Согласно исследованию организационной культуры Гирта Хофстеде (Hofstede, Hofstede, & Minkov, 2010) Россия, как и Китай и Африканские страны, склонна больше к освоению практических навыков, нежели познанию глубины процессов и теорий. При этом у россиян и у китайцев наблюдается больше способностей к точным наукам, к математике, например, а не к гуманитарным, например к Философии. Китай больше предпочитает долгосрочные цели и может принимать решения, опираясь при этом на долгосрочную выгоду, Россия и Африканские культуры предпочитают краткосрочные цели и выгоды.

Когда я путешествовал по Африке на мотоцикле, я много интересовался их культурой, расспрашивал, задавал вопросы. Например, могут ли мне в Сенегале починить мотоцикл, есть ли такие специалисты. Особенно, если мотоцикл современный, где куча электроники и нужен специальный инструмент и компьютер. Ответ был для меня неожиданный. Оказывается, в Сенегале есть специалисты, которые вполне могут починить не только 30-летнюю Ямаху, на которой я путешествовал, но и современный мотоцикл БМВ. Рассказали несколько очень занятных историй про то, как чинят местные специалисты, не имея ни инструмента, ни компьютеров, не прочитав ни одного руководства по ремонту и эксплуатации. Вывод простой, да, чинят, но это какое-то шаманство, так как мастер зачастую сам не понимает, почему мотоцикл не заводился, и что привело к тому, что он заработал.

Мотоцикл у меня не ломался, на удивление прожил все 10.000 км пути без единой поломки, но я там брал машину, Ленд Ровер 60 годов выпуска, а она имела привычку перегреваться, и вся вода в радиаторе выкипала. На примере этой машины я и убедился, как работают местные специалисты. Во время первого обращения, на ближайшей заправке, мастер предположил, что образовывалась воздушная пробка. Долил нам воды, проверил, что вода прошла по всей системе и полностью заполнила ее, взял 100 рублей и сказал, что все, можно смело ехать дальше. Через километров 50 машина опять закипела, нашли воду, добавили, доехали до заправки. Местный мастер сказал, что воздушная пробка, радиатор не течет, сейчас добавит воды, и мы поедем дальше. Я ему возразил, что, мол, уже добавляли, и это не помогло. После небольшого производственного совещания местный консилиум автомастеров вынес вердикт – песок забил радиатор.

Машину загнали на автомойку, и тщательно проточной водой промыли всю систему и изнутри и снаружи. Через 50 км, а то и меньше, стало понятно, что не помогло. Пока искали воду, ждали, пока остынет машина, я спокойно посидел и подумал. Радиатор достаточный, машина предназначена для работы в суровых условиях Африки, радиатор не течет, вода есть, система чистая. А работает ли водяной насос? Вспомнил, что я обоим мастерам показывал, что странно: верх радиатора горячий, а низ холодный. Полез посмотреть, а там ослабло натяжение ремня помпы, соответственно, водяной насос не работал и не прокачивал воду по системе. Взял ключ, подтянул ремень, проблема и решилась.

К чему я рассказал эту историю? Да к тому, что, не понимая теорию, как работает та или иная система или процесс,  можно вполне эффективно решать наиболее распространённые проблемы. Думаю, что две эти проблемы: воздушная пробка в радиаторе и песок в системе – это большая часть всех возможных проблем, и, попробовав устранить эти две причины, можно и починить машину. Но понимая, как работает система, можно было не перебирать все возможные проблемы, а просто потрогав радиатор и увидев, что верх горячий, а низ холодный, понять, в чем именно проблема и сразу ее устранить.

Хорошо, вот еще один модный пример. Сейчас очень модно говорить про феномен больших данных (Big Data). Только недавно видел презентацию на HR конференции, где выступающий делился лучшими практиками, как, мол, в компании Гугл нанимают сотрудников. Со слов выступающего, компания Гугл обнаружила закономерность, что сотрудники, у которых были грамматические ошибки в резюме, продержались в компании недолго, и их найм, фактически, стал невыгодным для компании. Из этого был сделан вывод, что не нужно нанимать сотрудников с ошибками в резюме. Соответственно, выступающий предложил использовать этот опыт в Российских компаниях тоже. Что не так? Да все не так. Кто ответит на вопрос – почему? Почему эти параметры связаны? Не ответив на этот вопрос, мы не можем сделать никаких выводов, ни о том, можно ли предположить, что в России эта закономерность тоже будет проявляться, ни в компании  Гугл при найме последующих сотрудников.

Меня как-то во время обсуждения планирующегося тренинга спросили – что получат слушатели в качестве результата? Я ответил – во-первых, понимание, того, как … Тут меня прервали вопросом – и кому нужно это понимание, что с этим пониманием делать? Прочитать еще одну книжку с никому не нужной теорией? У меня сразу возник перед глазами образ того автослесаря, у которого были пара гаечных ключей, знание, что иногда некоторые действия решают проблему, но не было понимания, как устроена система охлаждения машины. Так нужно ли нам знание без понимания? Или к пониманию проще добрать практических навыков и знаний?

Hofstede, G., Hofstede, G. J., & Minkov, M. (2010). Cultures And Organizations: Software For The Mind, Author: (Third Edition ed.): McGraw-Hill Pages.