Все записи
22:27  /  22.08.15

8703просмотра

Следы на Земле

+T -
Поделиться:

Своё первое творение архитектор Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри) создал в 25-тилетнем возрасте. Это была старомодная вилла в Швейцарских Альпах - с небольшими окнами, элегантным эркером на два этажа, покатой черепичной крышей. Толстые стены в четыре кирпича, деревянные панели внутренней отделки и два огромных камина гарантировали обитателям дома здоровый внутренний климат, уютные вечера у рояля и тепло даже в самые заснеженные альпийские зимы. Дом предназначался для родителей Корбюзье и это об их комфорте и здоровье беспокоился любящий сын, проектируя сие уютное гнездышко.

Все последующие здания, возведённые прославленным архитектором, хотя и оставили в буквальном смысле неизгладимый отпечаток на поверхности земли, отличаются чем угодно, только ни теплом и уютом. Европейские обыватели, платившие немалые деньги за честь поселиться в домах, построенных "великим" Корбюзье, очень скоро вынуждены были платить не меньшие деньги, чтобы из этих домов подобру-поздорову выбраться. И слава его как гениального архитектора-новатора бежала нога в ногу со славой пройдохи, который к тому же бессовестно воровал идеи у коллег. 

Каким бы он ни был на самом деле, какие бы сомнительные поступки не совершал, сейчас, почти столетие спустя, можно назвать пять архитектурных элементов, появившихся в результате его деятельности и определивших современный облик цивилизации. 

Элемент первый

Переехав из Швейцарии в Париж в начале 20- х годов прошлого века, юный Корбюзье для начала устраивается в штат строительной компании, где ему поручают возведение технических сооружений - водонапорной башни, электростанции, а также рабочих поселков для тех, кто эти сооружения обслуживал. Эти конструкции, словно застряв перед внутренним взором архитектора, навсегда определили его будущий стиль. В то время в Париже буйно развивалась живопись авангарда -  Пикассо, Брак, Модильяни. Корбюзье знакомится с художниками, входит в их круг и, так как от технического строительства он уже успел заскучать, решает переключиться на производство авангардной мебели. 

Удачливый пройдоха, он умудрился пристроить свои шедевры ни много ни мало на парижский "Осенний" салон 1929-го. Невиданные прежде столы со стеклянными столешницами на каркасе из алюминиевых трубок и жёсткие прямоугольные кресла и диваны из грубой свиной кожи демонстрировались наряду со скульптурами великого Родена и картинами Пикассо. Тогда, в начале 20 века, приобрести экстравагантные мебельные творения решились лишь немногие любители. Сегодня трубчатые металлические каркасы нашли применение в офисном интерьере, а столешницы из толстого стекла (а порой и хрусталя) поселились в каждом доме. Однако, ассистентка Корбюзье Шарлотта Перьен, утверждала, что на самом деле идея производства мебели из стекла и алюминия принадлежит ей.

 

Элемент второй

Когда выяснилось, что на мебели много не заработаешь, Корбюзье внедряется в издательский бизнес. Его журнал "Новый Дух" (L'esprit Nouveau) выходит в Париже в 1919 году. На этих страницах и были впервые опубликованы знаменитые "Пять отправных точек современной архитектуры" - теоретический труд, принёсший его автору Корбюзье титул "отца современной архитектуры". Правила эти следующие: 

во-первых, отныне и навсегда, современные дома должны возводится не на фундаментах, а на сваях. По мнению Корбюзье таким образом помещения избавляются от сырости.

во-вторых, благодаря сваям и положенному на них железо-бетонному каркасу, отпадает необходимость в несущих стенах, а значит в помещениях вместо стен можно использовать просто перегородки, что даёт архитектору творческую свободу  в планировке внутреннего пространства.

в-третьих, опять же благодаря сваям и отсутствию несущих стен, архитектор получает возможность располагать окна по всему параметру здания, что увеличивает освещенность и снижает потребление электроэнергии.

в-четвёртых, архитектор получает свободу делать с фасадом дома всё, что ему взбредёт в голову, так как никаких иных функций, кроме украшения, фасад у такого дома не выполняет.

Ну и последнее: у всех домов должна быть отныне плоская крыша с окнами для дополнительной освещённости, на которой можно будет оборудовать солярий, спортплощадку, бассейн, или просто разбить сад.  

"Изложенные пять основных пунктов, - завершает свой труд Корбюзье, - являются фундаментом новой всемирной архитектурной эстетики. Нам больше не понадобиться архитектура прошлых эпох. Единственное место для неё - в школьных учебниках рядом с литературой и историей". Публикация появилась удивительно во время. Молодые французские архитекторы, вслед за коллегами-художниками, напряжённо ищущие новый стиль, избрали план Корбюзье своим кредо.

Окрылённый успехом, архитектор развивает активную деятельность, захватывая в круг своих сторонников всё больше коллег из разных стран. Конференции, выставки, симпозиумы следуют друг за другом. Его книги по теории архитектуры расходятся огромными тиражами. В свободное же от болтовни время он так и быть строит дома: всего в довоенные годы Корбюзье построил во Франции два жилых посёлка, один дом для бездомных Армии Спасения и восемь частных вилл. Но ему нужен был размах, а ни какие-то там поселки. На одной из конференций этит гений пиара провозглашает строительство "Лучезарных городов будущего", вошедшую в историю архитектуры как "Афинская хартия". 

