10:37  /  2.03.18

Оскар-2018. Ставки сделаны.

Вручение премии Оскар за 2017 год состоится в воскресенье 4 марта Впервые за много лет среди номинантов на Оскар мы…

Вручение премии Оскар за 2017 год состоится в воскресенье 4 марта

 

Впервые за много лет среди номинантов на Оскар мы обнаруживаем фильмы, действительно заслуживающие мирового признания. Каждая из номинированных лент великолепна в своем жанре. И это, как ни странно, уничтожает интригу. Во всяком случае, в определенных кругах поговаривают, что букмекеры больше не принимают ставки, так как все ставят на одни и те же фильмы - вот эти:

Нет сомнений, что 5-6 статуэток получит Форма воды - фильм, на сеансах которого зрители аплодируют стоя.

Парочка статуэток достанется фильму Три билборда на границе Эббинга, Миссури

Лучшим фильмом, однако, будет назван Дюнкерк  - из-за особой исторической значимости его темы - военной операции союзников вблизи французского города Дюнкерк 10 мая 1940.

Лучшим актером будет единогласно признан Гарри Олдман за роль Уинстона Черчиля в фильме Тёмные времена - проигнорировать искусство, с которым худощавый мускулистый актер перевоплотился в пожилого толстого брюзжащего астматика, просто невозможно.

Лучшей актрисой будет названа или Салли Хоккинс из “Формы воды”, или Фрэнсис Макдорманд из “Трёх билбордов”. Обе равно великолепны и равно заслуживают награды.

Зато при выборе лучшего режиссера двух мнений быть не может - это создатель "Формы воды" Гильермо дель Торо. Ибо нет ему равных в искусстве так соединить провода высокого творческого напряжения, чтобы в конце цепочки вспыхнул ослепительный свет.

Режиссер “Трёх билбордов” тоже сделал всё возможное, чтобы соединить концы с концами, но свет на выходе получился не такой яркий, как в его предыдущем шедевре “Залечь на дно в Брюгге”. Так что, придется МакДонаху утешаться другими статуэтками. В том числе, за мужскую роль второго плана, которую получит либо Сэм Рокуэлл, сыгравший полицейского, либо шериф города Эббинга Вуди Харельсон, без которого фильм просто бы не сложился.

Бегущий по лезвию - 2049 скорее всего получит премию за операторскую работу. При этом всем ясно, что фильм заслуживает большего, но конкуренция в этом году складывается не в пользу долгожданного сиквела.

Лента Прочь будет, скорее всего, отмечена за лучший оригинальный сценарий. На самом деле сценарии у всех главных участников бесподобны. Но сюжет этого очень острого и драматичного фильма посвящен извечно больной теме цивилизации - расизму, и проигнорировать его просто нельзя.

Остальные участники - “Зови меня своим именем”, “Тоня против всех”, “Леди Бёрд”, “Призрачная нить” и другие - являются не более, чем фоном.

На этом разбор полетов в зоне главных претендентов можно закончить. И перейти к изюминке этого Оскара - документальным и анимационным фильмам. К тем, которые высоколобые кинокритики даже не считают достойным упоминания. А зря!

Прежде всего - о номинантах в категории “анимационный короткий”. Мультфильм Уважаемый баскетбол - о человеке, которого чтит весь спортивный мир. Недавно пришлось наблюдать забавную сценку в ресторане - пара за соседнем столиком изучала меню:

-- Что такое мясо Кобе? - спросила дочка.

--О, это очень драгоценный сорт, названный в честь нашего знаменитого баскетболиста Кобе Брайанта, - не задумавшись ни на мгновение ответил отец. Голос его благоговейно дрожал.

Говорят, что каждый четвёртый из всех домашних собак, котов и хомячков Америки назван именем уникального калифорнийского баскетболиста. Но пришла пора - и Кобе, выступавший 20 лет подряд за НБА в клубе “Лэйкерс”, уходит из большого спорта. На прощание всем поклонникам остается забавный пятиминутный мультфильм, придуманный и расказанный им самим.

