07:26  /  28.07.14

Развитие инноваций в Латинской Америке (Бразилия)

Многие государства пытались построить свои Кремниевые долины и убедились, что скопировать долину невозможно, но можно применить механизмы, которые способствовали ее созданию, если сначала их адаптировать к специфике страны.

Страны Латинской Америки находятся по соседству с США, которые являются стратегическим партнером многих стран южного континента. В Латинской Америке в последние годы возрос интерес к IT-предпринимательству. Многие перспективные стартапы стараются развивать бизнес именно в Кремниевой долине, где сосредоточено много талантливых людей, венчурных фондов и создана соответствующая инфраструктура. В то же самое время в ряде стран Латинской Америки произошли реформы на государственном уровне, которые направлены на создание нового типа экономики, основанного на научных знаниях и применении новых технологий. Сейчас перед странами Латинской Америки стоит задача создания такого климата, который бы стимулировал к созданию стартапов и венчурной индустрии внутри их стран.

Анализ инновационной активности в странах Латинской Америки

Исторически сложилось так, что страны Латинской Америки поделены на два блока: социалистически ориентированный Север (Перу, Боливия, Венесуэла, Эквадор) и капиталистически ориентированный Юг (Бразилия, Аргентина и Чили). В этих странах наблюдается разный уровень экономического развития в зависимости от их политической направленности. Решение южных стран перейти к экономике, основанной на новых технологиях, в последние десятилетия способствовало образованию еще большего экономического неравенства между Севером и Югом. Далее будет представлен основной материал по странам Латинской Америки, который удалось собрать с помощью интервью у предпринимателей и научных работников. Сегодня речь пойдет о Бразилии.

Инновационная активность в Бразилии

Бразилия поражает своими темпами развития экономики. С каждым годом все больше иностранных инвестиций поступает в страну, возник даже термин «Бразильское чудо». Сами бразильцы утверждают, что сегодняшнее «чудо» – это результат долгосрочной стратегии, которую реализует правительство на протяжении последних двадцати лет. Первый шаг ее заключался в инвестициях в человеческий капитал, систему образования и науку. Позиция правительства была следующая: чем больше инвестиций будет вложено в университеты при правильном управлении средствами, тем выше будут академические позиции Бразилии в мировой науке. В результате сегодня научная школа Бразилии входит в десятку наиболее сильных в мире.

В последние годы в стране наблюдается бурный рост стартапов, причем предприниматели выбрали уникальную стратегию создания right-продукта – копирование. В Бразилии существуют все самые популярные мировые сервисы, такие как Amazon, Groupon и т. д., но они созданы именно бразильскими стартапами и адаптированы для местного рынка. Главный фактор успеха заключается в том, что предприниматели научились быстро внедрять скопированный продукт, учитывая специфику страны, что способствует уменьшению входных барьеров. В результате, настоящему Amazon или Groupon сложно конкурировать с местными компаниями.

В Бразилии активно развиваются инкубаторы, большая часть которых работает как акселераторы. Программы разнообразны по направлениям и способам организации. Далее будут описаны самые известные инновационные программы Бразилии.

Одним из первых акселераторов Бразилии была сеть Aceleradora.net, основанная в 2008 году Yuri Gitahy. В отличие от большинства акселераторов, ориентированных только на мегаполисы, она охватывает города по всей Бразилии, что способствует развитию регионов. Программа рассчитана на 3 месяца и включает в себя предоставление консалтинговых услуг, ментерство, посещение конференции и networking. В настоящий момент в ней принимает участие около 100 стартапов.

Краткосрочные курсы Startup Farm  – еще один пример программ, способствующих содействию развития стартапов. Startup Farm отличается от традиционных программ инкубаторов. Она предназначена именно для начинающих предпринимателей, которые приходят с проектом на стадии идеи. В течение месяца с участниками занимаются такие именитые менторы, как Felipe Matos и Gustavo Guida Reis (президент Startup Weekend Rio). По истечении месяца организуется Demo Day, куда приглашаются бизнес-ангелы и потенциальные инвесторы. Программа проходит на базе Instituto Inovaçao при содействии Microsoft и Brazil Innovators (ассоциация сотрудничества Кремниевой долины и Бразилии).

