Все записи
00:43  /  2.02.15

6873просмотра

Закрытый показ "Левиафана"

+T -
Поделиться:

Дождалась официального показа фильма «Левиафан». Рада, что посмотрела на большом экране. Всячески сопротивляясь, вложенному в сознание массовой истерией смыслу и значению картины, а также его определению - «чернуха», я шла от метро против сильного ветра, наперекор снегу с дождём в лицо, переставляя ноги по наледи в сторону кинотеатра чисто интуитивно, но с решимостью Зои Космодемьянской.

 Перед показом.

Никогда не была в Иллюзионе, хоть он и существует с 1966 года. Оказывается, знаковое место – до сих пор крутят старый репертуар из золотого фонда кинематографа, но и новых фильмов хватает.

Перед входом жмутся курящие девушки без верхней одежды. Через двадцать минут я окажусь в аналогичном положении, потому что гардероб кинотеатра находится в подвале, куда лишний раз спускаться не удобно. Пуховик на крючок, номерок в сумку, вверх по лестнице в фойе и к бару.

- Дайте, пожалуйста, бутылку негазированной воды, американо и шоколадку с фундуком.

- С вас 140 рублей.

- Всего-то?

- Вода и кофе бесплатно.

- Аааа… Приятно, спасибо.

Рядом с баром дегустация какого-то виски, решила, что обойдусь. Хочется посмотреть «Левиафан» трезвым взглядом.

Аккуратно протискиваюсь через толпу стильных интеллигентов вперемешку с гламурного вида богемой. Стараюсь раствориться в своей обычной черной водолазке и в классических брюках с такой же характеристикой, но выходит, что наоборот, выделяюсь.

Неодобрительные взгляды загорелых девушек с фигурно выщипанными бровями и ювелирно точно накрашенными губами задерживаются на мне ровно до того момента, когда я это замечаю, а потом незамедлительно и с презрением отводятся.

Взгляды мужчин в очках с роговой оправой, в хипстерских клетчатых пиджаках приталенных моделей или в свитерах толстой вязки, видно, что дорогих, но стремящихся к естественности, а не вычурности, содержат в себе, скорее человеческое любопытство, чем мужской интерес.

Мне показалось не честным наряжаться на это мероприятие ярко или как-то по-особенному, хотелось увидеть Левиафан не только в трезвом уме, но также и максимально не подверженной искусственным ценностям.

Высокие потолки, подпертые колоннами с лепниной, сверкающие массивные люстры, кожаные диваны и светлый полированный рояль. Официанты снуют с подносами, на которых мини-бутербродики с колбасой и солёной сельдью. Бутербродики популярностью не пользуются, зато маленькие пирожки идут на ура – избирательный гастрономический патриотизм.

Гул красивой толпы с периодически узнаваемыми медийными лицами, гул, который делится своим весомым мнением обо всём на свете и не даёт пробиться сквозь себя музыкальной импровизации Николы Мельникова. Пианист, пока его пальцы машинально бегают по клавишам, явно скучает. По большей части публика из тех, кто настолько пытается мимикрировать под высший свет, что невольно переигрывает. В такой обстановке ждать показа, до которого остаётся полчаса, тяжело. Несмотря на «раздетость» и холод, на улице комфортнее. Пока курю, вспоминаю другой показ – «Кино про Алексеева», на котором публика вели себя попроще. Вспомнила и         Д. Быкова, который пришёл туда в помятом плащике и с пакетом из супермаркета. Сразу видно, заехал по пути, специально не готовился. Зашел, без ломаний дал интервью, скрылся в уголке и стал выуживать из своего пакетика виноградинки, тихо посмеиваясь в усы над тусовкой, попивающей бесплатное вино в изысканной манере. Здесь же позёрство и снобизм. Почти сразу как я возвращаюсь с перекура, звенит звонок. О, счастье.

Зал заполняется минут десять. За это время я успеваю подслушать рассказ о буднях престарелого мужчины, который всеми силами пытается казаться молодым. Сережка в левом ухе, обесцвеченные волосы со следами геля и формой намеренной, основательно зафиксированной растрепанности.  Я не слушаю специально, но то, что долетает, вызывает отвращение: «Представляете, я спал на циновке – невообразимый опыт, …да, это был обычный деревенский дом, натуральная еда, они же вегетарианцы – чечевица прекрасна! …а по утрам йога – о, это много лучше психотерапевта, уверяю вас; …я ещё немного понаблюдаю за ситуацией в стране и уеду куда-нибудь, может, в Мадейру…»   Манерность, самолюбование. Ох, дяденька, есть кое-что получше психотерапии и йоги, например, ежедневная разминка с шести утра на огороде с лопатой – ах, не романтично, не по статусу? Ну, извините. Я аж заерзала от нетерпимости, но сама же виновата, могла бы и не приходить. 

