Все записи
19:01  /  18.04.16

22849просмотров

Весна антигундяйства

+T -
Поделиться:

Поехали!

Прошло всего лишь два месяца со времени гаванских лобзаний патриарха Гундяева и папы Франциска, а РПЦ уже превратилась в полигон для увлекательного эксперимента. Люди учатся жить в РПЦ, но без патриарха вообще.

Два месяца назад почти никто из них не знал, что такое возможно. А теперь это целые приходы, монастыри на территории России и очень религиозной Молдавии и даже что-то вроде одной епархии (викариатство) в Украине. В Украине движение возглавил именно тот украинский епископ РПЦ, который имеет репутацию приличного человека (то есть не имеющего жены того или особенно не того пола). И все только начинается: движение развивается со скоростью лесного пожара.

Две конференции с четырьмя и более сотнями участников, прошедшие одна за другой в Петербурге и Москве уже в марте, выстроили структуру движения на новом уровне. Теперь ему можно брать следующие рубежи, и оно их возьмет.

Какова конкретно идеология нового движения — это интересно тем, кому важны внутренние дела РПЦ. Гораздо важнее сама модель русской церковной жизни без патриарха. Антигундяевцы сами не очень понимают, что они уже в ней.

Они думают, что в их РПЦ всего лишь по факту нет патриарха (Гундяев — не настоящий). Теоретически они не прочь порассуждать, как бы избрать нового. Но практически им приходится думать, как жить, когда нового патриарха избрать нельзя.

И они уже многое придумали или позаимствовали из опыта других юрисдикций.

Их главный тезис: «Никакого раскола!» Мол, если епископы изменяют православию, то пусть уходят из РПЦ епископы, а не мы. А мы будем по-прежнему служить и молиться, но пользоваться только теми священнослужителями, которые пошли с нами.

Для Украины и Молдавии вполне перспективная стратегия уже сама по себе, но в России она влечет проблемы с недвижимостью, то есть потерю церковных зданий. Такова специфика российского законодательства, а, главное, действующего в России устава РПЦ.

Этот устав делает всю собственность прихода собственностью не людей, а епархии — централизованной религиозной организации. Епархия и патриархия в РФ имеют собственный статус юридического лица. В Украине этого нет, как не было в СССР. Если государство не собирается вмешиваться в жизнь религиозных объединений, то оно не должно замечать юридически те структуры, которые создаются объединениями общин, так как это их внутреннее религиозное дело. Для государства должны существовать только местные религиозные организации. У нас тоже так будет, когда РФ станет светским государством не только по Конституции. Но пока это не так, движение антигундяевцев обречено терять храмы.

Ресурсы развития

Оно к этому готово. Для начала антигундяевцы пытаются строить храмы на частных территориях и оборудовать храмы в частных домах. Для того чтобы сохранить, развить, укрепить костяк движения — активных людей, которые поведут за собой остальных, — этого вполне хватит. А дальше можно думать о том, как прибирать к рукам остальные храмы — «гундяевские».

Можно предсказать такую примерно тактику. Где-то в «гундяевских» храмах России перестают поминать за богослужением Гундяева. Местный архиерей в таком случае будет обязан сменить священника — но это только в том случае, если он будет по-прежнему больше бояться центра, нежели местных светских властей. А это вряд ли. Прошли те времена.

Мотивировать местные власти «рекомендовать» епархиальному архиерею не вмешиваться в дела мятежного храма могут люди своей общественной активностью — от неформальных переговоров с чиновниками (например, через бизнес; я тут не намекаю на какие-то особые взятки, а лишь на использование устоявшихся коррупционных связей) до разрешенных и не очень митингов и пикетов. Во многих случаях организаторы подобных митингов могут заранее установить взаимопонимание с местным ФСБ: очень вероятно, что именно в данной епархии тонны оперативной информации относительно местной верхушки РПЦ давно уже лежат на нервах местных эфэсбэшников труднопереносимым грузом. Обычно люди, даже нынешние лидеры антигундяевского движения в РПЦ, недооценивают, насколько иная оперативная съемка может поразить воображение человека, если он не имеет специального образования в области парафилий и психопатий, а является, к примеру, простым подполковником ФСБ.

Присущая обычным людям (даже работающим в ФСБ и, например, госчиновникам, если они из военных) нежность душевной организации — это огромный ресурс антигундяевского движения, на который диакон Кураев и готовящееся к триумфальному возвращению в Россию дело священника Грозовского только едва начали намекать.

РПЦ в борьбе за светское государство

Ну, хорошо: предположим, через несколько лет мы получим под общей франшизой «РПЦ» множество в разной степени интегрированных с московским центром религиозных организаций. Часть их будет в резкой оппозиции московскому патриарху, а все остальные — с разной степенью лояльности ему, от очень малой до очень большой. Да, понятно, что это приведет к фактической децентрализации РПЦ. Понятно также, что это создаст предпосылки к ее развалу даже в качестве экономической франшизы на рынке ритуальных услуг. Но почему все это должно интересовать кого-либо, помимо тех, кто потребляет ритуальные услуги РПЦ? Ведь даже на взгляд рядового потребителя ритуальных услуг ничего серьезного не изменится: им будут предлагать те же самые ритуалы и те же самые свечки.

