Все записи
12:33  /  18.01.16

15683просмотра

Чаплин и нарцисс. Спойлер к сериалу из патриархийной жизни

+T -
Поделиться:

Говорят, он стал добрее,
Проходящим строит глазки
И о том, как пляшут феи,
Сочиняет детям сказки.

Этот счастливый финал сказки про Людоеда ныне сбывается на протоиерее Чаплине — с той только разницей, что сочинять сказки он начал еще заблаговременно, в той реальности, где его тайное имя Арон Шемайер.

Такой вот яркий творческий человек до последнего времени работал начальником наиболее инфернальной части представительства Царствия Небесного на земле, РПЦ МП. Эта часть занималась общением с теми силами, с которыми непосредственно из Царствия Небесного было сноситься не с руки. Он был настолько един со Святейшим Патриархом, что опытнейшие люди поддавались заблуждению, будто его не существует: как писал даже сам о. Андрей Кураев, «не существует никакого протоиерея Всеволода Чаплина, а есть только Патриарх Кирилл». Поэтому увольнение о. Чаплина выглядело так, как будто Святейший Патриарх если и не уволил сам себя, то, по крайней мере, покусал.

Многие простили Чаплину многое, если не все. Но теперь тревожатся и гадают о его ближайшем будущем.

Последовательность будет такая: сначала я излагаю самый разумный прогноз его ближайшего будущего; потом объясняю, почему этот прогноз неправильный; а потом предлагаю собственный прогноз, который вполне может сбыться, если захочет (сам Чаплин).

1. Самый разумный прогноз

Ах, бедный Чаплин, — вздыхают прогнозирующие, — не знаешь ты, где твои собственные границы, границы нуля без палочки-патриархии. Никто ведь не будет дружить с тобой за твой ум и блестящие идеи — по крайней мере, никто из твоих старых друзей. Ты, может, считал их своими партнерами, а они были такими же «твоими», как твоя служебная машина или твои авторские программы на телеканалах «Совок» и «Фофудья».

Ты, может быть, думаешь, что тебя заметят какие-то новые люди, государственные, с которыми ждут новые рабочие горизонты, — но у серьезных людей сейчас заботы серьезные, а с РПЦ МП, когда дойдут до нее руки, они согласны работать с такой, какая к тому времени выживет.

Поведешь ты в бой «церковные массы», а оглянешься — и увидишь на трибунах, несколько болеющих за тебя зрителей, а за спиной — никого. И тогда ты поймешь, что «массы» могут только казаться церковными, а на самом деле бывают рвотными, и ощутишь собственное одиночество. И накроет тебя депрессия, и опустит твои руки. И не останется уже через год никакого Чаплина-бойца, а останется Чаплин-инвалид, сильно пьющая жертва православия.

Вот такой абсолютно разумный прогноз. Уже только в силу своей разумности сбыться он не может, как и все разумное в нашей веселой и страшной, но только не разумной стране.

2. Грандиозность святейшества

Быстро выполнив первый и второй пункты нашей программы — сеанс разумного прогнозирования с его последующим разоблачением, — мы можем позволить себе роскошь отвлечься на внеплановую научно-популярную лекцию по тяжелым расстройствам личности. Нашей сегодняшней темой будет злокачественный нарциссизм с параноидной регрессией, как определил его великий психиатр современности Отто Кернберг. Большинству людей в жизни редко попадаются подобные типы, но среди церковных лидеров они особо востребованы самой природой. Пусть для мирских людей это экзотически редкое неудачное жизненное знакомство, — вроде носорога, случайно встреченного в подмосковном лесу, — но в церковных дебрях это подлинные цари леса.

Предположим, вы замечаете, что ваш начальник стремится сам вникать во все мелкие дела, где-то далеко в зоне ответственности подчиненных. Вам поначалу, может быть, кажется, что это трудоголизм, но, присмотревшись, вы видите, что это желание полностью контролировать их работу. А потом вы замечаете, что трудоголизм какой-то странный, т. к. начальник может вдруг исчезнуть из поля зрения, забросив работу не то что подчиненных, а даже свою. Начальник явно не представляет себе конкретного результата, достижения которого вроде бы добивается коллектив. Зато хорошо представляет свою роль в качестве лидера: лидер — это тот, кто прибежал и начал командовать, а все ему смотрят в рот. А когда ему надоедает командовать, он уходит и занимается чем-то другим, приятным на тот момент. И никто его не заставит командовать, когда ему уже расхотелось. Да и слава Богу: когда он командует, работать невозможно.