Первым кандидатом в города будущего Корбюзье выбирает Париж. Для начала, конечно, нужно будет снести с лица земли весь его старый центр. Зарвавшийся швейцарец не учёл французского менталитета: замахнуться на Париж, национальную святыню? И популярность Корбюзье тут же резко пошла вниз. 

А стоило только общественности от него отвернуться, отовсюду стали слышны робкие голоса тех, кому пришлось жить в построенных им архитектурных шедеврах. Речь, конечно, не идёт о подопечных Армии Спасения - ведь для бездомных крыша над головой, какая бы она ни была, всё же лучше открытого неба. Совсем по другому обстояло дело с придирчивыми обитателями вилл. Особо широкую огласку получили страдания жильцов Виллы Савой в г. Пуасси. Оказалось, что сваи отнюдь не предотвращают сырость, а скорее наоборот. Знаменитая плоская крыша протекла. По краям ленточных окон поселилась плесень. Всё это в комбинации с недостаточной теплозащитной способностью железо-бетонных стен сделало жизнь в доме невозможной. Короче, владелец виллы известный промышленник Пьер Савой подал на архитектора в суд. 

Нелицеприятная правда о страданиях обитателей построенных им домов не смогла помешать славе Корбюзье. Он продолжал получать заказы. Особенно его полюбили немцы. Немало вилл в богатых пригородах Берлина, Дюссельдорфа, Франкфурта напоминают Виллу Савой и - увы! -страдают теми же недостатками, только еще более выраженными в дождливом немецком климате. Так что, если соберетесь покупать что-нибудь в Германии - будьте начеку, что б вам не подсунули насквозь прогрибкованную стекло-бетонную коробку от Корбюзье. 

Третий элемент

Когда, наконец, вопли замерзающих владельцев домов, построенных Корбюзье, достигли ушей общественности, старый жулик понял, что в Европе ему больше работать не дадут и обратил свои взгляды на Москву, логично предположив, что Советам, строящим новую жизнь, идея городов будущего может прийтись по вкусу. Однако надежды не оправдались - оказалось, что, несмотря на торжество идей коммунизма, кое-кто в Кремле всё же сохранил способность к разумному мышлению. Русские, как и парижане, не позволили ничего сносить. Корбюзье принял участие в строительстве здания Центросоюза в Москве - пожалуй, самая уродливая постройка в городе! - и затем его вежливо выдворили.

Он мчится попытать счастья в Америку. Но и американцы отнеслись к идее сноса своих старых городов без особого энтузиазма. Амбициозный архитектор отправляется дальше - в Южную Америку. И здесь, наконец, получает работу. Правда, не целый город, а всего лишь один небоскрёб в Рио-де-Жанейро. Но зато ему удаётся впервые применить разработанную для "лучезарных городов будущего" концепцию сплошного остекления, которая через пару десятков лет будет востребована во всём мире при строительстве небоскребов. Впрочем, был ли Корбюзье автором концепции на деле, или идею строительства башен из стекла выдвинул кто-то из коллег - неизвестно.

Элемент четвёртый

Вторая мировая, стершая с лица земли десятки европейских городов, сослужила  мошеннику замечательную службу: города отстраивать нужно, денег у правительств нет - и тут-то и пригодились экономичные железобетонно-стеклянные конструкции Корбюзье. Пробил его час, и маэстро рейхсфедера разворачивается во всю мощь: за десять послевоенных лет им были построены огромные жилые комплексы в пяти городах Франции. Эта концепция "жилых единиц" (l'unité de habitation), когда внутри здания располагаются не только апартаменты, но и комплексы необходимых услуг, как то: кафетерий, библиотека, почта, продуктовый магазин - в последствии была заимствована американцами, а от них в свою очередь распространилась по всему миру и по сей день служит основой при строительстве многоквартирных домов. Опять же, мы не знаем принадлежала ли идея самому Корбюзье или была им по привычке украдена.  

Два жилых комплекса было построено им в Германии:

Вайзенхоф в пригороде Штуттгарта в 1927 году

 

и в Берлине на Flatowallee 16, что в Шарлоттенбурге.

О Корбюзье снова заговорили, и к его услугам обратилась католическая церковь, заказав построить храм в Роншане на Юге Франции, а затем и целый монастырь в Лионе. Корбюзье воспринял тезис об аскетическом образе жизни монахов через чур буквально. Жуткая бетонная коробка с ячейками для жилья так напугала святых отцов, что въезжать на новые квартиры они решительно отказались. Брррррр.....

Некрасивая история, как и в прошлый раз с Виллой Савой, получила огласку, и поток заказов прекратился. Удивлял французов не в последнюю очередь тот факт, что сам мастер "стекло-железо-бетона" в эти его, безусловно, доходные годы предпочел поселиться в стареньком уютном деревянном доме на мысе Кап Мартен.

