08:33  /  9.05.18

Наши в Каннах, или Почему у Голливуда есть все основания завидовать российским кинематографистам

В Каннах открылся 71-й международный фестиваль и рынок кино. Российских фильмов здесь будет показано никак не менее 200…

 [image id="1735111" align="left"]

В Каннах открылся 71-й международный фестиваль и рынок кино. Российских фильмов здесь будет показано никак не менее 200 — это в 100 раз больше, чем американских. И лишь чуть-чуть меньше, чем французских. Высадка на набережной Круазетт такого мощного десанта оказалась возможной благодаря усердной работе РОСКИНО и поддержке Министерства культуры.  

К тому, чтобы разрозненные студии и кинематографисты-частники сплотились в один крепкий орешек, генеральный директор Роскино Екатерина Мцитуридзе стремилась не один год, начиная с 2011-го, когда она заняла эту беспокойную должность.

Екатерина Мцитуридзе

Но ее замысел поняли не все и не сразу. Понадобился опыт участия в десятках международных фестивалях, чтобы стало понятно — работать в команде проще. К сожалению, государство в лице Министерства культуры всё-таки выделяет недостаточно денег на поддержку этой работы - всего 28 млн рублей в год. Выходит менее 500 тысяч евро на одно мероприятие. А ведь это важнейшие мировые кинорынки - в Берлине, Каннах, Гонконге, Лос-Анджелесе, где одно только размещение и проживание участников стоит баснословных денег. Для сравнения во Франции аналогичная РОСКИНО компания ЮНИФРАНС получает от государства 15 млн евро в год. И плюс к этим деньгам, Франция субсидирует международных дистрибьюторов для большего эффекта от проката французских фильмов на международных территориях. Такая же концепция и у РОСКИНО: субсидировать международных дистрибьюторов российских фильмов, поддерживать российские фильмы в международном прокате. Эта концепция находится на рассмотрении в Министерстве культуры уже несколько лет. Но решение по ней так и не принято. Ведь есть и другие мнения. Так, например, по мнению Фонда кино, деньги на международное продвижение нужно выделять напрямую российским продюсерам, и они сами решат, как и насколько поддерживать международных прокатчиков своих картин. В таком случае о системной и централизованной тактике продвижения речи быть не может. И каждый продюсер будет вынужден противостоять всем подводным камням сегодняшнего мирового кинорынка в одиночку. Это очень трудно. К сожалению, многие просто не представляют себе всех проблем, с которыми столкнутся те, кто выберет такой путь.

Давайте же вместе посмотрим, как единый национальный стенд РОСКИНО осуществляет свою работу на примере Канн. Официально задача стенда - в просторечии «павильона» - формулируется как «демонстрация возможностей современной российской киноиндустрии и перспектив ее развития за рубежом». Проще говоря, это универсальная площадка для продвижения российского кино на международном рынке. Универсальная — значит для всех. Мир — он ведь цветной, сложный, прихотливый, изменчивый и непредсказуемый. Мир кино — особенно.

5 российских фильмов участвуют в конкурсной программе Каннского международного кинофестиваля. Два вошли в основной конкурс — «Лето» Кирилла Серебренникова и «Айка» режиссера Сергея Дворцевого.

О картине «Лето» уже много писалось и говорилось. Но вряд ли наши зрители знают, что «Лето» — это совместная продукция России и Франции и что права на картину уже выкупила французская кинокомпания Charades. Напомню, что режиссер картины — опальный и сидящий под домашним арестом Кирилл Серебренников, и поддержка коллегами его фильма оказалась очень кстати.

О картине «Айка» — в международном прокате она будет называться My Little One — хочется поговорить особо. Это совместная продукция пяти стран: России, Германии, Польши, Китая и Казахстана. Чем же проект российского режиссера так привлек зарубежных продюсеров? Во-первых, сюжетом: картина повествует о драме девушки-гастарбайтера из Киргизии, которая родила ребенка в Москве и вынуждена оставить его в роддоме. Во-вторых, автор Сергей Дворцевой уже показал себя на международных экранах как необычный специфический художник. Его предыдущий фильм «Тюльпан» о казахском чабане получил «Пальмовую ветвь» в 2008 году. К Дворцевому присоединился немецкий продюсер Танасис Каратанос. Как следует из имени — грек по происхождению. То есть человек, на собственном опыте испытавший прелести эмиграции и интеграции. Про его предыдущую работу — очаровательный фильм «Выкрасть Хендрикса» — я писала в репортаже с фестиваля Tribeca, где фильм выиграл один из главных призов. Польский продюсер Анна Выдра также знает, что значит быть чужим среди своих. Ее фильм «Кролик по-берлински», исследующий тему межнациональной неприязни, был номинирован на «Оскара» в 2009-м. Что же касается китайских продюсеров — они-то уже давно почуяли, что российское кино находится на взлете, и поучаствовать в нем может оказаться даже интереснее, чем в голливудском. Последний, впрочем, китайцы уже неплохо освоили. И наконец, грандиозная Гульнара Сарсенова из Казахстана и ее компания «Евразия Фильм Продакшн». Для тех, кто не в курсе, напоминаю: г-жа Сарсенова продюсировала номинированный на «Оскар» фильм «Монгол». И много других замечательных фильмов, за что и была в 2008 году признана лучшим кинематографистом Азии. Бюджет фильма — 1,5 миллиона долларов.

