Все записи
08:49  /  8.05.15

1280просмотров

Формат (посвящается 20-летию 1 канала)

+T -
Поделиться:

 

Людям, которые стояли у истоков нашего телевидения, слово "формат" было незнакомо. Однако, передачи всех пяти советских телевизионных каналов всегда имели четкое жанровое содержание, направление и стиль подачи материала - то есть формат. Не существовало в те годы и понятия рейтинг. Срок эфирной жизни телепередачи устанавливало начальство. К счастью, начальствовали тогда незаурядные высоко эрудированные личности, да и сами производители передач все, как один, обладали дипломами лучших ВУЗов страны. Этой когорте удалось создать форматы, не имеющие аналогов в мире: "Что, где, когда", "КВН", "Спокойной ночи, малыши!" Тогда же появилась профессия телеведущего: участника формата, который работает в кадре, персонифицируя подаваемую информацию.

Лицо программы

Ключевое слово здесь "персонифицируя". От свойств личности ведущего зависит успех формата, а значит и карьера каждого участника процесса. Осознание этой исключительной роли ведущего формировалось, как и положено, путем проб и ошибок. По профессиональным качествам все первые ведущие советского телевидения были равны: в годы, когда эфир еще был только прямой, любая самая невинная оговорка ведущего могла стоить должности не только рядовым сотрудникам, выпускающим передачу, но и их боссам. Поэтому выверялось каждое слово, текст учили наизусть, тренировались, готовились. В последствии на помощь пришел "телесуфлер" - небольшой экран с бегущим по нему текстом-подсказкой закреплялся прямо на камере, не закрывая при этом видоискателя. Какими бы ни были популярными тогдашние телеведущие, они редко принимали участие в процессе создания передач (исключение - Валентина Леонтьева и ее “От всей души”).

После того, как сценарий передачи был готов, редактор принимал решение, кому поручить её модерацию - или, как у нас говорят, "ведение". Зачастую решение основывалось на личной симпатии редактора: будешь паинькой - дам заработать, будешь выпендриваться - выгоню. Ведущие были скромны, послушны. Незаменимых не существовало. За свое место в эфире они боролись разными способами. В том числе по меткому выражению А.Градского "взяткодательством, водкопительством, и сожительством" с редакторами передач. Ну да, отстегивали порой - а как без этого? Ведь зарплата редактора - это курам на смех.

Постепенно ситуация менялась, и ведущий становился символом, маяком своего формата. Или, как говорят американцы, якорем (anchor - по-английски и якорь, и ведущий передач). Так, исправно откатывающий редакторам Юрий Николаев добился, наконец, что его имя прочно ассоциировалось с “Утренней почтой”, а без сексапильной тети Тани Веденеевой не мыслилась передача “Спокойной ночи, малыши”. И конечно отставить Александра Маслякова от КВНа или Владимира Ворошилова от "Что, где, когда?" и вовсе не представлялось возможным.

Короли и "капуста"

Все, кому удалось пожить длительное время в Европе или за океаном, согласятся, что в постсоветской России эпохи Ельцина свобода слова была представлена значительно масштабней, чем на Западе. В атмосфере непрекращающегося эксперимента и вседозволенности зарождались уникальные форматы и их не менее уникальные ведущие. Оказалось, что ведущим телевизионного эфира требуется не столько актерское мастерство, сколько артистизм. И не столько красивая внешность, сколько запоминающаяся - пусть даже порой уродливая. На экране появились действительно уникальные персонажи - чего стоил один только Виталий Вульф, анти-секс-символ с чудовищной дикцией и невероятной харизмой. Но самое важное то, что новые ведущие оказались в состоянии и в праве создавать свои собственные форматы.

Активный рост общественного сознания привел на телеэкраны молодых отважных журналистов, работавших до этого исключительно за кадром. Этим людям было тесно в рамках традиционных форматов и они отправились в плавание по бурным, неизведанным, и, как оказалось, небезопасным, эфирным волнам. Абсолютными лидерами были ведущие программы "Взгляд".  Им не уступал гордый одиночка Леонид Парфенов с "Намедни". Информационщики Татьяна Миткова, Сергей Доренко, Светлана Сорокина, Михаил Осокин, Евгений Киселев с "Итогами" превращали выпуск новостей в захватывающее шоу.

Одновременно в эфире Петербурга бушевал под музыку "Весны священной" бывший священник, фантазер, аферист, бессовестный бабник и абсолютный гений телевизионного репортажа Александр Невзоров. Этим огромным звездам наступали на пятки звезды второго ранга: Владимир Молчанов, Дмитрий Крылов, Алексей Лысенков, Кира Прошутинская и другие.