Зал заполнился. Входят две девушки, или женщины, притворяющиеся девушками, я уже не могу понять, кто меня окружает. Заходят они в своих кожаных штанах, шелковых переливчатых блузах оригинального дизайнерского покроя и надувают и накачанные губки, потому что свободных кресел уже не осталось. Специально для таких опоздавших и обделенных защитой мягкой обивки своего седалищного нерва предусмотрены небольшие, но зато «новые и чистые» (по заверению организаторов) подушечки на широких ступенях лестницы по обе стороны от рядов. Девушек такая перспектива почему-то не привлекает. По пути к выходу, им всё-таки удаётся потеснить верхний ряд и остаться на сеанс просвещения.

Медленно гаснет свет, на экране проступает жизнеутверждающая надпись: при поддержке Министерства Культуры РФ.

 Фильм.

Два с половиной часа. Покусанные губы, измятые пальцы рук, оцепенение зрителей и возвращение в реальность сначала неуверенными, а потом громкими аплодисментами. На сцену выходит режиссер Звягинцев и кинопродюссер Роднянский. Кажется, они знают всё, что услышат. Лица немного уставшие, но доброжелательные - вызывает уважение после нескольких месяцев осады и нападок ура-патриотов. С содержанием всей дискуссии можно ознакомиться здесь: http://snob.ru/selected/entry/87155.

А вот то, что расшифровщики смогли выудить из моей сбивчивой и эмоциональной речи, рада, что им удалось вычленить суть: «Где вы увидели чернуху? Светит солнце! Дети сидят в своем шалашике и курят тайком. Меня после фильма пробило на слезу не потому, что вы показали что-то невероятное, чернуху, а потому, что, оказывается, наши люди вообще не знают жизни, но всерьез обсуждают будни России. Жители нашей страны не несчастны, и герои фильма не несчастны — они живут с тем, с чем родились».

И правда, у нас тоже были сходки в своём особом месте - «на больничке», а конкретно у черного хода в морг, рядом с открытой ямой для медицинских отходов и потрохов человеческих тел. Были «свои» - выборочные «мировые предки», с которыми вместе курили и даже выпивали, их прототипом и стал киношный «дядя Коля». Были неправдоподобные трагедии в каждом доме и их фатальное совпадение в один короткий период жизни каждой семьи.

У тёти Лены сына в армию забрали, а через месяц вернули из Чечни безногий труп, а у тёти Тани рядом в это же время Валерку в тюрьму посадили за пакетик с планом. А потом муж пошел в гости, выпил рюмку, заснул за столом и больше не проснулся. А после, младший одиннадцатилетний сын (помощник, отличник, умничка) пошёл с ребятами на улицу в прятки играть. Прятались в траве, на деревьях, за скамейками, иногда перепрятывались, пока «вОда» отвлекался на других игроков. И вот этот мальчик, решив перепрятаться у противоположного от дороги двора, выскочил из под низких ветвей вишни прямо под колёса автомобиля. Перелом основания черепа, мгновенная смерть. По какому такому стечению обстоятельств за рулём оказался двоюродный брат погибшего мальчика, который ехал как раз от тёти Тани с банкой парного молока? Пока бегали за матерью, обнаружили в кармане у ребёнка сигареты и зажигалку. Забрали, спрятали. Зачем лишний раз травмировать несчастную женщину, пусть её сын навсегда останется невинным отличником.

Не слишком много времени прошло, как молодая семья с пятилетними дочками – близняшками, живущая в паре дворов от Тёти Тани, отправилась на речку жарить шашлыки. Пришли еще несколько пар, тоже с детьми. Шумно, весело, хорошо. Взрослые на берегу, дети в Зеленчуке плещутся прямо под носом. Как вышло, что одну из близняшек подхватило на мелководье и вынесло на середину реки? Как вышло, что никто, кроме сестрёнки этого не заметил? Как вышло, что не заметили исчезновение и второй, которая бросилась спасать первую? Нашли обеих через два дня в ста километрах от места отдыха. Само собой, не живых.