Ответ тут очень простой: эти процессы должны интересовать всех тех, кто хочет создания в России светского государства.

Многие из таких антиклерикально настроенных людей именно в области религии перестают понимать простейшую вещь, прекрасно известную им из жизни. В жизни они хорошо знают, что, например, сохранение их личного имущества зависит от наличия соответствующих статей в Уголовном кодексе и работы правоохранительных органов лишь отчасти. Вряд ли все это поможет, если они сами будут оставлять свои ценные вещи без присмотра. Есть пословица: «Плохо не клади — в грех вора не вводи».

Массовое православие тоже не должно лежать в обществе «плохо», дабы не вводить госчиновников в грех нарушения Конституции.

Оно не должно иметь свойства неформального и даже формального офшора и должно всегда «простреливаться» любыми проверками. Если неизбежно, что православие, ориентированное на рядовых потребителей ритуальных услуг, должно быть массовым, то тогда оно не должно быть монолитным. Нельзя допускать монополизации этого рынка.

Государство может реально быть светским только тогда, когда эта светскость будет иметь под собой экономическое основание. Сейчас в РФ все не так: экономическое основание — монополия на рынке религиозных услуг — принадлежит религиозной организации, которая уже в силу этого обречена становиться монопольным игроком также и на идеологическом рынке и получает исключительную привлекательность в коррупционном отношении (кстати: вот уже и тут созрели до предъявления публике первые уголовные дела).

Разбить нынешнюю монополизацию религиозного рынка созданием конкурирующих с РПЦ структур невозможно — по крайней мере, без большого государственного насилия, на которое не будет и не должно быть сил и желания. РПЦ все должна сделать сама, рассчитывая только на свои внутренние резервы. И светское общество может рассчитывать тоже только на них.

Комментировать Всего 41 комментарий

Хорошо, что имеется какая-то оппозиция. Печально, что она обсуждает имущественные проблемы, а не нравственные.

Ох-хо-хо. Когда РПЦ поймет, что нравственные вопросы, озвученные в 10-ти заповедях и проповедях Христовых, единственное, что она должна обсуждать, тогда все остальные вопросы, включая имущественные, сами отпадут. Ими ключники будут заниматься, а не епископы.

Хорошая мысль. Тогда и РПЦ должна отречься от Христа, и перейти на поклон к маммоне. Пусть Христом толстовцы занимаются.

Слабо?

так она давно именно это и сделала.

а эти ребята просто плохо поняли.

А если Вы тоже все поняли, то что же Вы все о мирском толкуете, а не о боге?

потому что я говорю о том, к чему РПЦ имеет отношение в действительности. Бог тут абсолютно ни при чем.

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Елена Кучкова

"Кому нужна эта дорога, если она не ведет к храму". Кому нужны разговоры епископа, если они не ведут к богу?

Получается, я веду этот разговор для тех, кто догадывается, что епископ, ведущий разговор не о боге, также не относится ни к какой Ц, тем более Христовой?

у каждого получается то, к чему он стремится

Выходит, Вы так хорошо говорите об имуществе РПЦ, потому что стремитесь к нему?

потому что я стремлюсь об этом поговорить.

(но я не стремлюсь давать уроки по логике; это я эксплицирую на случай, если еще непонятно).

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер, Елена Кучкова

Вы правы, с логикой у меня нелады, врачи говорят, что наследственное.

Надеюсь, Ваше стремление сбудется и появится стремление поговорить о боге.

если про Бога, то вот тут

http://www.portal-credo.ru/authors/riskzone/index.php?status=arh

Прошу прощения, не понял - это Ваши проповеди или Иоанна Кассиана? Опять же, извините, но как-то косноязычно.

уж как есть ))

там моих проповедей довольно много, не  за один год.

в этом великом посту часть из них -- посвящены Собеседованиям Иоанна Кассиана (это всегда указывается в заголовке).

Я пытался сравнивать Ваши проповеди и этот текст. Вспомнил старый анекдот, когда чукча вернулся со съезда КПСС и делится впечатлениями - "Товарищи, оказывается Карл Маркс и Фридрих Энгельс не муж и жена, а четыре совершенно разных человека.

Так и у Вас - как два разных человека - текст гораздо лучше проповедей. И проблема не в жанре. Вам надо определиться - то ли в мир вернуться, то ли в проповеди углубиться и к богу поближе быть. Извините великодушно.

Айрат, там не работает страница -- по всем ссылкам открывается только один текст. Лучше вот здесь смотреть:

http://www.portal-credo.ru/authors/riskzone/index.php?status=txt

Ольга, у меня все открылось, я посмотрел наугад - нет там бога.

Айрат, по-моему Вы пытаетесь взломать широко открытую дверь - не понимаю((.

Я пытаюсь понять, почему все служители культа, даже оппозиционные, говорят о мирском, а не о душе. Я посмотрел проповеди, но и там души не нашел. Если в церкви нет бога, то зачем нужна эта церковь.