Одних только общественно-политических и информационных программ для развлечения публики оказалось недостаточно. Пришлось осваивать новые форматы - игры и ток-шоу. Словно шампанское искрился и вскипал шутками Коля Фоменко. Загадочно полу-пел полу-вещал Валдис Пeльш. Не в политике, а почему-то в кулинарном шоу нашел, наконец, себя бывший борец за перемены Андрей Макаревич. Однако, производство всех этих форматов требовало серьезных денег, а их создатели - как, впрочем, и все новорожденные капиталисты эпохи 90-х - не хотели вкладывать прибыль, полученную от продажи рекламного времени, в дальнейшее развитие производства - они забирали все деньги себе. И тут выяснилось, что существует-таки дешевый и сердитый способ заполнения эфирного времени - это прямой эфир. Говорящая голова в эфире стоит недорого, а если эта голова еще умеет думать и эффектно излагать интересные мысли - рейтинг, а значит и доход обеспечены. В прямом эфире попробовали себя многие ведущие - Андрей Максимов, Матвей Ганнопольский, Андрей Столяров. Но вскоре обозначился абсолютный король жанра - Дмитрий Дибров: изысканнейшая лексика, солиднейший интеллектуальный фундамент, профессионализм журналиста, а также редчайшая способность играючи импровизировать перед камерой. Пока Дибров по его собственному выражению "наглел в свое удовольствие в прямом эфире", события в стране и на телевидении приняли зловещий характер. Как выразился сам Дибров: "Либеральные игрушки пришлось оставить в 1989, в программе “Взгляд".

Подберезовики

Покойный Березовский сделал с 1 каналом то же, что в свое время с АвтоВАЗом - то есть, обобрал и бросил. Преемникам достались объедки. Бурный ренессанс прекратился. Возврата к старому не было. Пришлось учиться новому. И вот гигантские "останки Останкино" потихоньку стали обрастать мясом. Филейной - то бишь самой лучшей частью - стали телеведущие. Большинство звезд экрана 90-х покинули эфир - по разным причинам, но в основном из-за психологических нагрузок, вполне приемлемых в возрасте плюс-минус 30, но совершенно невыносимых, когда тебе - страшно сказать - уже почти 50.

Те же, кто остались, чтобы удержать популярность пустились во все тяжкие. Интеллигентная Елена Малышева в погоне за рейтингом стала учить зрителей правильно испражняться. Дмитрий Дибров неожиданно заявил, что Басков - это глубокий философ и тонкий умный мыслитель, чем насмешил, наверное, даже самого Баскова. Что ж, можно их понять. Не то, по выражению Жванецкого, "передвинут в эфирной сетке на 4 утра, когда телевидение смотрят только коты". Сам мэтр stand up'a вот уже более 10 лет удерживает на могучих плечах Андрея Максимова уникальный формат "Дежурный по стране". Не сдает позиций Владимир Познер. По-прежнему царит на "Поле чудес" Леонид Якубович.

И все же, необходимо было формировать эшелон новых звезд экрана - отчасти опираясь на западный опыт, отчасти экспериментируя - с учетом российского менталитета. Для начала новым хозяевам каналов пришлось убедиться, что способность четко и ясно излагать мысль, пусть даже не свою - это особое свойство мозга, которое, как и музыкальный слух, есть далеко не у всех. На роли ведущих пробовались актеры и актрисы как юного так и старшего поколения: Вера Брежнева, Татьяна Васильева, Елена Проклова, Анастасия Заворотнюк, Мария Шукшина. Но лишь парадоксальной Гузеевой удалось достичь рейтинговой стабильности старожилки Ренаты Литвиновой. Задействованы были и знаменитости различного калибра: Юдашкин, Бабкина, Зайцев, Волочкова. И поп-звезды: Милявская, Маликов, Елка. Короче, званы были многие. А остались, как и положено, избранные. Те, кто осознали, что работа ведущего - это не просто честно и быстро заработанный дворец с крокодилами в ближайшем Подмосковье, но еще и адский труд, и постоянное творческое горение. Говорят, что старожилы 1 канала заключили пари: сколько лет выдержит Ургант свой изнуряющий ежедневный эфир? Ведь от умения ведущего выносить огромные нагрузки зависит судьба формата, а с ним и вложенные средства. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы формат, едва раскрутившись, канул в небытие.

В целом, диапазон ведущих велик и разнообразен, как велика и разнообразна аудитория: от имбецилла Геннадия Малахова до его элегантного тезки Андрея.

Так вот, как это ни удивительно, оказалось, что никому из вышеперечисленных телеведущих не под силу в жестких условиях торжества капитализма создать свой собственный уникальный формат, как это делали их предшественники в 90-х. 

Комментировать Всего 1 комментарий

Могу свидетельствовать своей рваной шкурой, Елена, сейчас 1 канал не брезгует ради скандала и клеветой. И если стоит выбор: скандал или проверка законности предоставленного им материала, ребятишки с первого канала, как, впрочем, и с России один или НТВ, выбирают скандал. А предъявить ему это почему-то не удается... Видимо, их берегут какие-то боги...