Все записи
16:32  /  3.11.14

1285просмотров

Первые размышления о Manifesta , когда она закончилась.

+T -
Поделиться:

Прошел последний день перед закрытием десятого биеннале "манифеста". Жарким летом и слякотной осенью нам показывали, нам рассказывали, нам задавали вопросы, нас учили видеть, читать, обсуждать и интерпретировать современное искусство. Культурная интервенция и индивидуальный эстетический опыт, какие вопросы были подняты и какие ответы даны? Нужно, наверное, начать с того, что уместность манифесты в эрмитаже сразу стала вызывать сомнения.

Прямая речь (здесь и далее с официального сайта):

"Задачей первостепенной важности является активизация всего музейного комплекса, поиск новых видов взаимоотношений между различными частями ансамбля за счет включения в него зрителей в качестве активных участников выставки."

Для оценки "актуального" художественного события в России всегда первым вопросом является его отношения с действующей властью - исторически сложившийся фактор, как ни крути. И если в Европе наивной общественности можно преподнести Эрмитаж как просто "один из старейших и известнейших музеев мира", то в России это лишь красивые слова в пустоту ни о чем. Эрмитаж здесь создавался, создается и существует как ключевая деталь в механизме власти. Зимний дворец давно перестал быть царской резиденцией, а центр управления вежливыми людьми перенесли из Петербурга в Москву.

Дворцовая Площадь. Парад. Рисунок первой половины XIX в.

Прямая речь:

 "Расширение сферы МАНИФЕСТА на аудиторию Эрмитажа позволит ей усилить свое значение. Посетители, которые обычно приходят в Зимний дворец, чтобы полюбоваться роскошью его парадных залов и приобщиться к миру классического искусства, и посетители, которые придут специально ради МАНИФЕСТА-10, смогут открыть для себя то, что обычно выходит за рамки их интересов, увидеть, как искусство прошедших эпох взаимодействует с произведениями современного искусства."

Можно сколько угодно очаровываться красотой и богатством этого европейского фасада России,  но из любого окна с видом на дворцовую площадь всегда будут видны штыки Николаевских времен. Конфигурация дворцовой площади позволяет без особых затей прокрутить время назад, а последние политические новости - сделать нужные логические сопоставления. Для не совсем понятливых, как раз в разгар биеннале, в конце августа, на дворцовой площади установили арт-объекты "Бук", "Акация" и "Тополь-М" в связи с неким "юбилеем ЛенВО" и не забыли там же отпраздновать столетие с начала первой мировой.

Немного дворцовой площади в разгар манифесты. Фото автора.

арт-объекты на Дворцовой. Фото автора.

Немного дворцовой площади в разгар манифесты. Фото автора.

Михаил Борисович Пиотровский лучше всего проговорился в диалоге с архитектором Рэмом Колхасом: "Манифеста прошла так, как мы хотели". Да, Михаил Борисович, она действительно прошла так, как ВЫ этого хотели. Акт совокупления (или если вам больше нравится аппроприации) современного европейского искусства (с) крупнейшей российской культурной институцией успешно состоялся. А, деклариемая куратором биеннале Каспером Кенигом культурная интервенция для манифесты стала подобна интервенции кролика в пасть и желудок удава.   

Прямая речь:

"МАНИФЕСТА 10 анализирует исторические события и их влияние на развитие искусства в локальном и глобальном масштабе."

Неизбежным результатом участия в подобном акте было для Каспера Кенига выполнение двойной кураторской задачи. Вначале предельно обезопасить и дезактивировать программу биеннале, сделав ее приемлемой для помещения в пространственно-этические условия Эрмитажа. Затем, полученным текстам нужно было придать хотя бы видимость критической современной концепции, посредством арт-медиации, культурных диалогов и публичных программ.

Прямая речь:

"Мы рассчитываем, что основными посетителями МАНИФЕСТА 10 будут граждане России. Поэтому принципиальным является для нас вопрос проведения и организации сопроводительной программы к выставке (лекций, экскурсий, кинопоказов, художественных интервенций в общественные пространства). Эта программа должна стать частью общего проекта и одновременно дополнительно расширить его диапазон. Основной образовательной и кураторской задачей МАНИФЕСТА 10 станет привлечение коллег из петербургских музеев и университетов, а также включение в проект художников из России и других стран бывшего СССР и восточной Европы."

Самые острые углы политической составляющей биеннале были ясны еще перед ее началом: имперский облик России и постсоветская рефлексия; украинский конфликт и репрессивное отношение к ЛГБТ-дискурсу; европейский культурный неоколониализм и болезненная встреча современности с художественной традицией. Именно с этих углов имеет смысл рассматривать каждую программу и каждый объект манифесты. О каждой из этих проблем предстояло сказать художникам, а Касперу Кенигу и кураторам параллельных программ - сделать эти высказывания предельно деликатными.

И, пожалуй, самый главный и сложный вопрос стоящий перед Манифестой - стало ли ее проведение доказательством легитимизации contemporary art в России и в какой форме она произойдет.

Еще немного прямой речи:

"МАНИФЕСТА 10 должна стать своего рода социальным и культурным стимулятором, рассчитанным на самые широкие слои общества и предоставляющим возможность для ознакомления с новейшими художественными практиками."