Пятый элемент

Как и положено жулику-международнику, архитектор решает отправиться от греха подальше на Восток. В поездке по Индии он проникает на приём к премьер-министру Джавахарлалу Неру. Два афериста понимают друг друга с полуслова и Корбюзье обретает возможность построить, наконец, свой "лучезарный город будущего" в Индии.

Город Чандигарх в штате Пенджаб строился около десяти лет. Всего Корбюзье спроектировал здесь 11 зданий: административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиница и больница. 

Последующие оценки этого градостроительного эксперимента мировым архитектурным сообществом весьма разноречивы. Но в самой Индии Чандигарх считается и по сей день одним из самых удобных и красивых городов. Что не удивительно, учитывая весьма скромные запросы к качеству жилья в стране, где чуть не половина населения проживает на мусорных свалках. Так, единственный раз в своей жизни, Корбюзье удалось лично построить первый в мире "лучезарный город". Вскоре парижане приступили к строительству района LaDefence, англичане строят лондонский Canary Wharf, испанцы - мадридский квартал Cuatro Torres. К участию в этих проектах Корбюзье не пригласили, хотя они и основывались на провозглашенных им принципах градостроительства. Приходилось ли кому-нибудь жить в этих районах? Мне приходилось - в LaDefеnce. Кошмарные мрачные сырые квартиры с низкими потолками и крошечными туалетами. В вечно затуманенные испарениями окна едва проникает солнечный свет. Темные подъезды. Мрачные серые балконы с видом на эффектную арку и претенциозно спланированный ландшафт.К сожалению, фотографий того давнего периода моей жизни не сохранилось. Но можете смело поверить мне на слово. 

И все-таки некоторые идеи Корбюзье нашли свое воплощение в современном градостроительстве и от этого уже никуда не деться. Нужно отдать должное, что благодаря усовершенствованным стройматериалам и технологиям стеклянные стены из особого строительного стекла оказались не хуже кирпичных, блоки из железобетонна снабдили специальной теплоизоляцией. От свай, правда, пришлось отказаться - слишком тяжелы были эти дома. Но зато плоские крыши с садами и бассейнами экономически себя оправдали. Понравилась американцам и концепция пригородных посёлков из однотипных, а значит недорогих, домов, отличающихся друг от друга только цветом и рисунком фасадов. Правда, эти дома строят отнюдь не из вечного стеклобетона - каркасы из деревянных брусьев обшивают гипсокартоном. Сколько простоит - столько простоит. 

В архитектурном облике городов Германии множество зданий напоминает проекты "отца архитектуры". Haus der Kulturen der Welt, что в Тиргартене, построенный большим поклонником Корбюзье американским архитектором Хью Стаббингом, и вообще почти буквально повторяет здание ассамблеи в Чандигархе. 

Похож на “Корбюзье” и Канцлерамт в центре Берлина

Мы, Берлинцы, обожаем это здание и лужайку рядом - оно символизирует мир, жизнь, любовь, доверие. Сотрудники же, по слухам, жалуются на духоту, головные боли и плохое настроение. Здесь же на берегу Шпреи построен и жилой дом для чиновников - он практически пустует, так как ни один уважающий себя немец (а чиновник Канцелярии имеет все основания себя уважать) не согласится жить в такой мрачной цементной коробке. Бетонные многоэтажки, унаследованные от ГДР, пользуются спросом постольку, поскольку они расположены в самом центре Берлина. Вообще же немцы по-прежнему строят из кирпича, а квартиры в бетонных домах раздают неимущим. 

В России о Корбюзье напоминает лишь одно строение - хорошо знакомый всем москвичам дом на сваях на Беговой - так называемая “сороконожка”, построенная в 70-х.

 

В 2008 году Фонд Ле Корбюзье и Министерство культуры Франции при поддержке стран, на территории которых имеются его постройки — Аргентины, Германии, Швейцарии, Бельгии, Индии, Японии — выступили с инициативой внести здания, построенные Ле Корбюзье, в список памятников Всемирного человеческого наследия ЮНЕСКО. Что же касается Виллы Савой, то несколько десятилетий дом стоял пустой, пока в 1962 г. власти г. Пуасси не догадались превратить его в музей архитектуры авангарда начала двадцатого века.

Вот вам и загадка: ни одно из зданий, возведенных Корбюзье, не удостоилось доброго отзыва тех, кому пришлось этими помещениями пользоваться. Ведь и сегодня, как и сто лет назад, занесенный сугробами домик с камином, эркером и роялем остаётся дорог каждому человеческому сердцу. Очень важно, чтобы домик этот не был похож на соседский:

И при этом, всё современное градостроительство - комбинированные городские комплексы, небоскребы из сплошного стекла, загородные жилые комплексы - всё это - результат пребывания на Земле выдающегося мошенника от архитектуры Корбюзье. 

 

P.S.: У Корбюзье то общее с Люфтваффе, что оба потрудились от души

над переменой облика Европы.

Что позабудут в ярости циклопы, то трезво завершат карандаши.

