Все записи
15:01  /  16.10.14

11093просмотра

Как бобры разорили Русь

+T -
Поделиться:

Может быть, новое смутное время началось под новый, 2013 год, когда главный редактор одного государственного телеканала задумала приготовить к новогоднему столу бобра и написала об этом в твиттере. Вряд ли она могла знать, какая после этого поднимется волна. А ведь бобры уже однажды подставили Русь — что им стоит сделать это еще раз.

Бобров любили и умели готовить североамериканские индейцы — те самые, которые радостно поприветствовали английских пуритан, приплывших на корабле Mayflower, и не предугадали, как все оно в итоге для них, для индейцев, обернется. Более того, они научили пуритан любить и готовить бобров. Для их обозначения у племени Абенаки было несколько слов. Одно обозначало бобра в жаркую летнюю погоду, когда мех его истончается. Другое — хорошего, толстого зимнего бобра с густой шерстью. Третье — молодого бобра, которому еще предстояло вырасти, чтобы стать вкусным блюдом и теплой шапкой. Было еще слово awisenank, которым обозначались почки бобра — это и считалось главным деликатесом (а вовсе не знаменитая фаршированная голова, томившаяся в духовке Маргариты Симоньян в конце 2012 года). Бобры были основой жизни индейцев. Но они не спасли их от вымирания. Точнее, спасли не их. Парочка эпидемий европейских болезней — и численность индейцев, которых к моменту прибытия европейцев было на территории нынешнего штата Мэн порядка 100 тысяч человек, сократилась на две трети. Остальные поняли, в чем корень их несчастия, и попытались воевать — не с бобрами, с европейцами. Но было уже поздно. Их стало слишком много. Они стали слишком сильны. И все благодаря бобрам. И не только потому, что мясо бобра, напоминавшее по вкусу, судя по мемуарам пуритан, молодую баранину, помогло им выжить (хотя, если честь по чести, то на День благодарения американцы сейчас с таким же успехом могли бы готовить бобровые почки к праздничному столу, а вовсе не индейку). И все-таки мясо было не главным делом.

Ни один колониальный товар не пользовался к началу XVII века таким спросом, как бобровый мех. И ни один — ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Амстердаме — не стоил таких умопомрачительных денег. Тогдашний модный британский поэт Бен Джонсон, описывая женскую красоту, сравнивал ее со свежевыпавшим снегом, лебединым оперением и бобровой шкурой. Ни один мех не был таким мягким и желанным, словно приглашавшим — погладь меня! Это все потому, что в районе ануса бобра располагается особая железа, выделяющая жирную субстанцию, смазывающую мех и делающую его водостойким. Словом, мех бобра был идеален для того, чтобы носить его холодной европейской зимой на голове.  Состязаться с ним по качеству могла только перуанская викунья, которую ценили еще инки, но ее мех привозили к испанскому двору, а там меховые шапки как-то не прижились, видимо, из-за климата.

Бобер вошел в моду в средние века. Английский король Генрих Третий расхаживал в 1261 году «в бобровой шапке величайшей красоты». Но потом — где-то в конце XV века — бобер был забыт, поскольку охотники уничтожили всю популяцию в Европе и на западе России. Бобер триумфально вернулся сначала в Париж, а затем и в Лондон только в конце XVI столетия. В Национальных архивах Лондона хранится описание гардероба принца Чарльза, сына короля Якова Первого. Только в 1618 году принц приобрел 64 бобровые шапки (не себе одному — у него еще свита была), в 1619-м — 57, в 1623-м — 46, в 1624-м — 43. Каждая по цене 50 шиллингов — до того, как к ней добавили ленты и плюмаж. А с этими непременными украшениями шапка стоила еще на 35 шиллингов дороже. В те времена 85 шиллингов — это цена самой дорогой лошади на деревенской ярмарке или трехмесячная зарплата портного, украшавшего шапку лентами. Столько стоила черная бобровая шапка. А ведь ее можно было еще покрасить в зеленый цвет (это одно время было модно). А еще можно было пустить на шапку часть шкурки с брюха бобра — там мех совсем светлый и стоил дороже.

