Все записи
МОЙ ВЫБОР 10:10  /  7.02.18

999просмотров

Опыт преподавания в Стэнфорде: курс «Innovation and Entrepreneurship: A Triple Helix of University Industry Government Interactions» (Часть 2)

+T -
Поделиться:

Весной 2017 года меня пригласили в Стэндфордский университет в качестве ассистента профессора вести курс. График был настолько загруженный, что время опубликовать заметки появилось только сейчас.

Образовательный процесс

В Стэнфорде 7 направлений-школ: школа гуманитарных и естественных наук, инженерный, медицинский и юридический факультеты, бизнес-школа, факультеты землеведения, образования. Параллельно множество исследовательских подразделений.

Стэнфорд – один из первых вузов, перешедших на модульную систему. Студенты прикрепляются к одному из факультетов, но могут брать курсы, посещать лекции и сдавать экзамены на разных. Условие: чтобы большая часть курсов все-таки была по направлению одной школы. В результате из Стэнфорда выходят многопрофильные специалисты с уникальными знаниями, например, одновременно в химии и it или медицине и музыке.

Наш курс «Innovation and Entrepreneurship: A Triple Helix of University Industry Government Interactions» в модульной системе был заявлен как факультатив. В итоге к нам записались студенты абсолютно разных возрастов, национальностей и факультетов. Интересно, что многих объединял спорт. Наверное, прочитали между строк описание, которое я подготовила, и смогли увидеть мой спортивный настрой. Так, например, была студентка, профессионально занимающаяся гольфом, и 3 футболиста – основной состав сборной университета.

«О спорт, ты – мир!»

Про спорт в Стэнфорде следует сказать отдельно. Во-первых, все спортивные объекты в отличном состоянии. На основном стадионе стоит стела с именами выпускников Стэнфорда, одновременно являющихся спортсменами-призерами и чемпионами олимпийских игр (270 медалей) и национальных соревнований (529 медалей). Иметь таких студентов весьма престижно для вуза. Более того, в США коммерчески развит студенческий спорт, проходят постоянные соревнования между вузами. Собираются целые стадионы, билеты быстро раскупаются, их средняя цена $40–50. Отдельно работает коммерческая машина продажи всевозможных сувениров с символикой университета. Во время матча открыты всевозможные фуд-корты, куда перетекают зеленые купюры из кошельков болельщиков. Все эти механизмы поддерживают развитие спорта, вызывают интерес общества.

 

фото с сайта: web.stanford.edu

Вузы ведут борьбу за молодых ребят-спортсменов. Например, моим студентам, которые учились по спортивным стипендиям, Стэнфорд оплачивал обеды и полный пакет учебных материалов. Если учесть, что средняя цена за 1 учебник – $100, это весомое подспорье. На нашем курсе были студенты, которые экономили и просили снять копии нужных страниц у ребят-спортсменов.

Состоять в спортивной команде – это имеет большое значение для американских студентов. Многие выпускники продолжают поддерживать свои коллективы после окончания учебы, а в этом есть смысл в виде налоговых послаблений, если ты занимаешься благотворительной деятельностью.

Можно провести аналогию по отношению к спорту и общественной жизни в Стэнфорде. В 2013 году состоялось открытие концертного зала. В прошлом году там несколько дней выступал В. Гергиев со своим коллективом. За пару месяцев все билеты были раскуплены, т. о. концертный зал выступает как еще один источник заработка университета.

Наш курс состоял из 9 лекций и 9 семинаров по 2 часа. В Стэнфорде, особенно в вечерней школе, очень много практикоориентированных курсов. Мы же изначально готовили академический курс, в котором большое внимание уделяется методологии и проведению исследования. Сейчас существует большое количество узкоспециализированных тренингов по инноватике. Наш курс был рассчитан как академическая база, чтобы понять общую методологическую школу.

Схематично мы разбили его на несколько частей:

Часть 1: Методология инновационных систем

Часть 2: Инновационная инфраструктура Стэнфорда

Часть 3: Траектория развития Кремниевой долины

Часть 4: Примеры перенятия опыта Кремниевой долины в других странах

Часть 5: Роль государства, бизнеса и университетов в инновационном развитии

На протяжении всего курса студенты должны были разделиться на группы и выполнить исследовательский проект. Его общая тема – инновационная система Стэнфорда. Каждой из групп нужно было выбрать один из элементов инновационной инфраструктуры, будь то инкубатор StartX или исследовательский центр, и произвести их анализ. Мы помогали в составлении анкет, организации интервью.