                                                                                                                                                  И.Бродский

 

Комментировать Всего 71 комментарий

У нас в Сестрорецке есть совершенно потрясающий в своем уродстве "дом на ножках" из этого куста, я к сожалению не сумела найти фотографию. А эта вещь (морская академия) внутри ровно такая же "уютненькая", как и снаружи.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева, Елена Пальмер

" Ле Корбюзье думал не о заказчиках, но о стиле эпохи. Он строил здания-манифесты - в Марселе и в Рио-де-Жанейро, в Лионе и в Боготе, в Нью-Йорке и в Пенджабе, огромные небоскребы и поселки из небольших домов, воевал с улицами..." - Илья Эренбург.

Вероятно, это действительно так. Он угадал запросы эпохи и поэтому был восстребован. Мы сегодня другие, но здания не переделаешь, поэтому мне кажется очень точным  выражение: архитектура - это история в камне.  

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Оксана Кропачева

Таня, подскажите из какой книги эта цитата Эренбурга? 

  "Люди,годы,жизнь." Илья Эренбург.

интересно вот: можно ли словами сформулировать тот запрос? Ну, что, собственно, эпоха запрашивала? :) Меня в этом смысле мегалитические культуры (их памятники) всегда интриговали: тоже ведь какой-то запрос, безразличный к судьбе и чаяниям особи, откуда-то сформировался и вот понаставили, между собой явно не договариваясь (вряд ли тогда какой-нибудь первобытный корбюзье носился по миру :)). А потом запрос как-то исчерпался (на него ответили?;))

Действительно хороший вопрос! Я по поводу нашего героя размышляла долго, но так и осталась при своей предпосылке

что он просто умел продавать свои бредовые идеи - сплошной пиар и больше ничего. А вот ваша идея сравнить явление Корбюзье с мегалитами указывает на возможность других объяснений. 

Как Вы для себя объясняете запрос на Корбюзье- стиль, Катерина?

Вот к примеру - якобы на сваях дешевле. Но ведь стоимость труда зависит от эк ситуации в конкретной стране - в Германии например на отстрой позвали турков и так удешевили , а в Индии я так понимаю труд местных был очень дешевым, но на строительство Корбюзье приехало множество специалистов из Европы - и это было дешево? Не верю. А завезти все эти блоки-сваи на Юг Франции ? Это было дешево? 

Елена, я тут совершенно некомпетентна. У нас тут есть участник проекта с архитектурой хорошо знакомый (Алекс Лосетт, я ей ссылку пошлю, интересно ее мнение). Но из глубин моей некомпетентности :) мне видится, что исторически  архитектура в большинстве своих проявлений к дешевизне-дороговизне (и деньги, и время, и рабочая сила) имеет очень приблизительное отношение. Она - какой-то аргумент, какое-то весьма отчетливо читаемое послание - человеку, популяции и еще кому-то. Почти везде и практически всегда она явно больше, чем помещения для жилья и помещения для общественных собраний.

Очевидно, нмв, что это люди не между собой разговаривают и не думают о том, где жить и где бы собраться :))

Катерина, спасибо за ссылку. Тема  для меня очень интересная, и хотелось бы поучаствовать. К сожалению, я в настоящий момент я тону под грузом работы. Попробую выкроить несколько перерывов, чтоб принять участие в разговоре. Пока, пробежав дискуссию по диагонали левым глазом, скажу две вещи:

1. Я абсолютно ненавижу уродства "на ножках".

2. В архитектуре НИЧЕГО нельзя обсуждать в отрыве от клиента (заказчика). Художник, писатель, композитор - те могут хоть в стол писать или сами исполнять свои фортепианные или скрипичные произведения, развешивать картины в кафе. Архитектура создается ТОЛЬКО связкой "клиент-архитектор". К сожалению, историки искусства и архитектуры в своих рассказах об архитектуре почти всегда теряют клиента. Поэтому у читателя-зрителя всегда неверное представление об архитектуре, как о чем-то, что архитектор достал из своего творческого рукава.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Сергей Мурашов

О да, Алекс! Я с Вами совершенно согласна, это очень важно, и меня просто до ужаса интригует личность(ти)  заказчика (клиента) мегалитов, если учесть тогдашний технологический уровень, развитие производительных сил и производственных отношений. 

:))))))))))))))))

Почти везде и практически всегда она явно больше, чем помещения для жилья и помещения для общественных собраний.

это совершенно точно!

якобы на сваях дешевле

На сваях не значит некрасиво. Много превосходной современной архитектуры строится на сваях.

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Волченко

Елена, не "якобы", а точно дешевле - так как каркасное строительство требует В РАЗЫ МЕНЬШЕ бетона - что напрочь снимает "историю с географией" - и сам материал сэкономить - дело хорошее ВЕЗДЕ - и в Германии, и в Индии, и всю логистику, и строительные машины понадобятся меньшей грузоподъёмности - а, значит, более дешевые в аренде и эксплуатации, и сроки сократятся - значит, НА ВСЁ уйдёт меньше денег.

