Все записи
11:21  /  15.01.20

2015просмотров

Когда стратегия маленьких шагов не работает

+T -
Поделиться:

Как евангелист маленьких шагов, как человек, который первым будет настаивать на аккуратном, мягком и постепенном подходе в вопросах жизненных перемен, возьму на себя ношу поговорить об обратной стороне медали. О том, когда стратегия маленьких шагов не работает.

Бывают ситуации, когда стратегия маленьких шагов может не пустить вас в большие, кардинальные перемены и, давайте не будем обходить острые углы, откровенно помешать их совершить. Именно здесь кроется одно из объяснений явления, когда человек несколько лет движется в сторону осознанных перемен, а осуществить их не может.

Марафон vs спринт

Все знают разницу между марафоном и спринтом – длительной, изнурительной осадой цели и короткой активностью на пределе возможностей. Но не все понимают, что оба этих подхода – стратегия растянутых во времени, маленьких по энергозатратам шагов и высококонцентрированный, сосредоточенный, полный максимальных вложений рывок – не подразумевают выбора только лишь на основе вашего характера, личных предпочтений и фазы Луны. Это не история про «мне ближе марафон» или «я – чистый спринтер».

Выбор инструмента диктует ситуация и цель.

Просто бывают цели, до которых можно дойти обоими путями – и резким сосредоточенным рывком, и с помощью философии маленьких шагов, но существуют и такие жизненные задачи, которые маленьких, растянутых во времени усилий не приемлют. Такие цели просто не достигаются подобным образом, оставаясь закрытыми для тех, кто не умеет делать периодических осознанных выпадов (= огромных шагов), идти на штурм, совершать предельный рывок навстречу своему видению.

Физиология шепчет

Человек не может долго находиться на пределе своих возможностей, застревать далеко от зоны своего комфорта. Подобные состояния всегда лимитированы и грозят тем, что при отсутствии должной подготовки и мер безопасности силы могут покинуть человека прямо на середине переправы.

Выпады и рывки должны быть максимально заряженными, но ограниченными во времени; позволяющими держать на них фокус и обязательно тщательно просчитанными в меру возможностей.

Сроки подобных больших шагов очень зависят от конкретной ситуации, здесь нельзя предлагать шаблон. Из известных примеров – это и 10 часов на штурм вершины Эвереста, и пару лет на построение новой жизни в известной цитате Радислава Гандапаса «призвать себя в армию на два года», которая, кстати, полностью подтверждается и моим личным опытом.

Подобный рывок – как слаженная попытка переплыть большую реку. Он должен быть максимально осознан, рассчитан настолько точно, насколько хватает понимания, и завершаться некоторой передышкой на берегу – до выбора следующей стратегии.

Вот здесь и начинается коварная путаница. Путаница, из-за которой многие, стремящиеся к личным преобразованиям, застревают в предбаннике осознанных перемен на годы: и настоящих подвижек не случилось, и по-старому жить уже невозможно.

Наш организм, оберегаемый инстинктами самосохранения, всегда против резких выпадов. Всегда. Нет такого организма, который хочет подняться на Эверест, пересечь пустыню, уволиться с нормальной работы в никуда, ограничивать себя в пище и так далее.  Организм против. У него тысячелетняя программа выживания – сохранение сил, накопление энергии, запасов, возможностей и под наши «хотелки», какими бы яркими нам они ни казались, он не перестроится. Он всегда будет сопротивляться рискованным кульбитам со своей жизнью. И никогда не будет делать поправки на личную историю.

Вывод очевиден – стратегия маленьких шагов, бесспорно, должна доминировать. В большинстве случаев мы должны выбирать постепенное, аккуратное движение, без чрезмерных вложений сил. Без критических самоограничений и резких выпадов. Медленно, но уверенно продвигаться вперед.

Проблемы начинаются ровно в тот момент, когда человек доходит до сомнительной идеи, что маленькими шагами можно решить все. Все его задачи. Без экстремального выхода за зону комфорта и без полных вложений сил. По чуть-чуть, но регулярно.

Так, да не так.

Анализируя стратегию маленьких шагов

Давайте определимся с терминами. Маленькие шаги – это маленькие действия, не в полную силу, далекие от предела возможностей. Основное назначение стратегии маленьких шагов – это поддержание уровня текущей нормы.

Они идеально «поддерживают форму». Помогают стабилизировать результат, восстанавливать силы, рождать новые идеи, а главное – продвигаться одновременно в нескольких направлениях, чего не скажешь о рывках.

