Все записи
21:52  /  19.07.21

163просмотра

Фестиваль классической музыки в Юрмале!

+T -
Поделиться:

Фестиваль классической музыки в Юрмале  - это что-то совсем новое, и широкой публике пока неизвестное. В этом году он проводится 2-й раз.

По идее  2-й раз должен был быть в прошлом году, но по понятным причинам был перенесен.

В этом, 2021 году, организаторы фестиваля решили, что больше откладывать нельзя.

Фестиваль открылся в назначенные сроки и имеет – пока! - огромный успех.

Но при  этом все было не просто. И прежде чем рассказать о моих музыкальных впечатлениях расскажу некоторую предысторию  уже состоявшихся концертов.

Сразу скажу, что это уже опубликованная информация, никакого особого «инсайда» у меня нет…

***

Итак, конечно, Открытие Фестиваля планировалось заранее, за много месяцев. были приглашены дирижер и солисты, а  в качестве оркестра был выбран Оркестр Баварского Радио, очень известный, выдающийся коллектив, руководителями которого в разное время были такие великие маэстро как Колин Дэвис и Лорин Маазель, а с 2003 года по 2019 год, то есть целые 16 лет, до самой своей смерти,  этим оркестром  руководил наш дирижер, великий музыкант Марис Янсонс. ( Кстати с 2023 года этот оркестр возглавит великий Саймон Рэттл).

 

Я приношу свои извинения, что называю Мариса «нашим».

Нет, конечно, он был официально латыш, и родился в Риге, как и положено. Правда, родился он в 1943 году, когда еще была немецкая оккупация, и его мама, оперная певица Ида Блюменфельд полтора года прятала его от гитлеровцев, почти до окончания войны. Все его родственники по материнской линии были уничтожены в Рижском гетто.

Так что с галахической точки зрения он был, безусловно, евреем.

Но его отец был, конечно, латышом, и одним из самых выдающихся латышей-музыкантов. До сих пор в фойе зала «Дзинтари» что находится на побережье Балтийского моря в Юрмале,  стоит мощная огромная статуя Арвида Янсонса, великого музыканта и дирижера (кстати почему она не стоит на улице, где нибудь у входа в зал  - ума не приложу. Очевидно, это дело будущего).

Но при этом Мариса Янсонса, так же как и его отца, вполне можно назвать российским музыкантом и дирижером.

Уже в 1952 году Мравинский пригласил Арвида Янсонса в Ленинград, и он стал вторым дирижером этого замечательного оркестра, единственного оркестра в СССР, который имел наименование «заслуженный коллектив республики». Естественно вся семья переехала в Ленинград, и именно там сформировался и созрел великий дирижер Марис Янсонс.

Я бы мог еще много рассказывать о Марисе. Судьба подарила мне счастье быть с ним знакомым, еще в Питере, где я учился в аспирантуре, мы несколько раз встречались за одним столом, а потом встречались и в Москве, и в Нью-Йорке. Не буду врать, что мы были близкие друзья. Но он меня узнавал, интересовался, как дела и что нового.

А я всегда восхищался его искусством. Его удивительным дирижированием, его musicianship, пониманием, и его безукоризненной чистотой и преданностью своей богине -  МУЗЫКЕ.

* * *

Наверное, вы спросите, почему я так долго говорю о Марисе Янсонсе, и никак не перейду к рассказу о концертах Фестиваля «Рига-Юрмала», где Марис Янсонс, умерший 2 года назад, никак не мог участвовать?

А он участвовал, да еще как.

Сейчас расскажу.

 

Дело в том, что Оркестр Баварского радио, о котором я рассказывал выше, и который должен был стать основным участником первого уик-энда, неожиданно получил приказ (уж не знаю кто у них там начальник, то ли Радио, то ли ТВ, или просто Дирекция) что ехать в Латвию запрещено.

 Причина: Ковид!

Не буду вдаваться в подробности, какие были цифры в это время, но в Баварии жесткие законы: нет и все.

Понятное дело, это был сильный удар, и по Фестивалю, и по оркестру. Когда это случилось, все именитые оркестры уже были расписаны и так сказать «забуканы». Искать новый оркестр было невозможно, менять дирижера и солистов нереально. В мире звезд классической музыки все планируется за годы, и никакие мгновенные замены невозможны.