(Вообще, это адская ошибка: считать, будто "труд местных" - дешевле труда высококлассных профессионалов хоть откуда: мои монтажники, например, при достаточном снабжении материалами и конструкциями, ЗА ДЕНЬ МОГЛИ ВЫСТРОИТЬ ОДИН, И ДАЖЕ ДВА ЭТАЖА стандартного двухподъездного семнадцатиэтажного дома... Дома же, которые "за гроши" строили годами и десятилетиями, и часто так и не заканчивали - тоже есть у нас в каждом крупном городе... Вот и представьте, даже не считая ничего кроме зарплаты строителям (а это копейки в общем бюджете), что дешевле - заплатить по 1000 рублей в месяц 20 высококлассным специалистам, которые построят дом за два месяца (это 40 000), или 40 (да пусть даже те же 20) разнорабочих, за 100 рублей в месяц, в течении 5 лет (это 240 000, ну или 120 000).

Вот Вам и "якобы".

Запрос?

Активные годы жизни и творчества Корбюзье пришлись на время совершения русской революции и двух войн. Разрушение старого и мечты о новом, не похожем на прошлое. Мечты о новом городе, ожидание иного будущего...Поэтому он, со своими бетонными коробками, в противовес всем предыдущим стилям, оказался восстребованным. 

Мегалиты? Это тоже история. Таинственные неразгаданные явления ...Наука делает первые шаги в лице отдельных лиц. Кстати мегалиты часто встречаются в местах суровых, там, где страхи жили рядом с людьми.

Я думаю так.

Страхи всегда жили и живут рядом с людьми, нмв :) - мы же неукоснительно смертны и знаем об этом, но не знаем что потом и этого, мне кажется, вполне достаточно :)

мечты о новом (или о выдуманном старом) тоже были всегда. Мне-то интересно, почему в тот момент на вечный запрос ответили именно сырые и безжизненные бетонные коробки...

Катерина, страхи и мечты, я думаю, тоже были и есть разные в зависимости от времени за окном.

А вот почему именно в тот, или иной момент, имеют место те или иные запросы?

Что касается Корбюзье, я думаю, что его восстребованность в нашей стране объяснялась не столько запросами народа, сколько желанием власти выделиться новым  явлением в противовес  ушедшему прошлому. "Мы наш, мы новый мир построим".

А народу, живущему в бараках и землянках, и безжизненные коробки были в радость.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Но он же, насколько я поняла, был популярен не только в стране победившего пролетариата? ;) Там-то кто был, выражаясь языком Алекс, - заказчиком этого? И главное все-таки: что "оно" такое? Можно ли его как-то словами обозначить? "Дешево и сердито" - все-таки не то, да?

Заказчик?

Заказчиком было время. Не конкретное лицо или группа лиц, а время. Это была эпоха модернизма во всем - в литературе, искусстве, архитектуре. Запрос на новое, на то, что не является классикой.

Вся Европа - это готика, барокко...и вдруг церковь Ле Корбюзье Нотр-Дам-дю-О в местечке Рошан во Франции. Это же совсем новое, не похожее!

Бетонная церковь с бетонным алтарем и с бетонной исповедальней и с крышей в виде паруса над кораблем. До сих пор люди едут смотреть. 

Мне кажется, стремление людей к новому и есть заказчик новых направлений в искусстве. 

А в нашей стране он уловил наши запросы на монументальность и масштабность.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Бетонная церковь с бетонным алтарем и с бетонной исповедальней

Вот, на прошлой неделе сфотографировала. Храм болгарский, туристка русская. Мило, правда? :))

Для меня лично, это совсем не мило:-) Полная дисгармония...

Это элементы внутреннего убранства церкви Корбюзье в Рошан

А мне нравится, когда оно живое, уж какое есть... Меня вот от такого скорее кидает:

Про корбюзьевскую церковь ничего не могу понять, надо с людьми смотреть. Она вообще-то действующая?

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

Да уж...Сумасшествие взрослых.  

А церковь Корбюзье действующая. Это скорее женский монастырь, где монашки живут в современных кельях с большими светлыми окнами. 

Мы с Вами затронули интересную тему - а так ли уж важно как выглядит церковь, каков  стиль ее архитектуры?

Наверное, главное, чтобы человек, оказавшись внутри, что-то почувствовал. Я побывала во многих соборах разных стилей, разных веков, разных стран, но нигде я не испытывала тех чувств, что в Богоявленском соборе в Москве и в Шартре в древнем соборе Франции 12 века. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Мне тоже кажется, что стиль важен только в том смысле - есть ли кто-то, у кого именно на это откликается. Я атеист по мировоззрению, на большинство православных церквей у меня "синдром Олеси", но вот на "пламенеющую готику", как на окаменевший вопль к небесам,  во мне всегда что-то откликалось ( и откуда только берется?;))...

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

откуда только берется?

Я думаю атеисты тоже  не отрицают наличие души.Нечто не поддающееся определению разумом,  существующее вне разума. Подтверждение своих мыслей я когда-то нашла у Натальи Бехтеревой, посвятившей свою жизнь изучению мозга.

Разные бывают атеисты... :) С Бехтеревой мне посчастливилось когда-то быть знакомой. Она была очень своеобразным человеком, в том числе и как мыслитель.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

Вы правы, Катерина, - разные. И в признании, и в отрицании. Это право, это личный выбор. Поэтому странным кажется в дискуссиях на эту тему желание доказать именно неправильность, ошибочность чьего-то личного выбора. 

