Все записи
23:46  /  11.11.14

1358просмотров

Дом Рубенса

+T -
Поделиться:

Следующей моей остановкой стала Бельгия. Это благополучное европейское государство с немалым числом хорошо сохранившихся архитектурных памятников времён Средневековья, особенно интересны местные замки. Качественные отели, высокий уровень жизни, по которому Бельгия успешно конкурирует со Швейцарией. 

В Бельгии мне хотелось увидеть  "Писающего  мальчика", который  находится в Брюсселе, и Дом Рубенса в Антверпене.

Говоря о первом, никто толком не знает, когда и как он впервые появился на улицах Брюсселя, что дало почву для огромного количества легенд.

Одна из них гласит, что однажды мальчик помочился на дверь дома, стоявшего на месте, где сейчас стоит фонтан и где раньше жила ведьма, которая настолько возмутилась, что превратила ребенка в статую. По другой легенде, фонтан и статуя были делом рук радостного отца, который нашел своего потерявшегося сына в таком неподобающем правилам приличия виде. Как бы то ни было, многие сходятся во мнении, что статуя и фонтан существовали уже в XV веке, однако свой нынешний облик статуя приобрела в 1619 году. Её создателем выступил работавший в стиле маньеризм придворный скульптор Жером Дюкенуа. Статуя имеет высоту всего в 61 сантиметр, сделана она из бронзы, так что многие неискушенные туристы, в том числе и я, так и не поняли, почему этот фонтан стал таким знаменитым. Ничего особенного я не почувствовала увидев "Писающего мальчика", который стоит на каменном возвышении в соответствующей позе, а сам фонтан огорожен решеткой. Но тем не менее туристы выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться с ним. 

Самая красочная традиция, связанная с "Писающим мальчиком", — это, конечно, его постоянное облачение в многочисленные наряды, коих уже насчитывается свыше шестисот. Хранятся они в Городском музее. Первым своим костюмом писающий мальчик обзавелся 1 мая 1698 года во время праздного фестиваля, организованного одной из городских гильдий. С тех пор "манекен пис" успел побывать в роли графа Дракулы, Микки-Мауса, Элвиса и даже казака, так что эта традиция живет и только набирает популярность. Я же увидела  мальчика в ярко оранжевом костюме с пистолетом на боку и дополнял его прикид красный бант в белый горошек. Несомненно, статуя вызывает всеобщие симпатии. Но некоторым все же было обидно, что у мальчика нет сестрички. И вот в 1987 году в одном из кварталов центральной части Брюсселя появился другой памятник – "Писающая  девочка". Мне долго пришлось ее искать и каково было мое удивление, что она такого же маленького размера и тоже за решеткой. 

Купив несколько шоколадных "Писающих мальчиков" я отправилась в Антверпен. 

Антверпен связан с именем Рубенса так же тесно, как Амстердам с именем Рембрандта.

Дом Рубенса в Антверпене превращен в музей сравнительно недавно, но успел занять прочное место среди бельгийских музеев. Интерес публики к нему огромен .Дом был построен в XVI веке.

Рубенс купил его в 1610 году, спустя два года после возвращения из Италии. Чуть позже дом подвергся реконструкции. В частности, в нем было освобождено место для большой мастерской (около десяти метров в длину и восьми метров в ширину). Проект дома и план реконструкции составил сам художник, недаром в Италии он внимательно изучал архитектуру и в итоге издал труд о генуэзских постройках. Это не должно нас особенно удивлять.

Рубенс серьезно интересовался архитектурой. Перестроенный дом оказался настолько итальянским по духу, что невольно возникает вопрос: не занимался ли художник архитектурной практикой во время своего пребывания в Италии? Дом выходит фасадом на нынешнюю Рубенсштраат, но его каре обращено в глубину.

 

Жилые комнаты занимали среднюю часть и левый флигель, в правом же находилась мастерская. Внутренний двор замыкает с четвертой стороны портик с тремя арочными пролетами. Если часть рубенсовского дома с жилыми помещениями внешне выглядит скромной и выстроена в старофламандском духе, то мастерская, портик и павильон в саду выдержаны в стиле барокко и богато декорированы скульптурой. 

Антверпенский городской секретарь Ян ден Ваувер, бывший другом Рубенса, оставил после себя такие письменные свидетельства от 1620 года: "дом вызывает удивление у иностранцев и восхищение приезжих в город". Сохранились также и письма художника, в которых он сообщал знакомым, что истратил на украшение жилища несколько тысяч флоринов.

В этом доме родился в 1618 году сын Рубенса – Николас, а в 1626 году умерла любимая жена от свирепствовавшей в городе чумы. Спустя четыре года Рубенс обвенчался с Еленой Фоурмен, приведя ее в этот же дом, здесь от брака с ней родились пятеро детей. В мастерской при доме Рубенс создал свои самые известные картины, здесь посчастливилось работать и учиться многим талантливым живописцам Антверпена.

 

Дом-музей Рубенса помнит многих именитых гостей, побывавших здесь в свое время: французскую королеву Марию Медичи, правительницу Нидерландов эрцгерцогиню Изабеллу, герцога Бекингема, маршала Спинолу и других. Двери дома Рубенса были всегда распахнуты перед учеными, художниками, писателями, а сам хозяин дома был необыкновенно любезен и удивлял всех своей эрудицией и широким кругозором. 

30 мая 1640 года Рубенс скончался, и через девять лет в его доме поселился сбежавший из Англии перед казнью Карла I герцог Ньюкаслский - Уиллиам Кавендиш. В саду дома им была организована школа верховой езды для аристократов и зажиточных бюргеров, среди учеников этой школы был даже будущий король Карл II. К середине 18 века дом стал обрастать пристройками и часто переделывался в угоду новым хозяевам. Однако, после реставрации дом-музей Рубенса приобрел первоначальный вид, который был воссоздан в деталях по старинным гравюрам и картинам, изображающим это здание.

 

Здесь вы увидите не только картины кисти Рубенса — "Благовещение" и "Мавританский царь", его учителей и друзей, но и великолепную коллекцию художника, в которую входят драгоценные полотна Тициана, Рафаэля, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля, многочисленные произведения античной и современной Рубенсу скульптуры, монеты, медали, камеи, драгоценные камни, изваяния из слоновой кости, рукописи и книги.