Все записи
13:38  /  27.05.15

1522просмотра

Как стать режиссером. Экзамен по "Истории киноязыка"

+T -
Поделиться:

2 часа ночи, в соседней комнате мирно храпит младший брат, а я до сих пор учу билеты по истории киноязыка. Проваливаюсь в сон, и вижу как "Сталкер" Тарковского ведет героев "Касабланки" Рика и Ильзу по зловещему "Метрополису" Фрица Ланга.

Кадр из фильма "Сталкер", 1979, реж.Андрей Тарковский

Все в моей голове смешалось: "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса, "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино, "На одном дыхании" Жан-Люк Годара. Я бы наверно никогда бы не посмотрел ни одного из этих фильмов, если бы не пошел учиться… 

Кадр из фильма "На последнем дыхании", 1960, реж.Жан-Люк Годар

Я задаюсь вопросом, что может быть интересней истории киноязыка. Особенно когда ведет курс Дима Куповых. Каждый раз, описывая очередной фильм, он словно рассказывал историю своей жизни, переживал за героев и заканчивал на патетичной ноте с просьбой придавать смысл тому, что мы снимаем. Не было ни одного занятия, которое бы не закончились бурными аплодисментами, рассказывай Дима про нео-романтизм, про особенности фильма Дэвида Уорка Гриффита или про историю успеха Ларса фон Триера. Все было интересно, но самое главное - все было от души.

Кадр из фильма "Нетерпимость", 1916, реж.Дэвид Уорк Гриффит

Итоговый экзамен проходил в виде теста, нам нужно было ответить на четыре блока вопросов + сыграть в угадайку: Дима перелистывал кадры из фильмов, а мы должны были написать название картины + имя и фамилию режиссера. Я давно не получал такого удовольствия от экзамена. Помню, на первом тесте в конце первого полугодия я получил тройку, но договорился с Димой, что, если я получу отлично, он меня прилюдно обнимет. Зачем мы об этом поспорили, я уже сам не помню. 

Кадр из фильма "Беги, Лола, беги", 1998, реж.Том Тыквер

Через неделю после экзамена мы проверяли работы и считали итоговые баллы. Я хорошо готовился, но были вопросы, на которые я не знал ответа, просто потому что не был, а списать не удосужился. Например, я не написал, что такое звукозрительный контрапункт, хотя это в принципе очевидно: когда звук и изображение рождают третий смысл. Абсолютно не попал с внешней и внутренней мотивировкой героя: внешняя – это цель героя, внутренняя – мотив героя. Я же написал, что внешняя мотивировка – когда внешние силы воздействуют на героя, а внутренние – когда личные проблемы героя побуждают его к действию. Не написал все виды объективов, их пять: сверхширокий угол, широкий угол, стандарт (50 мм), длинный фокус, трансфакатор. Перепутал типы монтажа, а в угадайке не написал пару фильмов. Но в принципе неплохо. Результаты узнаем уже в начале июня. 

Кадр из фильма 8 1/2, 1963, реж.Федерико Феллини

Наташа Лопатина, режиссура музыкального видео:

"Думаю, курс по истории киноязыка сформировал в моей голове целостную картинку мирового кинематографа. Раньше у меня были очень фрагментарные знания. Курс выявил какие-то приемы, на которые я раньше не обращала совсем никакого внимания. Почему-то раньше я наивно полагала: чтобы снять фильм, нужно просто написать сценарий, взять камеру и начать снимать. Оказывается, чтоб кино получилось действительно стоящим и интересным не только тебе, нужно выучить еще один язык. Теперь, когда я смотрю кино, я намного яснее понимаю, что хотел сказать автор, для чего он использовал конкретный прием. Кроме того, я освоила весь набор "инструментов", которые использовали лучшие режиссеры, и это сильно вдохновляет, дает определенную свободу, хочется снять что-то такое же мощное, красивое, пробивающее и заставляющее задуматься. Не могу не сказать, что каждое занятие было похоже на маленькое чудо, каждый раз в конце преподаватель Дмитрий Куповых раскрывал какую-то философскую истину, применимую не только в рамках создания кино, но и вообще в жизни. И лично для меня это очень ценно". 

Кадр из фильма "Малхолланд Драйв", 2001, реж.Дэвид Линч

После проверки экзамена мы поговорили о тенденциях в современном кино и поразмышляли, каким будет кино будущего. Преподаватель пожелал нам удачи в освоении новой профессии. На этом один из самых интересных предметов для режиссеров на Wordshop закончился. Я подошел к Диме, пожал ему руку, он посмотрел мне в глаза, улыбнулся и обнял, хотя мы так и не узнали, какая у меня оценка...

Что еще было на Wordshop’e на этой неделе?

  • Группа из 60 студентов нашей академиии съездила в Санкт-Петербург за культурным просвещением;
  • Куратор факультета продюсирования Олег Нестеров запустил в работу три сценария студентов режиссуры на песни молодой исполнительницы Даши Шульц;
  • Студент мастерской режиссуры музыкального видео Маргарита Cуслова приступила к съемкам музыкального клипа на Селигере.