Все записи
09:54  /  16.02.20

852просмотра

Если ситуация буксует в самом начале? Бросать нельзя продолжать

+T -
Поделиться:

«Если с самого начала что-то не идет легко, это означает, что данное направление – не твое. Возможно, лучше туда и не идти», – подруга озвучила сомнение.

«Говорят, вы купили землю в Индонезии, но что-то пошло не так?» – пришло сообщение от знакомой.

«Зачем-то вам нужно это сопротивление… Спросите себя зачем»», – долетел комментарий к очередному посту про деревню …

Так. Так. Так.

Секундочку, друзья!

Стоп.

Никакое «зачем?» в подобном контексте я у себя спрашивать точно не буду. Не мой метод.

Лучше сделаю-ка я вот что.

Рассмотрю некоторые ключевые события своей жизни без эмоций и чувств, а с виртуальной линейкой. Измерю, всегда ли ощутимая трудность на старте и пробуксовка приводили меня к отсутствию весомых результатов и печальному выводу, что лучше бы и не начинала, что это было «не мое».

Поехали.

Первая серьезная работа

Я начала работать с 16 лет, сразу после окончания школы. Летом работала на рынке, продавала видеокассеты. Когда началась учеба, сначала устроилась промоутером, а затем нашла работу на все выходные. Несколько лет я жила по графику: будни – учеба, выходные с 9 до 19 – магазин… Зато всегда при карманных деньгах. На третьем курсе прошла собеседование в самую известную туристическую компанию Камчатки и все лето отработала переводчиком на знаменитом маршруте – «Долина гейзеров». Но это все были студенческие забавы.

Моя же первая серьезная работа была в газете – менеджером по рекламе. Занесло меня туда совершенно случайно, по всем признакам я должна была оказаться в туризме, куда, собственно, усиленно метила все годы учебы на переводчика. Случайное предложение, азарт попробовать, а потом завертелось.

Финансовое вознаграждение мне предложили странное – только процент от сделки, который коррелировался в зависимости от достижения плана, но фиксированной части, суммы денег, которую я гарантированно получала бы каждый месяц, у меня не было. Правда, устраиваясь, никакой проблемы я в этом не увидела.

Как я уже сказала, я начала работать с 16 лет и к личным деньгам к тому моменту успела изрядно привыкнуть. Поэтому, когда мой первый заработок за первый месяц на моей первой серьезной работе составил двести с чем-то рублей, я была в ярости.

«Зачем я все это делаю? Почему я получаю меньше, чем за выходные в магазине? На кой черт мне выносить бесконечные отказы и что-то у кого-то просить?»

Мало того что приходилось терпеть все эти муки холодных звонков и работать без результата, каждый день ездить в другой город за тридцать километров от дома, так еще и полное отсутствие финансовой мотивации все это продолжать.

Тогда я приняла однозначное решение уходить. Закончить календарный месяц, получить крохи, посмеяться и ни в коем случае не выходить на второй месяц. Себя нужно уважать!

«Это не мое!» – твердо решила я и на волне эмоций не удержалась, озвучила свою позицию подруге. А подруга на тот момент уже несколько лет работала на крупном предприятии и была достаточно успешна в своем деле. Мы куда-то шли по улице, сейчас уже и не восстановить деталей, но я точно помню, как она резко остановилась, посмотрела мне в глаза и строго спросила: «Ты что, с ума сошла – уходить? Тебя там учат! Тебе знания дают. С тобой возятся, бесплатно, заметь. У тебя ни опыта, ни понимания в этой сфере. А чего ты хотела? С порога зарабатывать миллионы?»

Я помню тот вечер до сих пор и очень благодарна ей за это. Я кипела от досады, но приняла решение остаться еще на один месяц. Полностью выложиться и посмотреть.

Через месяц я получила свои первые пятнадцать тысяч рублей, через полгода зарабатывала больше родителей, еще через три года стала начальником рекламного отдела. Мне было 22 года.

Именно эта деятельность и способность довольствоваться только процентами предопределили мой путь – работать на результат, не бояться быть на равных с самыми разными людьми, а в те времена я ездила на встречи как к владельцам ларьков по продаже сотовых телефонов, так и к крупнейшим рыбопромышленникам нашей страны (угадайте, кто был скромнее?). Благодаря этой работе я разобралась в искусстве рекламы, изучила и полюбила маркетинг, который стал важнейшим фундаментом для реализации моих творческих идей.

Благодаря этой работе я уехала в первое большое путешествие, потому что смогла скопить на него денег. И благодаря ей же имею возможность сегодня заниматься только тем, что мне нравится, так как на личном опыте знаю, что такое «ответственность за результат».

А могла бы посмотреть на те двести с чем-то рублей, развернуться и уйти в магазин, где я зарабатывала больше, или в турфирму, куда меня к тому моменту усиленно приглашали. Но я выдержала «испытание», нашла в себе благодарность за то, что меня учат с нуля, смогла вложить все, что у меня было, и пожинаю плоды своих усилий до сих пор.

