Шумный скандал вокруг реновации как-то сам собой рассосался. Пакет поправок, для краткости именуемый законом о реновации, принят Думой. Виза Совета Федерации и подпись президента не заставят себя ждать. На поверхность проступает то, ради чего вся буча затевалась. Если по сути: этот документ позволяет столичным чиновникам строить что угодно и где угодно.

Московские власти провели грамотный информационный маневр. Все внимание СМИ и правозащитников, самих москвичей и лидеров оппозиции было приковано к статьям, трактующим права граждан. Выселять без суда или все же по суду; давать равнозначное жилье или равноценное; в границах округа или не обязательно; считать «молчунов» согласными на переезд или нет… Торговля шла громко и небезуспешно; в одной из публикаций коллеги отметили: «Столичные власти подозрительно уступчивы».

Осмелимся утверждать: это все не так важно.

Во-первых, переселение не будет массовым.

Себестоимость нового строительства в Москве известна: 70 000-80 000 рублей за «квадрат». Для расселения понадобится больше площади, чем сносят: пока говорят о коэффициенте 1,2 (плюс 20%). На самом деле понадобится больше. Есть еще затраты на снос. Московский бюджет отводит на реновацию 100 млрд рублей в год. По примерным расчетам это позволит расселить 100 старых домов. То есть вся программа (4500 домов) займет лет 40-45…

Во-вторых, можно не сомневаться: как раз первые переселения будут комфортными, помпезными и с подчеркнутым вниманием к требованиям граждан. (В рамках нового закона, разумеется.)

А в-третьих, еще раз подчеркнем, все это затевалось совсем для других целей.

Следите за руками.

Содержание программы реновации определяет местная исполнительная власть. Границы территории, на которой она реализуется, – тоже. В этих границах не действуют прежние Правила землепользования и застройки. Поправки в ПЗЗ принимаются автоматически, вместе с каждым новым проектом. Вид разрешенного использования участка можно будет менять. Линейные объекты строятся без оформления землеотвода. Пакет документов формируется в соответствии с Градкодексом (реверанс в сторону федералов), но – «с учетом особенностей», предусмотренных законом о реновации (статья 7-2). Если участок, предназначенный под застройку в рамках программы, принадлежит мэрии или считается «неразграниченным» (таких в Москве под 90%) – разрешения на проектирование, изыскательские работы и на строительство выдаются без оформления прав на землю.

Градкодекс дополнят такой статьей: «Особенности осуществления градостроительной деятельности в целях реновации жилищного фонда … устанавливаются таким федеральным законом (о реновации –ДС) и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ». Санитарные и противопожарные нормы могут корректироваться – кроме «минимально необходимых» для обеспечения безопасности.

Гуляем по буфету!

Но вся эта нормативная радость бессмысленна, если нет субъекта, который будет воплощать ее в жизнь. Знакомьтесь…

Московский фонд реновации создается как некоммерческая организация, но основные статьи закона об НКО на него не распространяются. Фонд может получать без торгов землю в аренду и даже в безвозмездное пользование. Фонд может привлекать для строительства средства граждан и юридических лиц, выступать застройщиком и заключать договоры долевого участия. При этом ему – в отличие от всех прочих застройщиков - не нужно заботиться о достаточности собственного капитала, о банковских гарантиях и страховании рисков и (тем более) отчислять средства в компенсационный фонд.

Кстати, о том, что деятельность МФР ограничена рамками программы реновации, нигде не сказано. Цель работы МФР сформулирована весьма нечетко: «предотвращение формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве». Под эту формулу подходит любое новое строительство…

Как сообщают «Ведомости», МФР планирует не только строить жилье, но и торговать им. (Чтобы оправдать затраты на строительство домов для переселенцев, разумеется.)  То есть будет напрямую конкурировать с «рыночными» девелоперами.

Кроме того, МФР может и приобретать жилье для расселения у застройщиков. Как это происходит – можно понаблюдать на примере АИЖК. Агентство за последний год потратило около 13 млрд рублей на приобретение апартаментов – без каких-либо конкурсных процедур, без объявления критериев и запроса ценовых предложений. (Комиссионные от 13 млрд – не будем называть это откатом - в уме прикинуть не хочется?) За руководителем МФР девелоперы будут ходить хвостиком, как сейчас ходят за главой АИЖК Александром Плутником.

Российский рынок жилья до сих пор жив ровно потому, что  до сих пор государство напрямую в жилищное строительство не влезало. Устанавливали правила, меняли их, но не создавали «государственного игрока». Теперь это становится фактом: появляется могучая монопольная структура, которая сама будет строить (на льготных условиях), сама же и продавать, и покупать (у избранных). Пока в Москве.

Кстати: «под реновацию» уже создан консорциум из пяти-шести не самых известных компаний и проектировщиков. Зато – под руководством бессменного Владимира Ресина. Занимайте места в первом ряду. Многого не покажут: будет глухое ворчание, грызня под ковром; время от времени кого-то будут уносить. (Кстати: вряд ли ошибусь, предположив, что в ближайшие месяцы количество посадок среди чиновников столичного имущественного блока и среди приближенных девелоперов резко возрастет. Пирог один, а желающих много. И речь уже не об излишествах - о выживании!)

Московских чиновников, конечно, можно поздравить. Их влиятельность резко вырастет. Столичных застройщиков – не всех, а очень выборочно. (В зависимости от отношений с чиновниками.) Борьба москвичей с уплотнительной застройкой и различными внезапными проектами в сложившихся кварталах существенно усложняется.