А семнадцатилетняя девушка Женька вместе с компанией каталась на машине, и они врезались в столб. Из семи человек погибла только она. А её отец через два года, сразу после свадьбы средней дочери, повесился на глазах восьмилетнего сына, вернувшегося из школы как раз в момент агонии. Надо ли говорить, что мальчик теперь не совсем психически здоровый подросток?

На моей памяти, это лишь малая доля происшествий, случившихся за короткий промежуток времени и в границах одного небольшого посёлка, куда я приезжала на каникулы. А таких поселков, деревень, аулов у нас на Ставрополье много. И параллельно с частыми смертями, людей сокращают на службе, люди людям изменяют, люди людей бросают, подставляют, лишают всего, а еще параллельно на глобальном уровне экономика пробуется на роль Титаника и успешно тонет, а рубли превращаются в пшики и пр.пр.пр.

Вы скажете, но это же не с одним человеком всё разом произошло или происходит, не то, что в Левиафане? А откуда вы знаете? Чего только не бывает в этом мире, и совсем не обязательно в России, вообще, везде.  Чернуха, мокруха, депрессуха. Только люди живут реальной жизнью, мирятся с потерянным и поднимаются из пепла, пока мы долго и бурно взбиваем пену вокруг одной художественной работы.

 «Левиафан»/Звягинцев - «Почтальон»/Кончаловский

Теперь, наконец, о Левиафане. Сразу предупрежу, что параллельно буду рассматривать ещё один фильм - "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского.  Снова при поддержке Министерства культуры РФ и даже с премьерой на первом канале в октябре 2014 года. Я посмотрела его, специально, чтобы противопоставить работе Звягинцева.

Левиафан показывает жизнь в глубинке на Севере России, «Почтальон» показывает её же. В обеих картинах есть главный герой – терпила, единственный, из которого не лезут черти; и окружение, грешащее, опускающееся, подлое, никчемное или недалекое.

Совпадает манера съемок – чередование великолепных пейзажей, которые останутся после нас, с доживающими свой век поселениями российской глубинки. Разница только в разновидностях акватории и ландшафта: море в Левиафане и река с преобладающей заболоченностью окрестностей – в Почтальоне.

 Здесь убогие покосившиеся домишки, и тут то же самое.

Здесь люди молчат за кухонным столом, и камера наезжает на муху, ползущую по стеклу, и там тоже, только лица и имена у людей другие, а муха, что вполне вероятно, может быть одна и та же.

Любопытно также частичное совпадение саунд-трека, как будто в насмешку тянущего голосом Натали своё: «О, Боже, какой мужчинаааа…» в обоих картинах.

Здесь поломка машины у представителя правоохранительных органов, и в Почтальоне.

У Звягинцева вседозволенность местной власти, накрытая «поляна» и у Кончаловского то же самое, только не с представителями полиции, а с генералом, прилетевшим к «поляне» на казенном вертолёте. В первом фильме покрывается беззаконие чиновников, и во втором тоже самое, только в случае браконьерства.

Здесь требуется избирательное соблюдение закона, а конкретно - с простых людей, и в другом требуют с простых и отпускают, вернее отворачиваются от грехов вышестоящих, как бы вовсе их не замечая.

И там и там мелкие сошки не желают терять свои незначительные, но рабочие места, и там и там сюжет пронизан безысходностью, варварским отношением к рядовому населению.

И там и там есть женщина рядом с главным героем, желающая себе лучшей доли, и оказывающаяся по отношению к нашим терпилам, сукой высшей степени.

И там и там несчастный мальчик с отнятой надеждой, лишенный радости полной семьи.

И там и там Москва пытается проникнуть в чужой монастырь со своим уставом: в Левиафане в виде воспитанного и подкованного юридически адвоката, в Почтальоне голосом Александра Васильева из телевизора, объявляющего свой модный приговор. Опять же, приговоры звучат в обоих фильмах в разрезе двух абсолютно разных жизней и ценностей в границах одной страны.

Совпадений много, но самое главное – то самое тяжелое чувство беспросветности, отсутствие надежды и света в конце тоннеля. Есть терпение и смирение, есть бедность и молчаливое согласие со всеми неурядицами, идущими по сюжету и предполагаемыми за кадром. Смысл итоговый один и тот же – Россия погибает. «Не все же сразу помрем» - шутит Почтальон, но помрём всё равно все – подытоживает Левиафан.

Различие только в том, что в Почтальоне не представлена клерикальная система. И это делает всё еще депрессивнее, потому что в Левиафане мы, по-крайней мере, видим надежду и просветление в глазах прихожан, когда они слушают лицемерную проповедь и верят ей, а в Почтальоне не фигурирует ни одна церковь, ни один священник, ни одного тернового куста, через который мерцают звёзды.