Вспомнилась, на мой взгляд, очень точная иллюстрация:

"Жизнь – это эскалатор, движущийся вниз. Чтобы только стоять на месте, требуется все время переставлять ноги"

К вопросу об иллюзии плато и якобы существующей жизненной стабильности.

Вот здесь маленькие шаги видны максимально наглядно – они поддерживают наше состояние и немного продвигают вперед (если не такие уж и маленькие).

Но, что же требуется от того, кто решил соскочить с неугодного направления? Сменить колею? Выбрать другой эскалатор?

Какое-то время интенсивно бежать вверх. Никакие маленькие шаги ему не помогут. Только интенсивно. Пока не появится платформа с выбором других эскалаторов (а она появится – вокруг миллион эскалаторов, стоит лишь на секунду отвести взгляд от неугомонного «себя» и посмотреть на другие истории). Но вернемся к маленьким шагам.

Поддержанием нормы функция маленьких шагов не исчерпывается. Также они необходимы в ситуациях сильного спада, отката, жизненный ямы, когда рывки запрещены по медицинским показаниям. Иногда сил (энергии, осмысления, концентрации) на рывок не хватает в более тривиальном смысле, тогда маленькие шаги помогают их накопить. В моменты осознанных разворотов тоже необходимо снижение скорости, когда нужно быть уверенным в новом курсе, перед тем как вложить все свои силы в продвижение в определенном направлении. Но большинство прорывов совершается серией больших шагов.

Иллюстрации повсюду

Вершину горы штурмуют целенаправленно – разовым слаженным рывком, не растягивая «удовольствие» на дни, недели или месяцы. Предельная внимательность, ограниченный отрезок времени, концентрация всех сил. Шаги физически пусть маленькие, но психический расход и энергетическая отдача максимальны. Как доказательство предела – подобная концентрация совершенно несовместима с чем бы то ни было еще. Ни единой лишней мысли.

Когда я рассказываю про важность приоритетов, про необходимость отрезать все лишнее, часто слышу вопросы: мол, как же так? Куда же девать другие сферы жизни?

«Нет-нет, все можно успешно совмещать, это слишком категорично».

Так попробуйте совместить что-то еще со штурмом хотя бы перевала на высоте 5600 метров около базового лагеря Эвереста, я молчу про вершину. Совмещать штурм большой высоты с чем бы то ни было можно только одним образом – отказом от штурма большой высоты. Ну или заменой на маленькую высоту. Но тогда слово «штурм» уже неуместно, да и вся концепция рассыпается. Если большого не надо – то и не надо.

Другой вопрос, если все-таки надо, а на штурм вы не выходите.

Как стратегия маленьких шагов рушит светлые начинания

У меня есть знакомая. Из тех, кто ввиду возраста и взглядов на жизнь осталась крайне далека от современных технологий и социальных сетей, в частности. Вовремя не впрыгнула, а сейчас считает, что и не нужно, к тому же всеобщее интернет-безумие только убеждает ее в правильности выбора. Но у нее есть дело, частная практика. И конечно же, большие проблемы в продажах своих услуг, которые сейчас полностью перетекли в онлайн и распределились между теми, кто не брезгует построением личного бренда.

И она стала подумывать об открытии своего инстаграма: «Заведу страницу, посмотрю, может пойдет», подразумевая, что это как-то наладит ее продажи. Речь идет о крайне маленьких шагах – открытии страницы, добавлении друзей из контактов, неспешной публикации фотографий под пару лайков этих самых друзей, изучение других аккаунтов. Ничего с виду страшного: «Главное – начать, а там посмотрим. Аппетит приходит во время еды». Но я вижу ситуацию иначе.

Мой прогноз. Он же разбор кейса

Вводные: перед нами человек, далекий от маркетинга и социальных сетей в целом. Не любит это, не умеет в этом ориентироваться, использует данный шаг исключительно как «надо», рассчитывает по большей части на авось, мол, «у других же как-то получается». Но чувствует потребность в переменах. Хочет попробовать. Применяет стратегию маленьких шагов.

Она открывает аккаунт, начинает публиковать фото, давать информацию (в рамках ее дела). Автоматически добавляет друзей из других социальных сетей, периодически собирает от них лайки, ставит теги – бума ей все это не приносит. Ее сфера плотно занята конкурентами. Там профессиональные фото, модная подача, хорошие тексты, деньги в рекламу, постоянные улучшения в угоду трендам.

Через пару месяцев эйфория первых шагов у нее пропадает. Выдавать новый контент все сложнее, идеи не бесконечны, но главное, самое главное – снижается мотивация. Человек не может долго работать в пустоте, без отдачи, без какого-либо обратного интереса. А она, напомню, открывала свой аккаунт с рабочими целями, в надежде продвинуть себя как специалиста, не забавы ради.

