Все записи
13:27  /  1.09.16

2719просмотров

Целевой провал: что не так с российским образованием?

+T -
Поделиться:

В конце августа интерес к теме образования традиционно высок. Но в этом году его подогрело и назначение нового министра образования. Г-жа Васильева, сотрудница Администрации президента, историк церкви, занятый прославлением и очищением самых мрачных эпизодов российской истории, ищущий единство российской государственности в отечественной политике от Сталина до Путина, вызвала алармистские настроения среди либеральной части общества.Многие испугались, что вместо ориентации на западные образовательные стандарты и рейтинги мы перейдем на "самообеспечение" и местные "традиции". Взамен "эффективности" нам предложат "переосмыслить то, "что у нас уже было", поскольку "Россия имеет "прекрасный опыт прошедших поколений, включая XIX и ХХ вв.", как говорит новый министр. Однако зацикленность на фигуре министра и его личных взглядах свидетельствует об одном — в России отсутствует государственная образовательная политика и стратегия в области образования. Ведь стратегия подразумевает наличие четко прописанных целей, индикаторов и методов их достижения.

По идее, сегодня в России действует Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, которая определяет цель на ближайшие 4 года как "обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала". Программа, говорится в документе, позволит "существенно повысить конкурентоспособность личности, образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства".То есть, если бы программа эта была основой реальной образовательной политики, пугались ли бы мы так сильно назначения того или иного исполнителя? И что бы в этих условиях значили постоянно сменяющиеся и противоречивые сигналы "сверху": то про дистанционное образование, то про единые учебники и религию в школе и в вузах? При "ручном режиме" и нынешней политической горячке любые внятные образовательные стратегии теряют всякий смысл. Очевидно, что в современной России стратегический документ живет своей жизнью, а образовательная политика - своей. По крайней мере от поворота в сторону "местных традиций" и православию он нас не застрахует, потому что по сути никогда до сих пор и не выполнялся в полном объеме.

Попытки модернизировать российское образование и повысить его международный престиж все это время осуществлялись параллельно с охотой на "иностранных агентов", жертвой которой стал фонд поддержки и развития российской фундаментальной науки "Династия", усилением контроля над школами и университетами, реформой РАН, фантастическими сокращениями бюджетных расходов. Но к сожалению, стратегическая неопределенность не имеет ничего общего с эффективным управлением образованием! В образовании невозможны и опасны непредсказуемые изменения, оно не может служить подпоркой для сиюминутной политической линии. Цели образования и текущие цели "большой политики" не должны полностью совпадать (хотя их полное разведение представляется утопичным).

Образование – это не просто техническая процедура прививания знаний и навыков — это сфера, которая определяет развитие общества и страны на долгие годы вперед. И грамотная образовательная политика всегда базируется на видении будущего, которое разделяет существенная часть общества и те, кто принимает политические решения. И вот тут и кроется корень проблемы. Есть ли у людей, которые сегодня определяют нашу политику, хоть какая-то реалистичная стратегия развития страны? Не абстрактные лубочные картинки про самобытность и верность традициям, в само наличие которых верится с трудом, а продуманное и рациональное представление о векторе развития государства и общества? Отсутствие дискуссий и открытости в образовательной системе говорят о том, что нынешнее руководство страны и министерства слаженно оберегают не некие ценные идеи, которые пострадают от их обсуждения, а идейную пустоту.

Понимают ли власти предержащие, на какой экономике будет базироваться наше государство через 10, 20, 30 лет? И какие граждане будут реализовывать эту экономическую модель? Очевидно, что сырьевая модель, от которой открещивается даже Владимир Путин, не сможет сделать нас независимым от мировой конъюнктуры и конкурентоспособным государством (если мы, конечно, хотим им стать). Но никакой другой картинки в голове у нынешних элит просто нет. По крайней мере, все их действия, что в области образования, что в других сферах, говорят в пользу этого тезиса.

Для того чтобы Россия в самом деле стала конкурентоспособным государством, в ней должна появиться конкурентоспособная экономика. А конкурентоспособная экономика в современном мире базируется на человеке: пять ведущих компаний мира — это компании, «созданные в гараже». Условием развития такой экономики, с одной стороны, является политическая система, основанная на принципах демократии и самостоятельности человека, а с другой — креативный, свободный, ответственный гражданин, воспитать которого может только та образовательная система, где эта цель не просто значится в документах, а ясно осознается всеми участниками образовательного процесса.

 

Новости наших партнеров