Все записи
12:13  /  17.07.14

5959просмотров

Украинские церковные страсти

+T -
Поделиться:

На Украине недавно умер митрополит Владимир — глава одной из ее православных церквей. Той, что подчиняется Москве — так называемой УПЦ МП (две последние буквы обозначают принадлежность к Московскому патриархату). Теперь в августе, 13 числа, станет известно, кто будет его преемником. Для кого это важно? Важно ли это для тех, кто не имеет особого интереса ни к УПЦ МП, ни к украинскому православию в целом? 

Важно.

Так что там на Украине?

Церковные события на Украине — это не то же самое, что церковные события в России. В России это информация для гурманов. На Украине церковные события касаются всех политиков и просто всех. Там народ все еще принимает всерьез речи церковных лидеров: может увлечься, может возмутиться, но слушать будет. Конечно, не так, как в Грузии (где позиция местной патриархии может определить итоги выборов). Даже не так, как в Молдавии. Но все же не так, как в России, а приблизительно раз в пять посерьезнее. Это уже кое-что, и этим никто не будет пренебрегать.

Итак, чего ж нам ждать от нового украинского лидера московского православия?

Объединения с Киевским патриархатом? (Вторая крупнейшая церковь Украины — УПЦ КП). Отделения от Москвы и автокефалии? Или, напротив, жесткого промосковского курса с опорой на население юго-востока Украины? Или вообще хоть какого-нибудь курса?..

Только последний из этих вопросов хотя бы слегка задевает реальность. Прежде чем спрашивать, каким будет курс нового предстоятеля УПЦ МП, полезно выяснить, что значит «курс». «Курсом» можно назвать всякую траекторию — даже броуновского движения.

Настоящих буйных мало вообще, а в УПЦ МП они хотя и имеются, но никого из них не пустят ее возглавить. А при любом не очень буйном предстоятеле в нынешние бурные времена становится неважным, как лично он реагирует на качку церковного корабля: за какие стенки он будет хвататься и блюдами от какого повара его будет тошнить.

Уточню свою мысль менее поэтически. Весь епископат УПЦ МП разобран в личное пользование олигархическими кланами. Кланы ведут нелегкую жизнь. Их жизнь — борьба. В украинских реалиях она имеет и церковное измерение («Украина — не Россия!»). Поэтому епископам не оторваться от их постоянной загруженности в финансово-материальной сфере. Им некогда подумать самим о какой бы то ни было идеологии, да они давно уже и не умеют. Вместо этого они пользуются услугами «своих» олигархов. Но олигархам тоже некогда, и они к тому же привыкли по-хозяйски хамить попам прямо на соборах… Так вот и остается епископат УПЦ МП без всякой собственной церковной политики.

Поэтому Бог с ним, с будущим предстоятелем. Грешно сомневаться, что выберут человека достойного. Он будет вести за собой корабль УПЦ МП столь же изящно, как смотрящая с носа старинного парусника дама выдающихся форм... Важнее представить себе, куда сей корабль понесется.

Магазин церковного реквизита

Приходы УПЦ МП за пределами Юго-Востока потихоньку мелеют. Количество их до недавнего времени оставалось прежним (и самым большим среди церквей Украины), но люди из них уходят. Кто-то (многие) — в Киевский патриархат, кто-то (как бы не большим числом) — в нецерковное «просто христианство». С недавнего времени стали уходить и приходы, как вот недавно большой приход в Харькове. Этой тенденции тоже есть куда развиваться, но все же главным останется тихое «голосование ногами» самих прихожан. Приходы УПЦ МП становятся менее посещаемыми там, где им есть какая-то альтернатива. А на Украине она есть повсюду, и, видимо, УПЦ КП совершит еще дополнительные усилия, чтобы ее стало больше.

С этой тенденцией было бы бороться очень легко, если бы в УПЦ МП могли отделить «православное» от «московского». В некоторых ее приходах это и на самом деле смогли, но ценой откровенной нелояльности церковному начальству в Москве. Так, неслыханное для России дело, Московского патриарха во многих приходах УПЦ МП перестали поминать за богослужением, получив на это разрешение местных архиереев. Но такое решение — временное и только для этих приходов. Для синода или собора УПЦ МП осудить за что-нибудь московское руководство по-прежнему совершенно немыслимо. Это означало бы срубить сук, на котором они сидят, и потерять — в глазах населения и правительства — право на обособленное существование от национальной украинской церкви, УПЦ КП. Ведь все отличие «канонической» УПЦ МП от «неканонической» УПЦ КП — в этой самой подчиненности Москве. Согласно официальной идеологии УПЦ МП, распрощаться с московским начальством в одностороннем порядке было бы «неканонично».

А тем временем объяснить населению Украины не только необходимость, а хотя бы лишь допустимость церковного подчинения Москве уже невозможно. Это не моя оценка. Тут я цитирую Юрия Черноморца — известного и влиятельного, но независимого богослова из Киева, принадлежащего к УПЦ МП.

Руководство УПЦ МП оказалось в трагической ситуации, о которой давно уже сказал поэт:

Тут и в прессе есть расхождения,

И, вообще, идут толки разные...

Вот и вникните: положение

Исключительно безобразное!

Кто помнит, чем дело кончилось в этой песне Галича, тот сможет предвидеть судьбу УПЦ МП.

Церковное начальство будет и дальше уповать на своих олигархов, то есть на административный ресурс. Но свинье не до поросят, когда саму коптят. Этим олигархам надо будет доказывать свой украинский патриотизм. Антимосковскую риторику нужно будет чем-нибудь подкреплять, а чем? Ведь не бить же по живым экономическим связям? «По живому», то есть туда, где обращаются живые деньги, бить точно не будут. Тем более когда всегда под рукой целый магазин церковного реквизита с манекенами, которых не жалко, — словно специально для ритуального унижения «Москвы».

Поэтому на УПЦ МП формируется новый олигархический спрос: она нужна для церемониального битья. От нее нужно будет что-нибудь демонстративно отнимать. Для начала, например, предлагают вернуть обратно в госсобственность Почаевскую лавру, не так давно переданную в собственность УПЦ МП Януковичем. Это новые правила, по которым придется играть «верному чаду РПЦ МП» нынешнему президенту Украины Петру Порошенко.

Конечно, это битье не для того, чтобы разрушить. УПЦ МП сейчас нужна больше, чем при Януковиче. Она уникальнейший музыкальный инструмент едва формирующейся новой киевской государственной пропаганды: в нее будут бить, как в барабан, аккомпанируя собственным строевым песням про верность Украине.

Но… В состав УПЦ МП еще с советских времен шел отбор духовенства со слабыми нервами. Оно очень даже может само поорать на безответных бабушек и келейников, но оказаться внутри ударной установки для него стресс. Такое использование УПЦ МП не предусмотрено ее инструкцией по эксплуатации.

И олигархам этого не объяснишь, так как они инструкциев не читают.