но я не стремлюсь давать уроки по логике; это я эксплицирую на случай, если еще непонятно)

:)

Эту реплику поддерживают: Епископ Григорий Лурье

Я просто спросил у них, где Христос.

Они принесли мне список грехов.

Где мой Бог? – повторил я вопрос.

Они рассказали мне, чем я плох.

Они принесли мне 108 книг

С закладками в нужных местах.

Где же Он? – спросил я у них.

Они рассказали про страх.

Они рассказали про Рай и Ад,

Про змею и запретный плод.

А я всё спрашивал невпопад

Пока не закрыли рот.

Один сказал, что язык остёр.

Другой, что болтавший туп.

Один пошел собирать костер.

Другой Распятье у губ

Моих держал,

Чтоб целовал металл.

И когда языки занялись ввысь,

А мой замолчал.

Один сказал мне – Теперь молись.

Я же не отвечал.

Потому что уже ступил на порог

Обители из тех, что много.

Потому что из всех дорог

Только эта ведет к Богу.

Это Он рассказал мне,

Стоя рядом в огне.

Владимир Швейский, "Подражание Средневековью"

Эту реплику поддерживают: Айрат Бикташев

Текст, и правда, превосходный! Проблема лишь со «светскими услугами» – образованием, ответственностью и здравомыслием. До тех пор, пока общество не научится их производить и, паче чаяния, потреблять, РПЦ ничего не грозит. 

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Епископ Григорий Лурье

История христианской религии с ее расколами и баталиями продолжается...Только, теперь внутри православия.

По поводу раскола 1054 года Н.Бердяев сказал : " ...религиозная жизнь распалась на два опыта, на два пути...но мы должны понять различие этих опытов и победить вражду на разных путях...".

О каком воссоединении христиан в будущем может идти речь, если в пределах одной ветви христианства,  в пределах одной страны, одной епархии происходят такие "войны"? Печально все это.

О каком воссоединении христиан в будущем может идти речь

Никакое воссоединение христиан, равно как и ветвей в других религиях, невозможно. Нет в истории религий ни одного подобного примера. Возможно только мирное сосуществование или союз против общего "врага".

Печально не то, что "происходят такие "войны", а то что это битвы за тело, а не за дух. Это уже не история конфессии, а история ее конца. А история христианства продолжается в других конфессиях - последняя родилась под лозунгом реформации.

Вот о реформации и должны задуматься истинные православные.

Воссоединение возможно

Воссоединение в христианстве возможно, потому что разделение Церквей - это нарушение главного принципа христианской Церкви - ее единства.

Ваши "битвы за тело, а не за дух" - это те же "войны", только в моем изложении.  За "дух" в истории религии боролись редко. 

О чем " должны задуматься истинные православные", задача в первую очередь истинных православных, Айрат.

Татьяна, Основной принцип христианства произнёс Христос в Своей нагорной проповеди: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Матф. 7:12).

А пока не соблюдаются главные принципы, о каком единстве может идти речь.

В истории всех религий вначале идет борьба за дух, которая незаметно переходит в борьбу за материальные блага. Заплатил денежку - тебе освятят что угодно, хоть атомную бомбу, простят любые грехи. А не заплатишь - даже крестить не будут и отпевать. Это не только у православных.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

речь не может идти, пока...

В Нагорной проповеди много принципов, Айрат, и все они - главные.

Пока говорить о единстве, конечно, нет смысла. Особенно сейчас, когда в России делят епархию как в бизнесе на сферы влияния. Но до Кирилла, его предшественник Алексий, говорил об этом на международном уровне довольно часто.

Алексий, конечно, почище Гундяева, но Гундяев при нем начал разворачиваться. "Скажи, кто твой друг..."

Доверие - одна из частых ошибок общения ...и никого не " минует чаша сия"

Как-то мельчает РПЦ. И так то люди потихоньку из православия утекают по причине невнятности всего - и религиозных вопросов, и моральных, и имущественных.

А тут фактически еще и почти раскол...

те люди, которых интересует именно православие, а не свечки и куличи, получает шанс заметить, что православие -- это не РПЦ.

вот тут целый сайт об этом примерно http://www.ostrova.org/

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

О, спасибо! Не представляла, что такое есть.

Контактов общин нет конечно по понятным причинам.

А как-то их можно найти?

Все же община и священник - это важная часть жизни, я знаю людей, которые задумываются, что католичество и протестантизм ничем не хуже православия, а в чем-то и лучше, т.к. там хотя бы можно добиться ответа на свои вопросы, и не чувствовать себя частью общества милых старушек, которые как-раз за свечками и куличиками больше в церковь ходят...

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

на этом сайте нет контактов, чтобы побудить людей заглядывать в раздел Конструктор ))

в Бостоне, если Вы там, это ближе всего к http://www.thehtm.org/ -- Свято-Преображенскому монастырю, который относится к Holy Orthodox Church of North America (HOCNA). 

а сайт Острова имеет страничку в фб https://www.facebook.com/ostrova.org/?fref=ts

Эту реплику поддерживают: Алена Рева