Было бы интересно поговорить с Вами о Бехтеревой. Надеюсь, когда-нибудь получится:-))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

главное, чтобы человек, оказавшись внутри, что-то почувствовал

главное, чтобы человек, оказавшись внутри, что-то почувствовал

Елена Пальмер Комментарий удален автором

главное, чтобы человек, оказавшись внутри, что-то почувствовал....

совершенно с Вами согласна, Татьяна. И вот даже в качестве иллюстрации к Вашему тезису подобрала примеры: 

На первой фотографии церковь в современном жилом районе на севере Германии, на второй - "чудо современной архитектуры" церковь Иисуса в Мюнхене, на третьей- типичный классический так сказать баварский католический собор Св.Михаила - там же (у меня айфон, так что не могу поставить все фотографии в один пост

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

А вот соответственно их внутренности:

спрашивается: оказавшись внутри которой из трех (внутренности той, что в жилом районе у меня нет, но вроде и так понятно) человек ЧТО-ТО почувствует? 

Люди настолько разные по своему мировосприятию, вкусу, интеллекту ..., что я даже судить не берусь. 

все-таки: что "оно" такое?

ответила здесь

Ну, что, собственно, эпоха запрашивала? :)

1. Применения новых технологий: железобетона и листового стекла

2. Огромной застройки для размещения городских бедных, которые до этого жили по деревням, где сами себя обеспечивали жильем.

3. Приспособления старых городских планировок под новые нужды (автомобиль). В этом Роберт Мозес преуспел куда лучше Корбюзье. Всем, кто умеет читать по-английски, советую заглянуть внутрь этой книги.

4. Новой эстетики, хоть в живописи (Пикассо), хоть в музыке (Шонберг), хоть в литературе (Джойс)

Он угадал запросы эпохи и поэтому был восстребован.

 Думаю, что так и есть. Я специально не изучала Ле корбюзье, но, думаю, он отражал экономические и технологические реальности века гораздо больше, чем "стиль эпохи." "Стиль эпохи" он скорее создавал, чем отражал :(

Это та, которая на Ушаковской набережной? 

Не, академия в Стрельне, а "дом на ножках" - в Сестрорецке :))

Все тяжеленные бетонные "дома на ножках" того периода однозначно уродливы, хоть в Москве, хоть в США, хоть в Лондоне. Я не видела ни одного, который не был бы верхом уродства.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

К счастью он не успел застеклить, забетонировать и завалить углами города и улицы во всех странах!

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

во-вторых, благодаря сваям и положенному на них железо-бетонному каркасу, отпадает необходимость в несущих стенах, а значит в помещениях вместо стен можно использовать просто перегородки, что даёт арх

На самом деле эта идея, будь она единственной идеей архитектора, одна бы вписала его имя в историю золотыми буквами: это достижение, с которым мало что можно сравнить.

Каркасный способ строительства - это, возможно, лучшее достижение прошлого века, и свайный фундамент тоже.

Возможно, Ле Корбюзье не был таким хорошим технологом, как, например, Бава, но это скорее именно техническая ошибка - важная для жильцов, но не достаточная для того, чтобы осудить творчество архитектора. Вообще говоря, наилучшее сооружение с точки зрения природы - это землянка, пещера или, на худой конец, пирамида - всё остальное вступает в противоречия с естественными процессами, и требует сложных решений, которые часто требуют десятилетий, а то и веков, для своего решения.

Так что, если бы не Ле Корбюзье, и другие архитекторы (творения многих из которых доказали свою непрактичность, несвоевременность, технологическое несовершенство) - Человечество теперь жило бы в землянках и избушках - завалюшках. Именно воображение, способность рождать в своей голове нечто новое - и есть величайшая ценность этих людей... А техническое несовершенство деталей - конечно плохо, но - это лишь отсутствие идеальной организации и системного мышления, а этим могут похвастаться лишь единицы...

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Волченко

А можно железо-бетонный каркас класть не на сваи, а на фундамент чисто технически? 

Елена, вообще, можно всё. :) Вопрос в технологичности и эффективности.

Технологично и эффективно строить несущий каркас с ненесущими стенами, и делать это на свайном фундаменте.

(Хотя вот у нас на даче пристройка к дому построена каркасной на ленточном фундаменте...).

Эту реплику поддерживают: Александр Шевцов, Дмитрий Волченко

такое ощущение, что идея строительства на сваях (кстати древняя как мир) была скорее позерством, погоней за эффектом. Или я ошибаюсь? 

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Ошибаетесь. 

Сейчас это лидирующее по популярности направление, за которым великое будущее.

(А то, что "древнее, как мир" - так это ничего: "ничто не ново под Луной", но не всякому приходит в голову, как применить прежнее вновь).