Что любит человечество больше, чем спорт? Наверное, сказки - будь-то братья Гримм, Ханс Кристиан Андерсон. Или прославленный английский писатель и по совместительству военный пилот Роальд Даль. Тот самый, который придумал Эдварда-завоевателя, Чарли, заблудившегося на шоколадной фабрике, и обладающую колдовской силой Матильду - только не русскую балерину, а английскую девочку. В одной из своих поэм Даль перемешал несколько сказочных персонажей - Золушку, Белоснежку, Красную Шапочку, Трех поросят, Трех медвежат, Серого Волка - и назвал все вместе Отвратительными стишками  Стоит ли удивляться, что на такой неординарной литературной основе получился удивительный мультфильм, не номинировать который на Оскар было просто невозможно?!

Вот уже много лет, как европейские аниматоры, подавленные коммерческими успехами студии Диснея, прогнали своих трудолюбивых муз и бросились подражать технологичной американской продукции. К счастью, оказалось, что не все они разучились слышать звон небесных арф - фильм Ван Гог. С любовью, Винсент рисовали вручную. 120 художников из разных стран. Масляными красками. На досках. Много лет. В этом исключительном и невероятном случае дядюшке Оскару не пристало капризничать - и пусть обзавидуются адепты компьютерной анимации.

Документальные фильмы, как всегда, самые неожиданные и очень актуальные. Темы следующие: о добровольной тюрьме ипотечных кредитов; о тихой жизни в европейской провинции, которую человечество вот-вот потеряет; о дорожных пробках и о нас - людях, проводящих в них четверть своей жизни; о том, как освободившихся из тюрем мужчин учат работать поварами в ресторанах; о жителях прекрасного и многострадального сирийского города Алеппо.

А Оскара получит полный драматизма фильм режиссера-трансгендера из США. Вошедший в список “100 самых влиятельных афро-американцев”, Йенс Форд проводит в своей ленте журналистское расследование убийства своего брата.

Огорчило присутствие в списке номинантов документального фильма “Икарус” - лента повествует о недавнем допинг-скандале и о роли в нём Московской антидопинговой лаборатории с Григорием Родченковым во главе. Этот фильм явно не добавит ничего хорошего к международному имиджу России. Но дело даже не в этом. Дело в том, что хорошее кино не может и не должно спекулировать на популярных медиа-темах. А Оскар - это все-таки про хорошее кино, от которого должен исходить пусть слабый, но все-таки млечный свет.

Раз уж зашла речь о “русской” теме, напомню, что в борьбе за звание “лучший фильм на иностранном языке” участвует “Нелюбовь” Андрея Звягинцева. Звягинцев - не просто наш, россиянин, но еще и наш-снобовец. Не болеть за него просто нельзя.

Звягинцев приветствует Сноб из Лос Анжелеса

Но было бы большой наивностью ожидать, что большинство американских “академиков” проголосует сегодня за фильм из России. Хотя и у конкурентов Звягинцева ситуация не лучше: фильм из Ливана посвящен конфликту христианства и ислама, фильм из Чили - проблеме трансгендеров. Кому отдать предпочтение? Как зритель, я очень люблю работы Звягинцева. Но, представив себя на месте “академиков”, понимаю, что самым разумным выходом из ситуации будет вручить заветную фигурку нейтральной шведской ленте Квадрат. Речь в ней идет о странных метаморфозах современного искусства в когда-то высоко-культурной Европе. И тема хорошая, и сделано на “пятерку”.

Тёмен и непрозрачен кристалл времени. Насколько справедливы мои предсказания жители России узнают уже очень скоро. Вопьемся же взглядами в экраны компьютеров и погрузимся в чьи-то чужие сны - ибо свои нам в эту бессонную Оскаровскую ночь с воскресенья на понедельник, наверное, уже не приснятся.