21212.com – это сеть акселераторов, которые находятся в двух городах: Рио-де-Жанейро (почтовый код – 21) и Нью-Йорк (почтовый код – 212). Соединив два почтовых кода, получаем название акселератора – 21212, который фокусируется на IT-проектах. Данная четырехмесячная программа включает в себя посевные инвестиции в размере R$20,000 ($12,700) и помощь знаменитых в Латинской Америке менторов, таких как Fabio Seixas (Camiseteria), Anderson Thees (Apontador) и Paulo Novis (Infoglobo).

Несмотря на стремительный рост стартапов, Бразилия продолжает оставаться ресурсно-ориентированной страной с доминированием монополии в нефтегазовой отрасли. И здесь одним из принципов развития является мотивация именно крупных промышленно-добывающих компаний заниматься R & D.

Однако можно проследить тенденции, которые свидетельствуют об изменении в сторону развития высоких технологий и стартапов в ближайшем будущем. Благодаря бурному росту экономики, в Бразилии с каждым годом увеличивается количество представителей среднего класса. Уже сегодня у 88 миллионов человек есть доступ к Интернету – это 46% населения всей страны, и эта цифра будет расти. Таким образом, в Бразилии открываются большие перспективы для онлайн-бизнеса.

Венчурное инвестирование в стране развивается стремительными темпами. Интересно то, что в настоящее время в Бразилии стартапы получают инвестиции в основном от бизнес-ангелов, фонды начали активно работать лишь в последние два-три года. Согласно Brazil Startup Dealbook, в 2012 году около 50 компаний проинвестировали в более чем 80 стартапов на общую сумму около $250M. Причем в число этих компаний входят бизнес-ангелы, бразильские и европейские инвестиционные фирмы.

Однако в Бразилии имеется некоторая проблема – как инвесторам осуществлять exit. Дело в том, что в Бразилии не применима стратегия Кремниевой долины, где одна из главных целей стартапов – выход на IPO. Бразильская BOVESPA не настолько ликвидна в отличие от биржи Китая и Индии. Пока единственный выход для статапов и инвесторов – M & A с международными компаниями. С одной стороны, это усложняет процесс привлечения инвесторов. Но с другой – открывает хорошие возможности для роста экономики Бразилии за счет международного сотрудничества.

Наряду со стартапами в Бразилии есть и крупные компании, которые стараются быть инновационными и перенимать международный опыт, например косметическая компания Natura – лидер на рынке Латинской Америки. Из 500 сотрудников около 300 – штат отдела R & D. Компания одной из первых применила концепцию открытых инноваций. Natura создала специальный портал для обсуждения потенциальных проектов, что позволило наладить сотрудничество с международными вузами. В результате в 2012 году компания заключила соглашение с инновационно-образовательной лабораторией в Бостоне. Теперь многие проекты будут запущены совместно с исследователями из Массачусетс.

В настоящее время в Бразилии внедрением инноваций занимается как правительство, так и крупные компании. Государство ориентировано на социальные проекты, а крупные компании внедряют производственные инновации. Примерами служат Vali, Itau, Bangy, Fiat.

Развитие экономики Бразилии изначально было наиболее приближенно к модели Южной Кореи — внедрению инноваций крупными компаниями. В последние годы инновационная модель распространяется и в малых предприятиях. Кроме того, уделяется большое внимание развитию регионов страны и попытке разгрузить Сан-Паулу, где генерируется около 40% ВВП всей страны. Следующим приоритетом для бразильских компаний будет укрепление партнерских отношений и выход на рынки стан-соседей Латинской Америки. 

Анализ трендов инновационной активности в Чили будут представлен в следующей статье.