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Волченко

Более того, на сваи ставят громадные сооружения, вроде градирен на АЭС. Они, кстати, и над землей стоят на перекрещенных бетонных столбах, вроде свай, высотой в несколько метров. Когда подходишь близко, это вызывает ужас, поскольку кажется, что такая махина на таких спмчках устоять не может. Но стоит. И прочно стоит, вероятно, даже лучше выдерживая тектонические толчки.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Дмитрий Волченко

В

Про сваи и запрос времени на новое - это более или менее понятно, удивляет лично меня в его истории другое - он-то ведь первым получал информацию о недовольных заказчиках/обитателяхпостроенных им домов, правильно? И все равно продолжал делать те же самые ошибки в следующих строениях. Вот как это объяснить если не выдающейся наглостью? 

Если он делал ошибки, то это не наглость, а глупость. Если же это не ошибки, то это преступно. 

Александр, вот ей же ей ))) что Вы хотели этим сказать? Всю голову себе сломала...

Простите, Елена. успел улететь на Кипр, потерял нить рассуждения. Но точно помню, что хотел Вас поддержать...

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

лучше выдерживая тектонические толчки.

Кстати: если бы не эта технология, сейсмоустойчивых зданий не было бы в принципе: так как традиционные здания строятся на другой идее.

Эту реплику поддерживают: Александр Шевцов

будь она единственной идеей архитектора, одна бы вписала его имя в историю золотыми буквами: это достижение

я сильно сомневаюсь, что  это оригинальная идея Ле Корбьюзье. Это факт изменения технологий. Технологии не меняются, потому что одному архитектору захотелось что-то этакое построить. Строительные технологии развиваются уже давно сами по себе, скорее, инженерами, чем архитекторами. Мысль же эту, возможно, Ле Корбюзье просто-напросто впервые разрекламировал и пустил в широкое употребление массами.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Вот честно - я понятия не имею, чья это точно была идея.

Я архитектуру и строительство изучал лет тридцать пять назад, и помню только то немногое, чем сам потом интересовался.

Я комментировал Елену, и её, видимо, идею, что Ле Корбюзье знаменит всякими бредовыми идейками типа каркасного строительства. :)

Так вот неважно, кто это был - идея была сказочная, позволившая сэкономить массу денег и жизней, и вообще пустить архитектурную мысль в новое русло.

(Корбюзье же лично мне помнится эргономикой и попытками максимально эффективных планировок на малых площадях. Не знаю, насколько он на самом деле в этом был новатор, но и это - важнейшее начинание, приносящее плоды до сих пор... Что же до "уродливости" части зданий в этой теме - то, знаешь ли, в пригородах, например, Куала-Лумпура, где попадаются несколько лет некрашенные дома, - вообще хочется отвернуться - такое жалкое зрелище представляют собой ЛЮБЫЕ дома в тропическом климате без должного ухода... Есть, конечно, и действительно уродливые дома... Но большинство, нмв, просто оказались не в том месте, или "не глянулись" зрителю. Вот тот же отель Хеританс Кандалама Бавы: написать я про него так и не собрался - людям не интересно читать про путешествия и интересные отели. Но - я легко могу себе представить массу народу, которые назовут его уродливым: угловатая коробка, прилепленная к горе посреди джунглей, и сама ставшая частью джунглей, заросшая и обросшая лианами, обжитая всякой живностью - от обезьян до древесных лягушек, с облупленной краской, и лобби, где реально гуляет ветер... Но вот как по мне, а это - один из лучших отелей, виденных мной - мало чем хуже Квалии или какого-нить Баньяна...).

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Не знаю, насколько он на самом деле в этом был новатор

Я руку дам на отсечение, что каркасное строительство - НЕ идея Корбюзье. Мало того, даже если он первым среди архитекторов осмыслил архитектурные последствия инженерных инноваций, большая часть работ раннего модернизма непередаваемо уродливы. Бетонные коробки на столбиках  - это просто любимая догматическая идея модернизма в архитектуре, никогда не подтрержденная практикой. Кто бы за нее не брался, на любом континенте, результаты всегда были безобразны. Однако, когда в практику вошло сплошное и конструктивное стекло, силанты, которые дают возможность устанавливать стекло без рам, и компьютерное моделирование, которое дает возможность изготавливать гнутые ппанели а-ла-Фрэнк-Гэрри - это перевернуло архитектуру. Теперь вместо уродливых облезших бетонных коробок на ножках имеем легкие прекрасные сооружения, полные света и воздуха (когда имеет вкус и деньги)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Дмитрий Волченко

отель Хеританс Кандалама Бавы:

 я про него ничего не знаю. Напиши!

Сергей привел в пример отель Heritance Kandalama: по типу архитектуры - типичная бетонная коробка. Но удачно вписанная в ландшафт, с чудесными внутренними интерьерами, сплошная экология кругом и так далее. мне кажется, что этот пример о том, как можно превратить архитектурное г... в туристическую конфетку - в данном случае с помощью изысканнейшего дизайна, высоко-качественной hospitality и вообще продуманной до мельчайших элементов концепции. 

Но то-то и оно, что это уже не архитектора заслуга. Здесь все лавры должны принадлежать компании-владельцу. 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Теперь, что касается дома Ле Корбзье в Москве.

Мне случилось приложить руку к его реконструкции, случившейся в середине 90-х годов. К сожалению, мои функции не имели ничего общего с архитектурной и строительной стороной дела, я оказывал профессиональные услуги, предоставлением которых в то время занимался, для чего мне пришлось выиграть тендер, в котором участвовала одна из лидирующих в своей области компаний. Но я считаю, что со своей задачей справился.

