Нужно отдать должное одному из достижений советской науки – науке промывания мозгов. За это отвечал специальный отдел в ЦК КПСС: «отдел агитации и пропаганды» - Агитпроп. Все СМИ были государственными, и со времен Ленина их задача была сформулирована предельно просто: основными функциями прессы являются организационная, агитационная и пропагандистская функции. Можно сюда добавить еще и воспитательную функцию, тоже очень важную. За 70 лет Советской власти эти заветы Ленина превратились в целый Агитпром. Они пронзили насквозь Советское общество, задействовав все возможные медиа: от карикатур, текстов, лозунгов, до книг, фильмов и повесток рабочих собраний. И, что самое интересное, пошли на экспорт. Специалисты ЦК КПСС передавали свои знания по всему соцлагерю, от Кубы до Северной Кореи.

В последние десятилетия западными психологами активно исследовался феномен «красной пропаганды», ссылки на кейсы использования пропаганды как оружия информационной войны можно найти в переведенной на русский язык книге «Психология влияние» Роберта Чалдини, а также во многих других книгах и трудах в сфере социальной и организационной психологии. Даже термин появился специальный Brain Washing (промывка мозгов). Некоторые приемы попали в международные учебники психологии, в раздел социального влияния. Исследованные советские техники могут эффективно распространять идеи в обществе, но насколько они эффективны?

Brain washing

В Советские времена никто замеры эффективности не проводил. Проблема не в том, что никто не владел количественными или качественными методами исследования, а в том, что распространение массовых идей крайне заразная штука. Первые, кто заражается, кому идея крепко вбивается в голову, – это сами распространители. Поскольку многократно повторяя и рассказывая другим, видя, как другие принимают его идеи, они сами укрепляются в своих идеях. От религиозных людей можно услышать, что вера вновь обрётшего подвергнется испытанию, и что он должен пройти это испытание, пока вера его не станет крепка. Так вот в период этого «испытания» вновь обрётший веру становится крайне активным распространителем своих идей. Это нужно именно ему, он нуждается в этом, для того чтобы самому укрепиться в своих убеждениях. Так этот механизм работает, так он распространяется, и, соответственно, из-за предвзятости распространителей нельзя померить эффективность изнутри. Можно только снаружи и потом, когда это уже становится историей.

Попробуем вместе подумать об эффективности пропаганды в советское время?

Люди, все одетые в серое и одинаковое, жили в стандартных домах в одинаковых городах. Конкуренции нет, все одинаковые, смысла стремиться и развиваться нет. Если оставить как есть, то страна умрет от какой-то бесконечной депрессии. Точнее все мужики уйдут в жесткий запой, а женщины будут страдать депрессией. Но депрессия возможна только на сытый желудок. На голодный желудок депрессией не пострадаешь. Голод заставляет двигаться, и, учитывая безраздельную серость вокруг, это движение может вылиться в голодный бунт. Следуя этой логике, можно сравнить пропаганду с пустышкой, которую дают детям, когда нет молока. Пустышка отвлекает и успокаивает ребенка. Но вечно же пустышкой не покормишь? Да, верно, но никто так уж сильно от голода не страдал, поэтому серость и унылость бытия сглаживалась яркой и красочной пропагандой. Помимо этого был еще запущен механизм внешнего врага. Это запустило социальные механизмы, перевело общество в режим «война», и помогло сплотить народ вокруг национальной идеи. Подробнее можно прочитать в моей предыдущей статье про национальную идею. Чем все кончилось? Да ничем, Советский Союз разлетелся по швам с такой скоростью, что никакое 70 летнее приклеивание швов пропагандой не помогло.  Ребенок рано или поздно выплюнет пустышку и потребует молока. Да и вечно общество в режиме «война» не продержишь. Это экстремальный режим, он не рассчитан на длительное использование.

Попробуем посмотреть на примере ситуации на Украине, как сегодня используется пропаганда? Да классически, включаются антенны на полную мощность, как в фильме «Обитаемый остров», снятый Бондарчуком по мотивам повести братьев Стругацких, и народ начинает активно реагировать. Рейтинги зашкаливают, народ бурлит и одобряет… Все вроде идет по плану, народ Украины поднялся против Хунты и сражается, как всегда, за правое дело. Потом вскрывается, что сепаратисты потребовали помощи. Сначала им помогали силами специальных операций (спец. подразделение МО РФ), потом, вроде как, со слов Кургиняна,  ополченцам прислали оружие, потом им дали танки, потом они потребовали боевые расчеты к этим танкам… Стоп. Так это получается как в сказке. Сварили суп из топора. А топором то, что было? Топором была идея, которую надеялись привить измученному бардаком и безденежьем Украинскому обществу. Получается, что вся эта информационная интервенция нужна была именно инициатору, как в примере с вновь обретшими веру, чтобы укрепиться в своих убеждениях и само себя убедить в осмысленности и моральности своих действий?

Какие можно из этого сделать выводы?

А выводы-то простые – не надо путать местами яйцо и курицу. В древнем Риме четко сформулировали потребность народа – хлеба и зрелищ. Пустышкой не заменить молоко, идеей не заменить базовые вещи, такие как устройство общества: социальные роли, конкуренция, лидерство. Можно, конечно, жить как алкоголик, то пир на весь мир, то похмелье, что голова раскалывается на части, но можно, как и все остальные люди. Российское общество уже очень давно живет в режиме алкоголика, то голод, «верхи не хотят, низы не могут», то революция, эйфория. Погудели пару десятилетий, и опять, голова гудит, денег нет, и ощущение как будто пришибленный пустым мешком по голове.