Конкуренты демотивируют своей силой. Миллион разрозненных советов «как надо продвигаться» обесценивают сами себя. А добавьте сюда компоненты вводной – общие сомнения, отсутствие не то чтобы страсти, а даже интереса к процессу, плохое понимание социальных сетей, трудности на работе – и вы быстро найдете человека, который распишется: «это не мое», и забудет эту попытку, как страшный сон.

То есть именно стратегия маленьких шагов, желание «попробовать и посмотреть, как пойдет» не даст нашей героине совершить рывок в своей ситуации. Более того, на мой следующий совет – открыть блог для личного продвижения, она скажет: «Я уже заводила инстаграм, это не работает». Как и те, кто пишут письма: «мы уже пять лет создаем себя заново, но ничего не меняется».

Смоделирую этот же кейс, но в стратегии больших шагов.

Философия спланированного рывка с полной отдачей сил и энергии

Наша героиня признает, что ничего (!) не знает о маркетинге и его применении в социальных сетях, что она сильно (!) отстала от скорости современного прогресса и ей нужно не на шутку догонять, если хочет развивать свою практику таким образом. Выбирает местом разгона инстаграм и маркетинг в целом. Закладывает минимум полгода-год (!) до первых результатов, понимая, что в ее сфере, например, новичок с нуля и с практикой по 10 минут в день никуда не продвинется. Но и по нескольку часов за пару месяцев тоже. Нужно время. И интенсивное, очень целенаправленное погружение. Без гарантий результатов, конечно. Это жизнь, детка.

Начинает с плотного изучения предмета. Но не отдает себя в руки одного тренера, не пытается освоить глыбу знаний по принципу «подскажите самую лучшую книгу», а двигается через стратегию количества. Минимум 10 (любых, разных) книг по маркетнигу до первого (!) объемного понимания и развития критического мышления в этой сфере, то же самое по инстаграму (другие 10 полномасштабных источников). Пусть информация везде повторяется, пока это не важно. Читаем все подряд, начинаем с легкого, чтобы лучше абсорбировать. Если есть возможность – на английском языке тоже, там больше качественной информации. Но не принципиально. Берем количеством на первом этапе. Главное – никогда не опираемся на одного автора. Причем цифра 10 является минимальной. Вы без труда найдете советы и про 50, и про 100 книг до освоения темы, и, поверьте, они не так далеки от истины.

Параллельно она открывает свой аккаунт, оформляет пока как может, начинает мониторить конкурентов. Что делают, как делают, что нравится, что не нравится? Занимается этим плотно в течение пары месяцев, исследует все их источники, но смотрит с высоты исследователя – через «как они это делают?», «в чем их концепт?», а не как подписчик — «я никогда не смогу делать так же». Вообще, свое пока безграмотное в этом вопросе «я» надо плотно задвинуть куда подальше, тогда и результат будет быстрее и качественнее. Идет золотое время чистого анализа – пока свое еще не проклюнулось.

Параллельно составляет план собственных действий (на основе появляющихся объемных личных знаний). Добавляет в друзья всех, кого может, включая тех, кого не знает лично, но пересекается в каких-то интересах. Начинает постить, пробовать разные подходы, нащупывать собственные возможности и чужие реакции, интересоваться скелетом процесса. На этом этапе должно проглядывать понимание, что именно ты можешь дать своей аудитории. Не так важно пока, захочет она это взять или нет, это второй вопрос. Для начала – что ты можешь дать. Если этого понимания нет – все дальнейшее бессмысленно.

Но у моей героини есть дело, в котором она хороший специалист, и это дело очень «визуально». То есть в нем много возможностей для производства визуального контента. Ей есть, что дать. Но производство хорошего контента на регулярной основе – это большой труд. А в первое время, пока не набьешь руку, может так статься, что и адский труд.

Но у нас рывок, помните? Поэтому она продолжает и не боится трудностей, у нее отведен год на эти эксперименты. Ищет точки создания хорошего контента в своей сфере. В ход идет изучение фотографии в целом, изучение мобильной фотографии в частности, способы красивой обработки, привлечение профессиональных фотографов (если есть средства, если нет – упор на личное обучение), много собственной фотографии – тренировка. В общем, много работы по улучшению своего контента и доведению его до качественного стандарта. Нет, не до идеала. До некой стройной концепции (!), которая будет сочетаться с тем, что она делает, – этого достаточно. И именно наличие этой концепции будет отличать ее от коллег, если, конечно, ей хватит ума не копировать чужие концепции. Но именно для этого она обучается не у одного человека, а у многих.