Вы замечаете также, что вокруг начальника собираются два типа людей, а все прочие отсеиваются: это либо «овощи» — идеально послушные, но способные к работе только механической, — либо активнейшие люди, которые умеют льстить с удалым бесстыдством и готовы для любимого начальника хоть сплясать. Эти активные люди, конечно, воруют, но они ведь и работают тоже. Но только работают они с фантазиями начальника: они делают только то, что создает у начальника иллюзию процветания организации под его мудрым руководством. В тех редких случаях, когда эти люди пробалтываются в доверительном разговоре, легко убедиться, что начальник для них — что-то вроде дойного козла: его козлиные выкрутасы надо терпеть, так как он дает молока.

Если вам повезло изучать такого начальника не только издали официально, но и воочию и неформально, то у вас появится еще множество наблюдений. Вы заметите, что весь мир для начальника делится на две части, причем для него самого существует только одна из них, первая: та часть мира, над которой у него абсолютный контроль (по крайней мере, таково его убеждение). Вторая часть мира — то, над чем контроля нет. Но она обесценивается как недостойная его личности и поэтому, в общем-то, не очень и существует. Впрочем, переход из царства абсолютного контроля во тьму кромешную совершается непринужденно: вот только что был, например, Чаплин своим — хвать, и нет уже никакого Чаплина: слишком близко бегал у края земли, оступился — и свалился с края земного навсегда.

А чем уж так провинился Чаплин? Если никакой «смены вех» после него не состоялось, если знать, что из реальной, а не фэнтезийной зубастой стены никаких кадровых приказаний быть не могло, то что же случилось? А случилось самое плохое, что может вообще случиться с подчиненным такого начальника.

Всяк грех и хула в такой организации простятся ее сотрудникам, а грех против грандиозного Я (запомним этот термин) ее начальника не отпустится ни в сей век, ни в будущий.

Начальник-нарцисс должен быть на вершине своей организации и сиять оттуда, как солнце. Не бывает двух солнц на одном небе. Нельзя становиться ярче начальника. Да и наравне с начальником сиять тоже нельзя. Даже если ты очень ценный кадр, начальник будет тебя терпеть, намекать, но когда-нибудь не выдержит и нападет.

Неожиданно оказалось, что Чаплин был к бою готов. Ну, почти готов. Вероятно, он и сам не знал заранее.

Да, так что же такое грандиозное Я? Это очень просто. Существует много причин, из-за которых у человека не формируется нормальная структура личности. Если имеет место так называемое нарциссическое расстройство, то вместо нормальной личности формируется некая маска — правда, не скрывающая за собой никакого лица, за ней уже сразу начинается внутренность черепа. Эта маска и называется грандиозным Я. Она очень величественная и для своего поддержания требует поклонения. Вся деятельность нарциссической личности имеет только одну эту цель — лелеять свой собственный культ. Все прочие цели, которые этой личностью заявляются, суть на самом деле средства, а потому и работа над ними показушная. Заявляется какая угодно цель, но реально будет делаться только то, что позволит показать себя самым главным и самым лучшим.

Нарциссизм, как и опухоль, может быть доброкачественным или злокачественным. Это зависит от того, чем именно цементируется грандиозное Я. В случае злокачественного нарциссизма оно цементируется агрессией. В обычном режиме функционирования нарциссической личности агрессия проявляется прямо (но тогда бывает трудно определить ее природу, т. к. существует слишком много разных причин агрессивного поведения), но также и в виде стремления к абсолютному контролю — не просто подчинению, а даже порабощению себе всего и вся, до чего удается дотянуться.

Но самое интересное начинается, когда какое-нибудь внешнее воздействие протыкает нарциссу его грандиозное Я. Агрессивная реакция его тут зашкаливает. Отсюда такая брутальность в обращении с еще недавно даже самыми заслуженными сотрудниками. Отсюда же такая необычная реакция на богослужение Pussy Riot, которую нельзя объяснить простым отсутствием самоиронии или чувства юмора как такового.

По тому, в какие именно стороны фонтанирует агрессия из дырки, проткнутой в грандиозном Я, различаются несколько типов злокачественного нарциссизма. В любом случае то, что при этом происходит с нарциссической личностью, называется регрессией, то есть откатом от ее привычного адаптированного состояния в неадаптированное. Параноидная регрессия, которая относится к нашему случаю, состоит в том, что разрушение грандиозного Я вызывает параноидные страхи, а одним из механизмов возбуждения параноидных страхов является параноидная зависть. Параноидная зависть, в отличие от обычной, — это когда, увидев «второе солнце на одном небе», нарцисс воспринимает это конспирологически — как покушение на свою жизнь: своя собственная зависть субъективно воспринимается нарциссом как сигнал о смертельной опасности со стороны объекта зависти. Поэтому объект зависти необходимо уничтожить просто ради самосохранения (так что у Чаплина шансов не было).

