Все записи
00:04  /  29.10.14

1243просмотра

От Едоков картофеля к Подсолнухам

+T -
Поделиться:

"А в своей жизни мне бы хотелось  написать картин и сделать рисунков-как можно больше и как можно лучше-сколько хватит сил,чтобы потомна исходе моих дней, надеюсь,уйти не иначе как с любовью и грустью, оглядываясь назад и думая: о, полотна,которые я мог бы написать!»         Винсент Ван Гог 11 ноября 1883 г

Друзья, я не напрасно начала со слов великого голландского художника,так как следующей моей остановкой стал незабываемый город Амстердам. Быть в этом городе и не посетить музей Ван Гога - непростительное упущение. Хоть Амстердам и не является родиной художника, он родился в местечке Грот-Зюндерт, неподалеку от Бреды, именно здесь расположился его музей. Постоянная выставка картин великого Винсента Ван Гога, столь известного во всем мире, не может оставить равнодушным. Вопреки распространенному мнению, великий ныне художник, Ван Гог был достаточно успешным при жизни. Родившись в зажиточной семье он имел возможность получить хорошее образование и место, дававшее возможность не беспокоиться о будущем, но скверный характер не позволил ему пойти по протоптанной дорожке. История основания музея начинается с молодой вдовы брата -Тео Ван Гога,Иоганны Ван Гог-Богнер. После смерти художника, у Тео осталась большая коллекция рисунков и картин .Еще имелось собственное собрание работ знакомых неоимпрессионистов. Поэтому Тео решил утверждать репутацию брата, но неожиданно заболел и скончался. Его жена Иоганна стала заботиться о коллекции и сохранять ее для своего сына. В начале ХХ века интерес к Ван Гогу значительно вырос. После кончины Иоганны в 1925 году заботу о коллекции взял на себя ее сын. Открытие музея состоялось в 1973 году. В здании музея, полотна из коллекции семьи Ван Гог формирует ядро постоянной экспозиции. В связи с тем, что интерес к работам Ван Гога рос с каждым днем, в 1999 году открыто новое выставочное крыло, разработанное японским архитектором Кишо Куракавой. В необычном зале полукруглой формы каждый год проходит по пять выставок, объединенных темой искусства, связанного с Ван Гогом. Сегодня музей вмещает в себя около 200 работ художника, более 500 рисунков и примерно 800 писем Винсента, адресованных брату. В самом начале экспозиции зрители могут познакомиться с ранним периодом жизни художника. С ним связаны его картины, посвященные тяжелой крестьянской жизни и шедевр этого периода "Едоки картофеля".

 

Этот период датирован 1883 годом , когда Винсент устремился в северную провинцию Дренте, что бы запечатлеть девственную жизнь крестьян. Но привлекательность живописного ландшафта и трудолюбивых жителей уменьшалась по мере того, как не стало хватать ни денег, ни моделей. Животноводы не принимали эксцентричного художника. Разочарованный и одинокий, спустя три месяца Ван Гог вернулся в родительский дом. Там он вновь работает как одержимый и создает портреты и этюды, на которых изображает ремесленников . Здесь и рождается знаменитое полотно "Едоки картофеля".Моделью для этой работы послужила семья Де Грот из Нюэнена. "Я планирую на этой неделе начать эту вещь - крестьяне вокруг миски с картофелем вечером. А, может, я сделаю все-таки день или и то и другое, а, может, не то и не другое,скажете вы". В конце концов, Ван Гог выбрал самое сложное: изобразить едоков при свете масляной лампы. Так он мог упражняться в "написании темного, но меж тем, все же цвета". В письме к Тео он писал: "По моему замыслу и желанию картина должна заставлять задуматься и представить себе жизнь людей совершенно отличную от нашей жизни - жизни людей цивилизованных. Я бы даже и не понял, если все однозначно посчитают эту картину просто красивой, или она сходу понравится". Эта работа действительно вызвала массу критики, хотя Тео и писал из Парижа, что некоторые художники назвали ее  многообещающей. В то время никто даже не мог и подумать, что эта картина станет одной из знаменитых картин. Художник не показал на этой картине, что надето на ногах этих едоков сидящих по сторонам сколоченного из грубых досок то ли стола ,то ли ящика. Едоки сосредоточены на еде. Крестьяне, уставшие и севшие к столу после краткой молитвы, аккуратно достают кто вилкой, кто ложкой ,а кто руками, еще горячие под паром картофелины из общего блюда. Им надо насытиться, восстановить и набрать новые силы перед завтрашним выходом в поле. Можно предположить, что едоки босы, и сняв обувь , дали отдохнуть своим ногам. Ноги не вымыты, так как просто у них нет сил, но перед сном ,я думаю, они обязательно сделают это. Ван Гог не забыл об этих ботинках. Он нарисовал их на отдельных холстах. Все пять пар, по числу едоков картофеля. На самой первой из этой серии картин изображены два измятых, вконец исхоженных ботинка, причем оба с левой ноги, но в то же время равные друг другу по размерам и фактуре в своей принадлежности одному хозяину. 