Далее начинается маркетинг. Выработка тактики развития аккаунта, пробы, ошибки и обязательное платное продвижение. Обязательное. Она совершает рывок на плотно укомплектованной нише. Другой вопрос, что при грамотном подходе (имея свое объемное понимание) бюджеты могут быть скромными и очень результативными.

Вспоминая свой личный опыт на старте, с каждых 10 заработанных тысяч (на фрилансе) я отдавала 2,5 тысячи на продвижение своего дела. А всего мой доход не превышал 45 тысяч. Но я обязательно выделяла на продвижение, ограничив себя во всем остальном, в чем было можно. И делала я это с одной целью – никогда больше себя не ограничивать.

Через полгода будет видно – работает ли эта конструкция или нет, через год – очевидно. Через два можно плавать в маркетинге, как рыба в воде, даже если ты ничего не понимал на старте и бэкграунда в этой сфере не имел. Как во многих рабочих сферах. Не боги горшки обжигают. При этом через первые полгода будет иллюзия «я все понял», но если продолжать изучение этого предмета и развивать личную практику (а не просто, как попугай, повторять за лидерами рынка, даже не осознавая, насколько ты — «копирка») – откроется простор, понимание, что до настоящего мастерства еще далеко, но ты уже очень многое можешь.

Суммируя. Рывок отличается от «попробую, а там посмотрим» плотным графиком объемного изучения (подчиненного конкретным срокам, иначе никакое это не обучение – так, мозги по теме почесать); прописанной стратегией реализации личных шагов: что делаю, когда, как; оценкой результатов и корректировкой направления движения. Необходимы не только энергетические и временные, но и достаточные финансовые вложения.

Может ли подобный рывок не получиться? Конечно. Все, что угодно, может не получиться. Но в данном случае это единственный путь продвинуться. Сидеть на уровне «я и мои 137 друзей», мечтая о том, что интернет будет тебя кормить в эпоху острой конкуренции и белого шума, – бесполезно.  Конечно, есть исключения – уникальность вашей услуги или товара (или вас лично). Как правило, в таких случаях речь идет о большом таланте, некой особой красоте или крайне необычном контексте. Но это редкость, отмеченная своими нюансами, и для ситуации «я хороший специалист, коих, в общем-то, много» не подходит.

Да, рывки нельзя совершать сразу в нескольких направлениях. Вряд ли хватит сил рвать в разных вопросах, нужно правильно определиться с приоритетами, тогда как маленькие шаги свободно реализуются сразу в нескольких направлениях. Но повторюсь, глобальные перемены не совершаются одной лишь суммой микровложений. Наверняка из этого правила есть исключения, такие же редкие, как и настоящие таланты, но я бы не делала на них ставку.

В заключение

Хочу еще раз повторить. Да, есть цели, к которым можно прийти обоими путями – и стратегией маленьких шагов с запуском нескольких одновременных процессов, и разовой серией больших выпадов в одном направлении. В таком случае уместен ваш личный выбор (и неуместен спор, чей выбор лучше). Но отрицать существование задач, которые не решаются маленькими повседневными микроусилиями, втиснутыми среди прочих важных дел, – это отрицать львиную долю своих возможностей.

И возгласы удивления «почему я делаю, а перемены не наступают», тут тоже неуместны.

Что именно вы делаете? Если исключительно маленькие шаги, пусть и регулярно, то насколько они маленькие? Насколько инертные?

Позанимайтесь йогой пять минут в день, что вам это даст, пусть даже через 10 лет? Позанимайтесь новой профессией пять минут в день… Пусть вашу специальность кто-то освоит «маленькими шагами»… Сколько времени на это потребуется? Если вы изучали ее по 6–8 часов пять дней в неделю 4–5 лет подряд.

Идея всех этих «пяти минут в день» так бурно развивается и пропагандируется исключительно в угоду общему нежеланию далеко выходить за зону комфорта, максимально вкладываться. Мы живем в эпоху фастфуда, фаст-решений и фаст-действий. И нет в этом ничего страшного до тех пор, пока вы пять лет не можете изменить то, над чем вроде бы постоянно работаете. Или закрываете от себя возможности, так по-настоящему и не попробовав.

Оригинал материала и подробное обсуждение по этой ссылке

Олеся Власова, 

Автор блога Re-self.ru, сооснователь проекта Вернись другим и начинающий строитель ретритного центра на Сумбаве