Пропаганда, чуть ли не как отдельная наука, как элемент информационной войны, активно использовалась Советским Союзом, знания накапливались и передавались по другим странам бывшего Соцлагеря. Сейчас этот феномен активно изучается западными специалистами, и ему дано практически официальное название -  Brain Washing (промывка мозгов). По мне, эффективность пропаганды очевидна в распространении своих идей, но достаточно сомнительна в части конкретных и долговременных результатов. Т.е. можно убедить людей кратковременно в том, что кругом враги и нужно немного потерпеть, но от этого желудки у людей не наполнятся. Подробнее можно почитать в моей предыдущей статье на тему промывки мозгов. Проблема основная в том, что пропаганда затрагивает и активно использует особенности человеческой психики, и, как и любое вмешательство, не проходит бесследно. Но, цель этой статьи не в обсуждении, плохо это или хорошо заниматься пропагандой, а в том какие побочные эффекты она вызывает и как сохранить свое психологическое здоровье и своим близким.

В основе промывки мозгов лежит механизм когнитивного баланса, впервые описанного Хейдером в 1946 году. Суть его в том, что человеческая психика стремится к стабильному, сбалансированному состоянию. Классически данная ситуация описывается на примере с ксилофоном: Петр хорошо относится к Оскару, и они оба хорошо относятся с ксилофону – сбалансированное состояние; Петр хорошо относится к Оскару, но Оскар плохо относится к ксилофону – нестабильное состояние. Подробнее можно прочитать в моей предыдущей статье. Затрагивание этого механизма когнитивного баланса и является основной проблемой. Например, сейчас, при такой активной работе информационной машины по формированию определенного мнения общества на ситуацию войны на Украине происходит массовое, масштабное нарушение когнитивного баланса общества. Линия разлома при этом проходит по семьям, по родственникам, по друзьям детства. Один брат считает, что правы Украинцы, другой считает, что они каратели, в итоге оба как сидели на диванах или у компьютеров, так и сидят, никто из них никаких действий фактически не предпринял, но они теперь находятся в глубокой личной ссоре, и отношения между ними испорчены очень сильно. Психологическая атака по отношению к ситуации на Украине была произведена настолько мощная, что треснули отношения между родственниками.

Благодаря тому, что человеческая психика очень пластичная и гибкая, она не разбивается, как ваза, которую больше не склеить, она вполне может достаточно легко восстановиться благодаря все тем же психологическим механизмам. Если ситуация, как в нашем примере с Украиной, стала линией разлома отношений между родственниками и друзьями, то эти же родственные и дружеские отношения и станут линиями склейки. Для этого нужно предпринять следующие действия:

  • Открыто обсудить ситуацию и прийти к общему пониманию, что различие позиций по разломному вопросу негативно влияют на отношения, и что как бы ни важен был этот вопрос, по которому мнения расходятся, нужно найти вариант, при котором это не будет переходить на отношения друг к другу. Т.е., договориться уважать мнение другого человека и отказаться от попыток друг друга переубедить.
  • При обсуждении данной спорной темы нужно найти общие нейтральные позиции. Например, что при освещении ситуации на Украине врут обе стороны. Можно совместно найти примеры вранья как с той, так и с другой стороны. При этом не переходить к оценке событий, просто принять как факт, что на войне все средства хороши, а на информационной войне тем более.
  • Отказаться от дальнейшего обсуждения этой темы.  Как бы ни свербело желание доказать, что ты прав, что вот пройдет немного времени, и вся правда всплывет, и вы увидите, что я был прав, нужно сделать над собой усилие и эту тему больше не обсуждать в кругу тех, кто тебе близок.
  • Потребность убедить других в своей правоте, в своем мнении, нужна непосредственно инициатору и для того, чтобы укрепиться самому в своей вере, в своих убеждениях. Человеческая потребность достичь баланса путем обращения всех вокруг в свою веру или убеждения и есть механизм распространения этих самих идей. Идеи в обществе распространяются как вирусы, это можно сказать, подвид информационного вируса, который приводит к таким же эпидемиям, только информационным. И первое, что делают при эпидемиях, – это предпринимают меры по ограничению распространения вируса. В случае же с информационным вирусом, если у нас и нет возможности повлиять на источник, то у нас, у каждого из нас, есть все возможности остановить его распространение. Для  этого нужно просто каждому остаться при своем мнении. И все.

    Если стесняетесь лично поговорить со своими близкими, или уже не разговариваете, то попробуйте просто послать ссылку на эту статью как предложение взаимно перестать доказывать свою правоту.