Интересно, кстати, что заказчиком работ выступал ВЭК России - федеральная служба валютного и экспортного контроля, учреждённая, если мне не изменяет память, в 1993 году... Однако век ВЭКа оказался недолог, вскоре после завершения работ службу ликвидировали, и теперь у здания совсем другой хозяин... А о службе ВЭК нет даже статьи в Википедии, с разъяснениями деталей её краткой судьбы, лишь - статьи в словарях, с длинным перечислением функций и полномочий ВЭКа... 

Сергей, а Вы видели эту работу про ВЭК 

https://www.ualberta.ca/~khineiko/izvestia_93_99/1126800.htm  ?

там вроде все объяснено почему закрыли: выявление преступных синдикатов - в том числе международных- и возвращение незаконно присвоенных средств в бюджетную казну))

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Спасибо, почитаю.

Я с моим человеком из руководства ВЭКа после окончания моих работ не общался, а на тот момент он мне сказал только, что их неожиданно решили ликвидировать.

Елена, интересный обзор. Только мне кажется, Вы впадаете в крайность, противоположную обожествлению – очернение, приклеив на Корбюзье многие общие грехи модернизма в архитектуре. Корбюзье у Вас становится ответственным за то, за что ни единый человек ответственным быть не может. Хотя он, как и другие «международные» архитекторы - модернисты, повинен и в постройке множества уродливых гробов по миру.

Из пяти «его» идей, которые вы перечисляете, четыре совершенно оправдались, и стали основами современной архитектуры, в том числе, прекрасной архитектуры. Ну а дома на ножках, особенно тяжелые горизонтальные постройки из облезшего бетона, действительно, непроходимо ужасны. В Лондоне один такой гроб на ножках стоит на той же площади,  что и WestminsterAbbey. Мой муж их называет «холодильники на тыщу туш» :)

Проблема модернизма в целом –  догматическое «уперство в идею». Оно почему-то охватило в те годы весь западный мир, позже перекинувшись на весь мир. Люди писали бессмысленные стихи, рисовали «автоматически», выкинули на помойку гармонию не только в музыке, часто вместе с остатками здравого смысла. Иначе как можно «понять» истребление десятков миллионов людей?  Подо всем этим ведь  тоже были «теории», будь они неладны.

С другой стороны, архитекторы пытались решать действительно реальные проблемы. Например, как обеспечить жильем сотни миллионов людей, ринувшихся из деревни в город. В деревнях не был нужен ни архитектор, ни градостроитель, а в городах они стали совершенно необходимы,. Без них городa бы все покрылись фавелами в стиле Ро-де-Жанейро и Бомбея  :((((

Вторая проблема в том, что "средневековые" города, действительно мало пригодны для современной экономической жизни, построенной на автомобильном транспорте. Все старые города в 20м веке прорезали дороги "по телу" города, от Москвы до Нью Йорка. А в Париже это делали еще в 19м веке. Прочтите мою ссылку про Роберта Мозеса, очень рекомендую.

Прошло каких-то 70 лет,  и в практику вошло сплошное и конструктивное стекло, силанты, которые дают возможность устанавливать стекло без рам, и компьютерное моделирование, которое дает возможность изготавливать гнутые ппанели а-ла-Фрэнк-Гэрри - и это перевернуло архитектуру. Люди оценили важность разработки нижних этажей для городской среды и выкинули мертвые и надуманные корбюзьевсеие ножки-подпорки на свалку истории. Хорошо б еще и "гробы" снесли :))

То есть, грубо говоря, Корбюзье был как бы связующим звеном? Этаким "переходным" стилем? 

Я думаю, он был одним из создателей стиля. А современные материалы потом подошли и сделали стиль куда более привлекательным :)

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Холодильники на тыщу туш - это прелесть)))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Господа, а что если этот Корбюзье всего навсего страшно подумать но все-таки ...практиковал систему откатов? И этим обьясняется его невероятная востребованность?

А если бы и так, Елена, так что же?

Думаю, мы уже разобрались, что вклад Корбюзье - неизмеримо ценнее, чем мой или Ваш. :)

Но, а кто кому "откатывал"?

"Откаты" - это система, когда одна сторона не может получить доступа к чему-то (как правило, к госзаказу, к возможности реализации своей продукции через торговую сеть, или просто к высококвалифицированной услуге в условиях дефицита). Кто в данном случае "откатодатель"?

Не думаю. Он удачно провел себя в верхушку мировых практикующих архитекторов.  Туда немногие прорываются. Сейчас это, скажем, Хадид, Гэрри, Сафди. Но если прорваться, то там самые сочные поля с самой зеленой архитектурной травой. :))

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Кстати забыла добавить Берлинский аэропорт : 5,5 миллиардов и архитекторы-международники из Гамбургского бюро: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Gerkan,_Marg_and_Partners

Что-то не так в международной архитектуре, не правда ли? 

Дорогая редакция! Я только сейчас заметила - а чего вы материал-то под замком держите уже неделю? СнимИте, а?