Так почему Левиафан так взбудоражил общественность? Россия в нём очернена? Тогда вопрос – вы что-либо ещё смотрели помимо этой кинодрамы? Несправедливость и страдания есть в любом сценарии. Значит дело не в этом? Не в том, что Россия неумытая, или пьющая, или ругающаяся матом. И это не может быть аргументами, объясняющими пену вокруг творения Звягинцева. Кстати, герои обоих фильмов, действительно, как будто вовсе не моются. Моется адвокат, элементарную гигиену соблюдают обе женщины, но главные герои только накидывают ветровку на несвежую рубашку, или натягивают камуфляжные штаны поверх одних и тех же трусов на пятое по счёту утро.

Оба фильма получили международное призвание, Левиафан – Золотой Глобус, Почтальон - «Серебряного льва Святого Марка» Венецианского кинофестиваля. Но Левиафан пошел дальше, аж в Америку, его выдвинули на Оскар, а Почтальона нет. Вокруг Почтальона не случилось такого шума, Россия не всколыхнулась, Оскаровцы не заметили этой картины, хотя посыл тот же, что и у Звягинцева.

Так кто взбил эту пену, из-за чего? Может быть такая реакция обусловлена вовсе не чернухой антуража и событий, а конкретным злодеянием –рукой режиссера, поднятой на святое, на православное? Может, основное недовольство объясняется оскорбленными чувствами верующих? И американцы поняли, что можно тренькать на этой струне и тролить нас бесконечно? Ведь просвещенный мир не верит в Бога, и умеет посмеяться вместе с режиссерами и карикатуристами над тем, на что вы, как дети, разеваете рты, слушая чудесную речь бородатого, а значит мудрого человека в золотой рясе. Там на Западе знают, что превращает нас в стадо баранов – слепая вера в старца на троне и святую троицу, а у кого-то - в Аллаха.

Мы в двадцать первом веке агностиков, почему-то продолжаем управлять собой альянсу государства и церкви.  У нас Патриарх Кирилл участвует в заседании Госдумы, комментирует политические события, и кто знает, может, регулярно заходит к высоким лицам в кабинеты и уверяет, что "любая власть от Бога"?  Зато в разрезе социальной необустроенности, Россия почему-то никого не волнует. У нас религиозные чувства в который раз оскорблены. Весь мир смотрит вперёд, а мы оборачиваемся назад и уже почти повернули обратно.

А что же с гордостью за другие вещи? С ней-то как? Не болит? Об этом здесь:  http://snob.ru/profile/28662/blog/86804

Комментировать Всего 13 комментариев

Вы удивительно много думаете о шмотках и посторонних людях в этих шмотках. После "стремящихся к естественности свитеров" и "шелковых переливчатых блуз оригинального дизайнерского покроя" я, как там у вас сказано, "аж заёрзала от нетерпимости" (вы, наверное, хотели сказать - от нетерпения, да?) и ретировалась, так и не дойдя до ваших соображений о фильме, хотя вообще-то я люблю почитать графоманию. А ваша - во всяком случае, в той части, что я осилила, - очень хороша! Перл на перле.

"Мне показалось не честным наряжаться на это мероприятие ярко или как-то по-особенному, хотелось увидеть Левиафан не только в трезвом уме, но также и максимально не подверженной искусственным ценностям" - я считаю, вы должны были прийти голой и немытой. Искуственным ценностям - бой!

"Стараюсь раствориться в своей обычной черной водолазке и в классических брюках с такой же характеристикой" - в обычной чёрной водолазке и брюках с такой же характеристикой (то бишь "обычных чёрных", если я правильно понимаю) хрен растворишься, это факт. Даже замачивание не поможет. В следующий раз попробуйте раствориться в соляной кислоте, - говорят, верняк.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Алекс Лосетт

Ах, кто это? Наталья Белюшина? Ничего себе) Что-то вас явно затронуло лично, раз вы - "Наташынька-хозяйка миня Франца" и еще более нетерпимый человек, чем я, удостоили меня своим комментарием.

Кстати, не только вы знаете, что хотите сказать, просто уясните это себе раз и навсегда. Если бы я имела в виду "нетерпение", поверьте, так бы и написала.

А графомания... Ну да, я люблю так писать - длинно, но не значит, что не умею кратко. Про "соляную кислоту" мне никто ещё не говорил, а вы, видать, кого-то основательно достали, если получаете подобные советы. Сочувствую. Может, попробовать быть попроще? 