Путешествие, которое изменило мою жизнь

Я из тех людей, кто в 20 лет на полном серьезе считал, что смысл жизни – это «путешествовать и познавать мир». Поэтому, как только в моей голове вызрела идея длительного путешествия, я стала готовиться к ее реализации.

В 23 года я уволилась с работы, предварительно скопив денег, и отправилась навстречу заветной мечте. Это были полгода исследования Юго-Восточной Азии, от Китая до острова Борнео, которые принесли мне массу открытий, в первую очередь, что удивительно, не о мире, а о самой себе.

Я узнала, что, оказывается, могу и хочу писать, – по приезде засела за книгу «Азиатское притяжение» и определила свой путь писателя, который меня сегодня и формирует. Я навсегда связала себя с Азией и каждый раз возвращаюсь именно под ее теплое крыло. За те полгода я ни разу даже не отравилась, не говоря о каких-то серьезных сложностях, мир буквально вел меня за руку, позволяя рассматривать его грани. И все это с учетом, что путешествовала я абсолютно одна.

Но каков же был старт этой истории?

Все началось с того, что на одном популярном в те времена форуме я нашла попутчика. Откликнулась на один из призывов о поиске компаньона для поездки по Юго-Восточной Азии. Маршрут был логичен, план подготовки тоже, мне все понравилось, я списалась с автором поста, и мы решили попробовать. Вариант одиночного путешествия в самом начале я не рассматривала. Мне было очень страшно на это решиться. Но с потенциальным попутчиком мы сразу обсудили главное условие – полная автономность. В любой момент любой из нас может пойти своей дорогой. Виртуально пожали руки и начали готовиться. Старт планировался через полгода.

За пару недель до старта я отчетливо почувствовала, что ехать с этим попутчиком не хочу. Начались странные комментарии, истерия насчет сборов, какие-то сомнения, которым было уже не место. Воспользовавшись договоренностью, я проинформировала его, что поеду одна.

Вроде бы и конец истории. Но не тут-то было. Началась настоящая драма, обвинения, а затем уговоры передумать. Усугублялась ситуация тем, что мой паспорт был у него на руках. В то время это был единственный способ купить билет на поезд, поэтому я переслала паспорт незнакомому человеку в другой город, и он купил мне билет.

Пришлось выдержать тяжелую встречу, на которой мне отдавали паспорт, а потом двое суток в одном купе до Пекина с продолжением оскорблений, что я «неуверенная в себе», и тому подобным. Вот такой напряженный старт самого главного путешествия моей жизни, которое навсегда привило мне любовь к Азии, открыло двери мира и мои в нем возможности. А ведь можно было с легкостью истолковать тот старт, как «нехороший знак».

Арт-тандем как новый уровень

В своей работе и жизни я активно применяю метод «1.0», который звучит так: «начинай с чего можешь, но всегда улучшай, не останавливайся». Первый дизайн моего сайта был, как бы сказали специалисты, ugly. По мере роста проекта я искала пути улучшения как текстов, так и дизайна, но в какой-то момент уперлась в потолок – какие иллюстрации использовать для своих материалов?

К тому моменту я уже покупала фотографии на стоке, но они меня совершенно не устраивали. Все это пахло однообразной, шаблонной коммерцией и было похоже друг на друга как две капли воды.

Впервые идея найти художника, который бы создал уникальные иллюстрации для сайта, прозвучала из уст мужа. Я вспыхнула. Чтобы создать один-единственный логотип, я выбираю из работ пяти дизайнеров, и мне ничего не нравится, а тут речь более чем о ста картинах, которые бы мне пришлись по вкусу, – это невозможно.

Я категорически отвергла эту идею. Но мой мозг, похоже, нет. Через какое-то время я нашла себя на сайте иллюстраторов. Просматривая аккаунты, я остановила свой взгляд на картинах Авиты Флит и… влюбилась. Картины представленные в портфолио художницы, на сто процентов подходили под мой концепт. Я погуглила и увидела, что у автора достаточно много картин в одном стиле. Найдутся необходимые мне сто штук и больше.

Я написала художнику в полном восторге: «Здравствуйте! Вы прекрасны. Хочу купить картины под свой сайт. Надо много. Давайте обсуждать». У меня был выделен хороший бюджет под ребрендинг сайта, я была на коне и абсолютно счастлива.

– Нет, – пришел ответ от Авиты. – Готовые картины не продаются.

– Послушайте, ну как же так? Назовите цену, – настаивала я.

– Вы не понимаете, эти работы сделаны под другие нужды и для других заказчиков – они не продаются.

Авита отказала мне четыре раза, прежде чем я смогла успокоиться.

– Хорошо, – сдалась я, – давайте рисовать новые! Обсудим условия, мне нужно более 100 штук в ближайшие несколько месяцев.

– Хорошо, я подумаю, как это можно сделать – ответил автор.

А через пару дней прилетел ответ:

– Нет, – продолжала Авита. – Мы вряд ли сработаемся с такими объемами и сроками.

Авита отказывала мне пять раз, если не больше. Отказывала однозначно и местами даже категорично, перед тем как мы все-таки нашли приемлемый для нас обеих формат. Для меня это самое невероятное сотрудничество с творческим человеком из всех, которые у меня были.