Вся работа вне класса велась исключительно на Canvas – единой коммуникационной площадке Стэнфорда (http://gocanvas.stanford.edu/), где можно было удобно публиковать задания и вести диалог с группами.

В Стэнфорде есть правило, что любой профессор, у которого есть курс по расписанию, имеет право на публикацию книги. Занимается этим издательство Стэнфорда. Бизнес-модель проста: преподаватель готовит материал, издательство берет на себя все издержки по производству с условием, что все права будут принадлежать университету (2 экземпляра книги идет в подарок автору). Заранее обговаривают количество студентов текущего курса, чтобы была уверенность, что большую часть тиража раскупят. Авторы издаются с удовольствием, ведь иметь публикацию в Стэнфорде престижно.

Мы понимали, что имеем дело с поколением Z и что стандартный формат лекций не будет востребован. Максимум на 30 минут нам удавалось занять студентов одним видом деятельности, далее они магическим образом оказывались на Facebook и страницах онлайн-магазинов.

Обычно занятия начинались с общей беседы по теме предыдущего класса или обсуждения материалов домашнего чтения. Далее была лекция профессора с презентацией. Потом студенты рассказывали о текущих результатах по их проекту. Затем обеденный перерыв, после которого вторая часть занятия посвящалась дискуссии с приглашенными выступающими. Им мы уделяли большое внимание. В Долине достаточное количество международных резидентов инновационных центров компаний и фондов. Например, к нам приезжали представители инновационного центра от правительства Каталонии, у которых офис в Сан Хосе, а также представители Open Austria – «интеллектуального моста» между Долиной и Австрией.

Система отчетности состояла из учета посещаемости, активности во время занятий, промежуточного экзамена и презентации исследовательского проекта.

Во время финальных презентаций в состав жюри были приглашены выступающие с занятий и те, у кого студенты брали интервью. Меня поразило, что во время промежуточного экзамена преподаватели должны были покинуть комнату, где проходит экзамен. Это одно из правил, прописанных в уставе Стэнфорда. Фактически студенты оставались одни с Интернетом. Пользуются ли они им и шпаргалками – остается на их совести.

Вот примеры наших экзаменационных вопросов:

– Discusssi milarities and differences be tween the "entrepreneurial" and the "ivory tower" university. 

– Define "creative destruction" and discuss its positive and negative consequences? 

– Compare and contrast contemporary Silicon Valley to era depicted in Saxenian 1990’s study? 

– What is a connection between Industrial and Academia revolutions? 

К сожалению, я не смогла присутствовать на последнем занятии, но следует сказать, что нам очень повезло с группой. Были те, кому действительно было интересно, и те, кому не очень, но они не мешали ходу работы. Хочется отметить высокий уровень владения техническими знаниями, профессионализм публичных выступлений и проведения анализа, а также качественную подготовку презентаций.

У Стэнфорда, безусловно, есть свои проблемы, в том числе с администраций города и с внутренними изменениями. Мы довольно часто сталкивались с университетской бюрократией. У вуза высокий рейтинг и всемирно известный бренд, но он остается все же очень небольшим по количеству студентов (по состоянию на 2016 г. в Стэнфорде обучается 16 тыс. студентов, из них за год: 7 тысяч – undergraduate и 9 тысяч – graduate). Конкурс очень высокий, и как результат вуз постепенно превращается в место для детей богатых родителей.

Зато университету удалось выстроить прибыльную бизнес-модель благодаря использованию своих активов, привлечению грантов и вложениям выпускников. По состоянию на 2016–2017 гг. Стэнфорд представляет собой корпорацию с бюджетом в $5,9 миллиарда. Объем Эндаумент-фонда составляет $22,4 миллиарда. Управляет финансами основанная в 1991 году компания SMC (The Stanford Management Company), состоящая из совета директоров и сторонних экспертов. Стэнфорд – частный вуз, и это делает его более гибким в построении финансовых стратегий. Интересно, что на его территории есть очень красивая церковь, где проходят концерты и службы. Это возможно только в частном вузе (государство в государстве), в государственном университете церковь вы не увидите.

Для меня семестр в качестве ассистента профессора и подготовки совместного курса явился огромным опытом. Ждем следующего года и надеемся, что наш курс снова выберут!

Первая часть статьи доступна здесь: https://snob.ru/profile/28549/blog/133615

Автор: Поспелова Татьяна