Позже местный пастор запрещает жителям деревни позировать художнику. С целью усовершенствовать свои навыки рисования - набить руку, Винсент в 1885 году отправляется в Антверпен, где записывается в академию художеств. В 1888 году Ван Гог попав под японское влияние повесил в Антверпене у себя на стену несколько японских цветных гравюр. Ясность и точность изображения, яркие цвета и забавные детали очень привлекали его. После того как Япония в 1870 годах стала открыта для окружающего мира, многие художники получили возможность познакомиться с японской гравюрой на дереве, которая ввозилось в Европу. Именитые мастера такие как Мане и Моне пользовались элементами искусства гравюры. В Париже художник стал коллекционировать декоративные японские цветные гравюры, а так же попытался написать с них копии маслом. Его решением было переехать на юг Франции , чтобы найти там похожие пейзажи и атмосферу Японии, для сюжетов своих картин. "Ощущения, которые заставили меня отправиться в путешествие из Парижа в Арль, все еще очень явно вспоминаются мне. Ну,что я сижу и жду, пока уже станет похоже на Японию! По- детски, а?".

 "Японию" Ван Гог нашел в цветущих садах, залитых солнцем летних пейзажах Прованса. Не менее интересным покажется "Арльский зал", который воодушевит своей цветовой гаммой: оранжевой, желтой, белоснежной, бирюзовой. Здесь же можно увидеть очень известную картину "Подсолнухи ", буквально наполненную энергией жизни. Меня сразу заворожил безумно красивый букет. И что бы там не говорили, что мол, любой "дурак" так нарисует, я не соглашусь с этим. Ведь идея создать серию картин о подсолнухах пришла в голову именно Ван Гогу. Сразу вспоминаются слова художника "Жизнь надо искать в цвете". "Я рисую с энтузиазмом марсельца, уплетающего бульябез (провансальский рыбный суп), но это и неудивительно, когда речь идет о написании огромных подсолнухов".  Впервые Ван Гог пробовал рисовать подсолнухи в 1887 году в Париже.

Год спустя в Арле он вновь берется за эту тему. В его планы входило создать декорации - украсить художественную мастерскую в желтом цвете. Для этого картины с изображенными на них букетами желтых подсолнухов нужно было разместить на синем фоне разных оттенков. Ван Гог нарисовал три подобных натюрморта на синем фоне и один практически полностью в желтых тонах. План создания декорации он не осуществил, но два полотна с подсолнухами - одно из них, на котором они нарисованы на желтом фоне, - он повесил в спальне, где разместился приехавший Гоген. После отъезда из Арля Гоген в письме спрашивает Ван Гога, не мог ли тот отдать ему два полотна с подсолнухами из его бывшей комнаты. Ван Гог не хотел с ними расставаться и написал с них две копии. Полотно с подсолнухами , изображенными на желтом фоне является сейчас одним из значимых экспонатов коллекции Музея Ван Гога.