея Солодовникова - в отличном качестве и с трейлерами, о которых идёт речь - уже на YouTube !