И тут случилось чудо.

Оказалось, что концертмейстер оркестра, великолепный музыкант Томас Райф дружил с Марисом Янсонсом. Дружил по-настоящему, долгие годы, их связывало не только совместное музицирование, но и сердечные, добрые отношения.

И вот этот Томас решает, что фестиваль в Риге родном городе Мариса, срывать нельзя.

И он начинает буквально партизанское движение среди своих коллег-музыкантов, под лозунгом: мы должны поехать в Ригу!

После долгих уговоров и переговоров 60 музыкантов откликнулись на его призыв. Что действительно было чудом: ослушаться начальства в Баварии  очень опасно. Остальных набрали по всей Германии, создали доселе не существовавший оркестр под названием «Фестивальный оркестр Мариса Янсонса» буквально в последние дни перед поездкой порепетировали – маэстро Гардинер выкроил для этого время – и фестиваль Рига-Юрмала был спасен…

 

Я расскажу о тех концертах, на которых нам с Ирэной, моей женой, довелось быть.

Но прежде я хочу сказать, какие лица были у этих музыкантов. Да, во имя музыки, во имя фестиваля, и в память о своем многолетнем руководителе Марисе Янсонсе, они не побоялись ни Ковида, ни гнева начальства, и на их лицах была печать вдохновения и высшего смысла.

Браво, прекрасные музыканты!

 

***

Фестиваль начался вечером 16 июля 2021 года в концертном зале Дзинтари.

Как я уже сказал выше, он проводится всего 2-й раз, но уже имеет большой успех у меломанов многих стран…

Здесь много гостей из разных уголков Европы - Германии, Швеции, Финляндии, Великобритании. Как ни странно, практически совсем нет россиян, очевидно, из-за ковидных запретов.

Но много русскоговорящих людей из Риги, самой Юрмалы, а так же из Литвы и Эстонии.

 Надо сказать, что фестиваль действительно заслуживает внимания любителей музыки со всего мира, и уверенно завоевывает свой авторитет. Сами посудите - в программе Фестиваля дирижеры Джон Элиот Гардинер, Юрий Темирканов, Дэниел Хардинг и Андрис Нелсон, певцы Матиас Гёрне, Рене Флеминг и Брин Терфель, пианисты Михаил Плетнев, Александр Канторов, Юджа Ванг, Андраш Шифф и Аркадий Володось, виолончелист Миша Майский.., о чем еще можно мечтать в наше пандемийное время.

Это я назвал имена только звезд… Но есть еще множество более молодых и менее известных музыкантов, но это, как считается, «восходящие звезды».

***

Стоит пояснить, что модель фестиваля придумана необычная. Он происходит только по уик-эндам… и это правильная модель для таких городов как Рига… Ведь все живут или в часе езды на машине, или в часе авиаперелета. И все с удовольствием приезжают-прилетают, и с удовольствием проводят  уик-энд на чудесном берегу теплого Балтийского моря ( я не оговорился: в этом году температура морской воды +24! Такого никогда не бывало!)

 

Надо отдать должное устроителям: с эпидемиологическим контролем здесь все очень строго,  при входе проверяют паспорта и «ковидпассы» европейского образца… при мне несколько нарядных пар были отправлены домой…

***

Концерт Открытия Фестиваля прошёл при полном аншлаге.., несмотря на жуткую жару - небывалая в этой зоне температура под 30 градусов держалась уже неделю.., но народ был наряден, чутко слушал (правда хлопали между частями, но что поделать - курортный сезон!)

 

Сэр Джон Элиот Гардинер показал себя как музыкант экстра-класса, собственно, как и всегда. Чаще всего его помнят как блистательного исполнителя барочной и ещё более ранней музыки, но тут он играл классика Моцарта и романтика Шумана. И это было прекрасно!

 

А концерт Моцарта номер 20, ре-минор, играла американская пианистка Yuja Wang, - (в русской транскрипции Юйдзя Ван, хотя я бы лучше сказал Юджа Ван) хорошо известная в России… Ее Моцарт был изящен, порой чрезмерно сентиментален - во 2й части, порой суховат - в Финале. Но на бис она  превосходно и обаятельно сыграла Мендельсона и Шуберта, а также свою коронку - некую псевдо-импровизацию на тему "Rondo Alla Turca", которую сочинил Аркадий Володось.  Это вызвало в зале экстатический восторг! (все наверняка видели этот номер на YouTube, а люди любят знакомое, особенно курортники…).