Еще один фильм из России будет представлен в программе Cinefondation — короткометражная картина режиссера-экспериментатора Игоря Поплаухина «Календарь». Про эту ленту пока немногое известно. 

В конкурсе «Неделя критики» Россия представлена короткометражной картиной молодого режиссера Михаила Бородина «Я нормальный». Это фильм о подростке из глубинки. На свою беду он очень умен, развит и интеллигентен. Но, чтобы соответствовать окружающему его обществу, он вынужден притворяться недоумком. Его мечта — вырваться из болота. Но это оказывается не так легко.

В рамках программы «Каннская классика» представят восстановленную специалистами «Мосфильма» первую часть киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир. Андрей Болконский». «Мосфильм» занимается восстановлением советской классики уже много лет. Реставрация такого масштабного полотна, как «Война и мир», занимает 1,5–2 года и включает в себя оцифровку, цветокоррекцию, стабилизация изображения, цифровую реставрацию звука, а также покадровую чистку. Одним словом, трудовой подвиг. Всего спасено 80 фильмов. Эта некоммерческая акция по сохранению нашего культурного наследия стала возможна только благодаря поддержке государства.

Но этими пятью фильмами дело не ограничится.

В программе Российского павильона презентация первого сериала для мобильных телефонов «1968.digital». Авторы проекта Михаил Зыгарь, Тимур Бекмамбетов, Карен Шаинян. Напомню, что Михаил Зыгарь известен своей книгой «Вся кремлевская рать», а также был удостоен Международной премии за свободу прессы, вручаемой в США. Бекмамбетов, начинавший свою карьеру в 90-х рекламными роликами, уже много лет является гражданином мира, производя свои фильмы непосредственно на английском языке и легко продавая их западным прокатчикам (последний его фильм был продан на кинорынке в Сандансе за 6 миллионов долларов). Тем не менее и этим двоим крайне независимым творцам поддержка Роскино оказалась весьма на руку.

Прекрасный грузинский режиссер Нана Джорджадзе напомнит о себе фильмом «Кроличья лапа» про поколение, чья молодость совпала с бурными 90-ми.

Известный актер Игорь Угольников представит уникальный проект своей компании «Военфильм» «Ильинский рубеж» — о подвиге мальчишек-курсантов из Подольска, задержавших наступление фашистских войск под Москвой в октябре 1941 года. Это уникальный, так называемый «народный» проект. Средства собирают зрители, заинтересованные в выходе картины на экран. «Это невероятная человеческая гуманная история на фоне военных событий. Фильм впервые будет презентован в российском павильоне в Канне», — говорит Екатерина Мцитуридзе, не скрывая своей гордости за коллег.

 

Угольников представит и еще один свой проект, посвященный Второй мировой, — фильм «Учености плоды». В оккупированный фашистами музей-заповедник Михайловское приезжает немецкий филолог фрау Шиллер. Она рассказывает немецким солдатам о Пушкине, трогательно читает им вслух стихи российского поэта. Но нацизм остается  нацизмом, даже если он прикрывается именем Пушкина, и в этом суждено убедиться главному герою. Его играет Сергей Безруков. В роли филолога немецкая актриса Уте Лемпер, которая уже однажды снималась в российском фильме («Прорва» Ивана Дыховичного). Бюджет фильма — около 3 миллионов долларов.

Идем дальше. Фильм «Непрощенный» (в международном прокате Unforgiven) посвящен истории Виталия Калоева. Кинематографисты обращаются к этой совершенно особой для всего мира теме не впервые. В одном из фильмов в роли известного всему миру россиянина снимался Арнольд Шварценеггер. На этот раз роль Калоева исполняет Дмитрий Нагиев. По признанию Екатерины Мцитуридзе, это одна из лучших ролей нашего знаменитого актера.

