Все записи
16:41  /  1.10.14

3284просмотра

Тайна Гентского алтаря

+T -
Поделиться:

Объездив немалое количество стран, к моему сожалению, я ни разу не была в Бельгии в удивительном готическом соборе Святого Бавона в городе Генте, где хранится знаменитый шедевр западноевропейской живописи - Гентский алтарь. Поэтому я и полетела в Бельгию, где арендовав  машину в Брюсселе, я отправилась прямиком в Гент. Этот город очаровал меня сразу и надолго. Немыслимые готические строения и крепости помогли мне проникнуться духом этого города “висельников” – именно такое прозвище получили в Средние века жители Гента. А свое начало эта история берет с восстания Гента против Императора Священной Римской Империи Карла V, которое начали горожане в 1539 году из-за слишком высоких налогов. Подавив восстание в 1540 году, Карл V казнил часть зачинщиков, а остальных заставил просить прощения – босиком, в простом платье и с петлей на шее.

Гентский алтарь, представляющий собой полиптих, был создан в 1432 году по заказу одного из членов муниципалитета Гента Йоса Вейдта и его супруги для одной из капелл собора святого Бавона в Генте. В раскрытом виде алтарь, состоящий из 24 панелей, достигает 3,5 м в высоту и 5 м в ширину. За более чем пятивековую историю алтарь многое пережил – в 16 веке его хотели преподнести в качестве подарка английской королеве Елизавете, в 18 веке центральные панели алтаря были перевезены французами в Париж, а в Первую мировую войну его тайно вывезли немцы. После 1920 года по Версальскому договору Германия передала похищенный шедевр, но новое несчастье не заставило себя ждать – в 1934 году были украдены две панели, одна из которых «Праведные судьи» так и не была найдена и считается уничтоженной. В 1940 году фашистскими немецкими войсками алтарь был вновь похищен и доставлен во Францию, а затем в Линц, где Гитлер планировал открыть музей искусств. В 1946 году работа была возвращена в Гент и в 1986 году помещена в капеллу Вейдта. В 2010 году полиптих был закрыт витриной из пуленепробиваемого стекла. Надеюсь, на этом все скитания Гентского чуда закончились. Купив билетик и гид на английском языке я вошла в собор. О Боже, он прекрасен!!! Просто дух захватывает, завораживает. Большой деревянный складень представлен во всей красе. Звенящий яркий цвет выражает радостное утверждение ценности земного бытия. В центре верхнего ряда возвышается на троне фигура бога-творца Саваофа. Он облачен в мантию пламенеющего ярко-красного цвета, украшенную сверкающими драгоценными камнями. В левой руке он держит хрустальный жезл. Голова увенчана трехъярусной тиарой, а у ног лежит золотая корона тончайшего рисунка, усыпанная жемчугом. Неподвижная фигура излучает собранную волю и спокойствие, взгляд погружён в себя . Возвышен  и прекрасен идеальный образ Марии, сидящей по правую руку Саваофа, в короне, украшенной розами и лилиями. Женственность и скромная величавость отличают ее. Мария держит в руках Священное писание. Она читает. Читающая богоматерь — едва ли не самое поразительное явление в общем идейно-художественном строе Гентского полиптиха.Справа - Иоанн Креститель. На крайних левой и правой панелях – Адам и Ева с ангелами. Над Адамом – сцены жертвоприношения Каина и Авеля и убийство Авеля. На центральной панели в нижнем ряду изображено "Поклонение агнцу”, левая и правая панели изображают "Праведных судей и воинство Христово" (копия, заменившая украденный в 1934 году оригинал) и "Шествие отшельников и пилигримов". Бельгийцы верят, что когда-нибудь подлинник отыщется и вернется в свой рай на земле. 

История его написания покрыта тайной и по сей день.  Энциклопедические издания честно признаются, что смысл его иконографической программы остается до конца неясным. Почему творец напоминает не католического, а православного Бога и обут он в черные кожаные ботинки, которые больше бы подошли Сатане? Почему Ева держит в руках не яблоко, а лимон? Почему в сцене Страшного Суда изображен только Рай, но при этом мы не видим Ада? Существует даже теория, что Гентский алтарь - зашифрованное послание тамплиеров о том, где спрятан святой Грааль, ведь именно эта священная чаша написана в самом центре. 

Книги, написанные об этом чудо-алтаре похожи своим содержанием на предсказания Нострадамуса или на детективы Конан Дойла. Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев — Губерта и Яна. Начавший работу Губерт умер в 1426 г,  алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и, в большой степени, внутренние стороны боковых створок. Впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата.Однако в последнее время эта версия оспаривается, так как, возможно, что подпись была сделана позднее, и работа полностью выполнена великим Яном ван Эйком. При сравнении процессии на внутренней стороне боковых створок со сценой поклонения агнцу можно заметить, что в работе Яна фигуры сгруппированы свободнее. Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. Фигуры, написанные им, отличаются большей гармонией, они более последовательно, равномерно раскрывают драгоценную природу человека и мира. Восхищает невероятная мощь мастерства художников начала 15 века  передавших в правильной перспективе и в мельчайших подробностях сложнейшие пейзажные сцены, лица и одежды.После Гента, я продолжила свой путь в город Антверпен, где посетила дом-музей Рубенса, но это уже другая история.