Во втором отделение была 2я симфония Шумана. Это не совсем обычная симфония 19 века, в ней вторая часть Скерцо, а 3я – Адажио, а не наоборот, как обычно. В ней много лейттем, и вообще много суггестивной,  серьезной, очень серьезной музыки.

Однако публика выдержала все это с легкостью, а в конце после Симфонии  устроили долгую стоячую овацию!

На бис оркестр повторил 2-ю часть Симфонии “Scherzo” в два раза быстрее, чем в первый раз…

Это было забавно… и здорово!

 

Короче, Фестиваль  начался с блеском. Толпа была довольна, и поглощала музыку с жадностью…

 

На следующий день был Lieder Abend великого немецкого певца Маттиаса Гёрне, которого справедливо считают продолжателем дела незабвенного Фишера-Дискау.

Я помню концерт Гёрне лет 5 назад в Москве, в Доме музыки, когда он пел «Зимний путь»  Шуберта, поставленный замечательным южноафриканским режиссером и художником Уильямом Кентриджем. (я видел несколько его постановок в Метрополитен-опере.)

 Герне и в Риге пел замечательно,  в программе ожидаемо были, Шуберт, Шуман и Брамс.

 А потом, в воскресный день, вечером, завершая 1й уикэнд  Фестиваля, на сцену опять вышел Фестивальный оркестр имени Мариса Янсонса, и дирижер Джон Элиот Гардинер. В программе была романтика – фортепианный концерт Шумана, и 1я симфония Брамса.

Солистом в концерте Шумана был суперзвезда современного пианизма, 67 летний артист экстра-класса, венгр по происхождению живущий в Швейцарии, британский подданный сэр Андраш Шифф.

Этот удивительный музыкант уже долгие годы  являет собой пример великого мастерства и преданности великой музыке. Он почти никогда не играет музыку авангарда, музыку модерна, пожалуй последним по времени жизни композитором, которого он исполняет  является Барток, его соотечественник, умерший в 1945 году.

 После этой даты Шифф никакую музыку, очевидно, не признает. Но зато он записал все прелюдии и фуги Баха, все сонаты Бетховена, и много еще таких же полных комплектов.

Он человек невысокого роста, с тихим голосом, и мягкой походкой, но когда он начинает играть, то перед нами рождается целый мир.

Концерт Шумана – технически несложный концерт, сейчас его в состоянии сыграть ученик 8 класса музыкальной школы, - но сколько там всего заложено! И интерпретация Шиффа была высшего класса, и мудрость, и праздничность, даже безумие Шумана  проступали  под пальцами этого человека.

На бис он сыграл «Интермеццо» Брамса. Сыграл тихо, печально… и волшебно…

***

Ну а потом была 1-я  симфония Брамса. Великая музыка, великая симфония, написанная композитором, уже не очень молодым, в 44 года, и над которой он работал около 15 лет.

 Ее не зря называли 10-й симфонией Бетховена – во первых потому что она очень большая, крупная, мощная симфония, никто такого не писал со времени смерти Бетховена.

Ну и конечно, нельзя не заметить, что главная тема Финала этой симфонии явно напоминает «Оду к Радости» из 9-й симфонии великого Людвига. Но это сразу заметно, и Брамс совершенно этого не стеснялся, а наоборот, если кто-то ему говорил об этом, он отвечал: «Ну, это и дураку заметно…»…

Конечно ни о каком плагиате здесь не может быть и речи, скорее это дань уважения своему великому предшественнику, своего рода tribute…

 

Концерт получился на славу.

Не было никакой пошлости и гламура, никаких ненужных комментариев и конферанса, все было очень по европейски, дух «Новой Волны» и «КВНа», проходивших в этих стенах, кажется, был полностью вычищен.

Через уикэнд будет следующая Фестивальная программа. Ожидаются дирижер Юрий Темирканов со своим Петербургским «заслуженным коллективом», виолончелист Миша Майский, Михаил Плетнев, Рене Капюсон, и Аркадий Володось.

Ждем с нетерпением!

 

Браво, Фестиваль Рига-Юрмала! И тем, кто это придумал и воплотил это в жизнь!