По договору я могла отвергнуть три иллюстрации из 15, отправить их на доработку или полное изменение. Но я воспользовалась этим правом только один раз за несколько лет работы. Отвергла только две иллюстрации из почти двухсот картин, сделанных под проект. То были самые первые картины, проба пера, и мне они не понравились. Художница переделала, и с тех пор мне нравилось абсолютно все.

Это было настоящим чудом. Какие-то картины мне были очень близки и вызывали полный восторг, какие-то в меньшей степени, но в каждой из них я вижу сердце, и каждая из них мне нравится, даже те, что не созвучны мне лично. Это чудо соединения текста и иллюстрации восхищает меня до сих пор. Такой сложный старт – и полное единение в течение нескольких лет. Никаких «но» с моей стороны как заказчика, требовательного заказчика, не дадут соврать мои партнеры. Никаких задержек, срывов или ухудшения качества со стороны иллюстратора.

Не могу не вспомнить и о тех авторах, которые отчаянно стучались в мои двери, засыпали комплиментами, напрашивались работать, а затем не выдерживали требований качества и сроков, чтобы после расторжения договора еще и пытаться полить меня грязью на просторах Сети. Ха-ха.

А порой я думаю о тех, кто обиделся на меня, потому что я не дала интервью, отказалась участвовать в конференции или в другом мероприятии. Один отказ – и кто-то вычеркивает человека из своих планов навсегда. Я же получила пять отказов от одного автора, и это лучшее сотрудничество в моей работе на сегодняшний день.

Вот тебе и «сложности» на старте в нескольких зарисовках из жизни.

Или это была «проверка»?

Ведь каждый встреченный на пути знак всегда имеет как минимум три толкования: может быть, это действительно знак; может быть, ты бредишь и притягиваешь факты за уши; а может быть, это испытание — явление, противоположное знаку, попытка отвести от выбранного пути, как проверка искренности твоего решения и силы намерения.

Послесловие

Получается, у меня есть как минимум несколько важных для моей жизни примеров с крайне турбулентным началом из разряда «легче бросить, чем тянуть» и на удивление прекрасным развитием. Проверила я и другой расклад — были ли в моей жизни ситуации, когда стартовалось легко и гладко, а по факту приходилось признать, что и вправду ой-ой-ой как «не мое»?

Да, много раз было и такое. С работой почти всегда – чем легче стартовала, тем сложнее было в процессе.

Легко прошла собеседование в крупнейший отель на Бали без опыта работы и жизни в Индонезии, а потом взвыла не на шутку, еще и без возможности уйти, ведь я была крепко связана годовым контрактом. То же самое было с несколькими другими рабочими позициями. Или, например, с книгой, которую я написала после того длительного путешествия.

Крупнейшее издательство страны приняло ее к публикации через неделю после моей отправки. Я – молодой и неизвестный автор, без блога и аудитории — нашла на сайте издательства общий адрес, написала письмо, приложила книгу, а ровно через неделю меня приглашали для заключения договора и обсуждения гонорара. Разве не победа? Настоящая заявка на бестселлер – не меньше. Но когда через полгода после выхода книги я писала своему редактору, чтобы узнать новости, он отвечал, что книга не продается и «мы, наверное, сожжем тираж».

Книга действительно не стала хоть сколько-то заметной в руках того, первого издательства, которое выпустило ее под ужасной обложкой и с ужасным названием. Но, я не отказалась от этой книги после таких новостей. Наоборот. Именно тогда я приняла судьбоносное для своей карьеры решение не работать больше с издательствами, а развивать свое творчество самостоятельно через личный блог и социальные сети.

Впоследствии книга все же была переиздана еще в двух издательствах, но теперь на жестких условиях – с моей обложкой и моим названием. Она продается и приносит мне небольшой гонорар по сей день, хоть и существует уже более 10 лет.

И справедливости ради…

Должна отметить, что я без труда найду в своей жизни и примеры важных событий с контекстом «легкое начало – легкое продолжение», также как и «тяжкий старт – отсутствие результата».

Поэтому вывода не будет.

И готового ответа «легкий старт – это плохо» или наоборот —  тоже. Я уже давно сделала шаг в сторону от таких «обобщений». Так же, как и от «знаков», «гороскопов» и прочих «типологий», которые, да, упрощают тебе жизнь своими подсказками, но взимают за это такую плату, что я лучше буду мучительно (и с риском каждый раз наступать на грабли) ориентироваться в потоке жизни самостоятельно. Включать голову, обращать внимание на факты и учитывать личные особенности, сверять координаты и филигранно корректировать курс. Это и есть жизнь осознанная. Это и есть самостоятельные перемены. Это и называется – создание себя заново. Каждый день, каждое мгновение.

Всем добра!

И ничего не бойтесь.

Оригинал материала и подробное обсуждение по этой ссылке

Олеся Власова, 

Автор блога Re-self.ru, сооснователь проекта Вернись другим и начинающий строитель ретритного центра на Сумбаве