Может, попробовать быть попроще?

И ни в коем случае не поддаваться искусственным ценностям.

Прошу прощения, мимо проходила и не удержалась.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Дааа, затронуло лично, конечно, я за бутербродики с колбасой смертельно обиделась.

"..удостоили меня своим комментарием" - да я кого только не удостаивала, старожилы подтвердят.

То есть вы реально ёрзали от нетерпимости? Ну вы прямо Гитлер какой-то. У нас за нетерпимость можно и срок получить.

"Графомания", Екатерина, не синоним "длинно". Графомания - это когда лучше бы человеку не писать, а человек пишет.

"Подобных советов" про кислоту я не получала. С чего вы это взяли вообще? На уроках химии что-то такое рассказывали - мол, растворяться надёжнее в кислотах, а не в чёрных водолазках.

"Вы удивительно много думаете о шмотках и посторонних людях в этих шмотках."

Согласна. Эта часть текста (в общем-то, почти половина!) поразила - даже как дизайнера всяких разных шмоток. Начала срочно рыться в памяти - может, с ней что-то стало?.. Я что-то упустила? А ведь была на показе! И куда только смотрела?..

Ацкий винегрет - вроде и с благими намерениями.

P.S. "Покусанные губы, измятые пальцы рук" (как следствие просмотра) - тоже сильно.

Измятые пальцы рук, аааа))) Хорошо, что я бросила читать в том месте, когда наконец начали кино крутить))

Вы, стало быть, свидетель, а возможно и соучастник. Признавайтесь, Анна, - вы "загорелая девушка с фигурно выщипанными бровями и ювелирно точно накрашенными губами"? Или не дай бог из опоздавших, "обделенных защитой мягкой обивки своего седалищного нерва"?))

И чего вы привязались к этим "измятым пальцам рук"? Кроме "аааа" есть какие-то мысли? Иногда поражаешься, насколько односторонне люди используют значения слов. К счастью, так поступают не все, а то не было бы ни художественного преувеличения, ни метафор, не было бы литературы.

Наталья, я не люблю этих игр и соревнований в острословии и остроумии. По мне, так вы просто хамка. Но тут мой муж интересуется: если мы кислоту не найдём, можно воспользоваться вашей слюной? Это, шутка, если вы опять решите воспринять всерьёз) А на тексты на мои не обращайте внимания. Вам - человеку, позиционирующему себя в качестве интеллигента, это не составит труда.

Я себя никогда "в качестве интеллигента" не позиционировала, откуда вы всё это берёте?

Моей слюной воспользоваться можно. Если вы с вашим остроумным мужем настаиваете, я на вас с вашим остроумным мужем с удовольствием наплюю. ("Это, шутка, если вы опять решите воспринять всерьёз".)

"Аааа" - это не мысль, это восторг!)))

Ну слава богу, я уж думала опять что-то не ладно будет)))

Анна, я допускаю, что мнение моё предвзятое. Возможно, я гипертрофировала. Возможно.

P.S.: Можно вопрос? Это случайно не вы начали дискуссию после показа с информации, что вы "достаточно известная личность"?

Про "достаточную известность" не стану отпираться - можете погуглить. А сей факт подчеркнула исключительно по причине того, что как раз в силу определенной медийности мое мнение для многих людей является опорным - накладывает, знаете ли, ответственность. И шла я на фильм с напутствием - "ты уж там как следует присмотрись, расскажешь!". Теперь вот приходится держать удар - защищать и "Левиафан", и свою точку зрения от ура-патриотов:  фильм честный и бесспорно талантливый.

Я вам больше скажу - и в этом месте кроется бОльшая часть моей иронии в адрес вашего текста. Вот вы жили в провинции... и через эту свою собственную призму увидели правдивость фильма - ни разу не буду спорить. А мне волею судеб довелось очень близко соприкоснуться с российским чиновничьим произволом - буквально смотреть в глаза этому самому Левиафану. Несколько лет. Все закончилось хорошо... я жива, здорова, но проходить через эти жернова врагу не пожелаю. Вот почему, Екатерина, эти ваши  растекания по древу насчет "загорелых девушек с фигурно выщипанными бровями"  да впемерешку с детскими воспоминаниями и претенциозным сравнительным анализом двух фильмов кажутся мне, по меньшей мере, страшно наивными... Ну... да это болезни роста, наверное. На самом деле, я не хотела вас обижать - удачи вам!