«Непрощенный» — это российский фильм, представленный компанией «Планета Информ». Это уже пятая работа компании «Большое кино», основанной режиссером и продюсерами Сариком Андреасяном, Гевондом Андреасяном и Арменом Ананикяном. Пиар фильма поручен компании Lon Haber & Co. Лон Хабер — один из крупнейших пиарщиков Голливуда, раскрутивший в том числе фильмы «Форма воды» и «Антураж». В ленте задействованы российские актеры, имеющие успешные проекты в Голливуде. В том числе Михаил Горевой, известный американскому зрителю под именем Майкл Гор и снимавшийся в блокбастере «Умри, но не сейчас» и др.

Майкл Гор/Михаил Горевой с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом

Майкл Гор в блокбастере “Умри, но не сейчас”

Майкл Гор в блокбастере “Умри, но не сейчас”

Но и это еще не все. Специально для Ксении Собчак Роскино организует презентацию ее фильма об отце «Дело Собчака» (режиссер Вера Кричевская и продюсер Нино Маисаия).

Пять лучших короткометражных фильмов россиян собраны в один альманах и представлены на Short Film Corner. В этом году участники выполняли задание в формате Instagram. Фильм длительностью 60 секунд должен быть посвящен Москве.

Шестеро молодых продюсеров из России будут представлены в рамках специальной презентации «Фокус на страну».

Компания All Media представит уже известный россиянам фильм «Собибор». 

Компания «Планета Информ» помимо «Непрощенного» представит фильмы «Кома», «Фото на память», «Танки» и «Я худею».

Киностудия «Мосфильм» представит новый фильм «Решение о ликвидации» (реж. Александр Аравин), об уничтожении террориста Шамиля Басаева. Также студия представит проект исторической драмы «Анна Каренина. История Вронского» (реж. Карен Шахназаров) по роману Льва Толстого «Анна Каренина» и повести Викентия Вересаева «На японской войне»: в 1904 году во время русско-японской войны сын Анны Сергей Каренин и Алексей Вронский случайно оказались вместе в далеком селении Маньчжурии.

Russian World Vision презентует триллер «Мертвые ласточки» (реж. Наталья Першина), комедийный проект «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!» (реж. Кирилл Васильев), исторический фильм «Первые» (реж. Дмитрий Суворов), военный фильм «Танкисты» (реж. Константин Максимов), фильм «Отрыв» (реж. Тигран Саакян), и драму «Временные трудности» (реж. Михаил Расходников).

Indie Vision представит фильмы «Карп отмороженный» (реж. Владимир Котт), «Жги!» (реж. Кирилл Плетнев) и «Осколки» (реж. Алиса Хазанова).

Короче, всего в кинорынке принимает участие 38 российских компаний, и у каждой по 4–5, а то и больше проектов. Кто-нибудь из читателей считает вместе со мной? У меня получилось около 200 наших фильмов. Но ведь это еще не всё! Еще Роскино представит каталог международного передвижного кинорынка DOORS, в который вошли лучшие российские фильмы производства 2016–2018 гг. Сколько их? Пока не знаю.

Но и это еще не всё. Есть еще и событийные проекты. Как например, презентация Кинокомиссии Москвы, которая предлагает иностранным (и не только) производителям помощь по организации съемок в Москве. Еще покажет свои фильмы компания «Большое кино». Еще Роскино седьмой год выступает партнером официальной программы Producers Network. Это эксклюзивная площадка для делового общения международных продюсеров, проекты которых заранее отобраны с целью организации копродукции между разными странами. Ежегодно более 500 продюсеров из 100 стран мира представляют свои проекты с международным потенциалом, в финансировании и производстве которых могут участвовать кинокомпании из других стран. Ну и конечно, разнообразные дискуссии, пресс-джанкеты, встречи и переговоры всех со всеми.

Не будем забывать, что в состав каннского жюри, которое в этом году возглавляет Кейт Бланшетт, вошел российский режиссер Андрей Звягинцев.

А теперь давайте представим себе, что не было бы РОСКИНО, не было бы общего павильона России, организованных просмотров и всего того, о чем я только что поведала. И что вместо этого каждый продюсер робко взывал бы к журналистам и покупателям из своего маленького угла, как когда-то Киса Воробьянинов у входа в Провал: «Месье, же не манж па… не соблаговолите посмотреть мой фильм?… же, как говорится, не манж па… и зарплату актерам нечем платить… Может, взглянете?»

Представили? Бррррр… Вот потому я и говорю: у Голливуда есть все основания завидовать нашим кинематографистам, потому что у наших есть РОСКИНО. Государственная поддержка искусству необходима, как воздух. Умная поддержка, конечно. Сбалансированная. И очень деликатная.