Параноидный страх — это ужасное состояние, которое невозможно сравнить с опытом тех, кто попадал в страшные ситуации, но реагировал на них тем, что боялся просто или даже панически, но не параноидно. Такие страхи, способные достигать бесконечной силы и убедительности, вызываются собственной агрессией, которой так много, что очень значительная ее часть не успевает выплеснуться наружу открыто, а остается внутри, но приписывается воображаемым источникам опасности (в частности, объектам зависти).

В отличие от реальных опасностей, воображаемые не имеют никаких ограничений в своем размахе. Так у человека, который, вообще говоря, не является психотиком, возникают периоды, когда он испытывает то же самое, что психотик при той или иной, малой или великой, степени обострения параноидного бреда. Иногда и до галлюцинаций может дойти. В отличие от настоящего параноика, такой человек через некоторое время опять вернется в форму — без всяких очень специальных лекарств.

Теперь, по-хорошему, надо бы заканчивать статью, так как содержание дальнейших сезонов сериала «Чаплин и нарцисс» можно набросать в полуавтоматическом режиме. Но, раз обещал, напишу последний раздел специально для ленивых читателей.

3. Правильный прогноз, неразумный

Чаплин старается обсуждать публично свои стратегические цели по изменению РПЦ МП, но не очень обсуждает тактические, особенно ближайшие из них. Но вполне очевидно, что это смена патриархийной верхушки, начиная с патриарха. По мнению не только о. Чаплина, но и о. Кураева и всех вообще оппозиционеров внутри РПЦ МП, это невозможно без участия государственной власти. Все они в какой-то мере к ней и взывают, но… С этого места и начинается все планирование операций: все понимают, что разумные аргументы в адрес властей нужны исключительно в ритуальных целях. Они могут быть и будут услышаны властью только тогда, когда у власти не останется выбора. Поэтому с практической стороны задача сводится к тому, чтобы сделать нынешнее патриаршее управление непереносимым не для попов и народа, а для властей.

Для этого достаточно только двух условий: во-первых, разрушения тех коммуникаций между верхушкой патриархии и высшими чиновниками, по которым информация из патриархии транслируется в очеловеченной интерпретации; во-вторых, как можно более бурная деятельность главы РПЦ МП (имеет значение только ее интенсивность, а не содержание, т. к. содержание всегда одинаковое).

Что касается первого условия, то после отставки прот. Вигилянского из патриарших спикеров (по итогам гундяевских скандалов 2012 года) и так уже оставался почти что один о. Чаплин. Есть такие сведения, что сейчас в высшем руководстве РПЦ МП остается приблизительно один человек, способный к поддержанию подобных коммуникаций, и это фигура почти совсем непубличная и тщательно избегающая становиться вторым солнцем на патриархийном небосклоне.

Что касается второго условия, то его параметры очень чувствительны к регуляции извне, особенно в модусе параноидных страхов.

Отец Чаплин — единственный из всех нынешних пенсионеров-оппозиционеров внутри РПЦ МП, для которого регулирующие параметры обоих условий — музыкальный инструмент, на котором он умеет играть почти любые мелодии.

Сейчас, правда, он занят ознакомлением с другими инструментами — новой для него и поэтому увлекательной публичной оппозиционной политики. Но он уже понимает, что для революции в РПЦ МП под популистскими лозунгами ситуация не созрела и вряд ли когда-нибудь созреет. Он любит популистские лозунги не за это. Ведь, если ты хочешь что-то делать в обществе, ты должен придумать сам, как должна тебя классифицировать ленивая и нелюбопытная публика. Поэтому неплохо стать оппозиционером — человеком, который говорит одобряемые в обществе и несбыточные идеологические штампы. Это как бизнес нужен разведчику в качестве «зонтика». Вот так и отец Чаплин: невинное собирание народных армий для революции в патриархии — прикрытие для настоящей деятельности, партизанской.

Скромные по численности, но вооруженные до зубов инсайдерской информацией чаплинские партизанские отряды будут невидимо атаковать коммуникации неприятельского штаба и провоцировать сам штаб на спонтанные и как можно более резкие бросания из стороны в сторону.

Вершиною мастерства тут было бы создание «невидимых Pussy Riot» — невидимых обществу воздействий на воображение объекта, вызывающих у него столь же интенсивные реакции в общественной сфере. Настоящая интрига сейчас именно в этом: поднимется ли о. Чаплин до абсолютных вершин художественного мастерства партизанской игры.

Комментировать Всего 4 комментария

интересное фэнтази....триллер просто...однако, выражу предположение, что внутренняя реальность отца Чаплина все же опирается на религиозные ценности православного священнослужителя.....выкарабкается, отмолит...