Французы получали бобра из Канады. Англичане хотели иметь собственных поставщиков. И тут опять вспомнили про русских. Бобры в России к тому моменту с трудом восстанавливались в популяции. А еще у нас к тому моменту было смутное время, Лжедмитрий, Минин и Пожарский и дальнейшие бесконечные стычки с поляками. Русь не была надежным торговым партнером. Даже климатически. Английские корабли ходили в Архангельск только четыре месяца в году, когда море было свободно ото льда. До 1581 года существовал более удобный порт — Нарва, но его захватили шведы. Так Архангельск, несмотря на свое удаленное к северу положение, стал на время одним из самых оживленных европейских портов. Конечно, дело было не только в бобровых шкурках. Британский королевский флот нуждался, например, в веревках и канатах, а лучшие делались из русского льна, пеньки и, вообразите, конопли. Пушнину к тому моменту доставляли на продажу из Сибири, куда начали продвигаться еще при Иване Грозном, но только при Михаиле Романове догадались закрыть возможность иностранным кораблям ходить восточнее, вдоль сибирских берегов, чтобы защитить торговлю.

Английские торговцы были в отчаянии. русские умело торговались и принимали исключительно твердую валюту, поэтому в Архангельск приходилось доставлять кораблями испанскую серебряную монету. Кроме того, русские правители время от времени просили у англичан взаймы — войны всегда были дорогостоящим занятием. А Яков I и сам нуждался в средствах. Бобры двигались все дальше на восток, первооткрыватели и охотники двигались за ними, возвращение было все более долгим, цена на мех — все выше. К июлю 1620 года, когда Mayflower отплыл к берегам Америки, англичан практически вытеснили из Архангельска алчные голландские торговцы, и лондонская Muscovy Company разорилась.

Если бы пуритане, подавая Якову I прошение на отъезд, указали, что собираются выращивать, к примеру, табак и поставлять его в Европу, вряд ли бы они это разрешение получили. Король был яростным борцом с табакокурением и даже писал статьи о вреде табака. Но бобровый мех, возможность наставить баки французам и отказаться наконец от турбулентного сотрудничества с Россией (хотя бы в этой части) сделали свое дело. К тому же у американских индейцев было еще одно неоспоримое преимущество перед русскими: они не требовали платить испанскими монетами и не просили кредитов на войну с поляками. Так Америку открыли еще раз и окончательно, положив начало тому, что стало Соединенными Штатами. А Россия замерла в ожидании петровских реформ на долгие десятилетия.

Материал написан под влиянием чтения твиттера, поездки в штат Мэн и изучения книги Ника Банкера Making Haste from Babylon, которую всем рекомендую прочитать

автор 1-й заместитель главного редактора телеканала Дождь

Комментировать Всего 10 комментариев

Спасибо, Мария, здорово! Очень интересно.

А мне вот многие не верили, что племена североамериканских индейцев  истребили друг друга в борьбе за рынки -- возможность продавать пушнину европейцам. Меняли пушнину на ружья, порох и лошадей, чтобы доистребить друг друга уже окончательно. Ну, это те из индейцев, конечно, которые смогли пережить грипп и ОРЗ.

Эту реплику поддерживают: Мария Макеева

К тому же у американских индейцев было еще одно неоспоримое преимущество перед русскими: они не требовали платить испанскими монетами и не просили кредитов на войну с поляками

Цитирую автора эссе Марию Макееву в продолжение нашего разговора в блоге Катерины Мурашовой. От себя добавлю, что у индейцев было еще одно "преимущество" для англичан: в то время как "русские умело торговались и принимали исключительно твердую валюту", индейцы не знали, что такое деньги в понятии Старого Света, так что можно у них было за два топора и бусы Манхэттен "купить". Результат? Русские до сих пор существуют  - пусть не очень хорошо - как нация, народ и культура на суверенной территории. А американские индейцы потерялм свой материк, свой образ жизни, и свою культуру. Если верить Вам, они все это потеряли, "потому что это их свободный выбор". Поскольку Вы пишите:

"......... Потому что нет никакой такой сущности как "Америка", которая что-то там насильно или сознательно делает, включает, завоевывает, навязывает и т.п.................Если говорить "включила", то надо понимать, что кто-то, какой-то человек или организация, сознательно и целенаправлено это сделали. Это, конечно, не так. ..........

Не потому что США их "включает" насильственно. А потому что это их свободный выбор. Как личностей. Которые и создают цивилизацию путем своего свободного выбора. И цивилизация эта - американская."  

А статья Марии, действительно, интересная, спасибо за наводку!

Алекс, а что, это не было свободным выбором - продать Манхаттан? Они ж думали, что они идиотов-белых обманули. Типа, как это можно "продать землю," вот придурки. И там были не топоры и бусы, а двести что-ли долларов. Можно найти в сети. Дуб, между прочим, до сих пор в Бронксе стоит. Под которым эта сделка была заключена.

В любом случае, голландцы долго искали, у кого купить. В смысле, кто принимает решения, с кем договариваться. Было несколько племен на этой территории, как всегда, враждовавших между собой.

Они ж думали, что они идиотов-белых обманули.

Ира, я думала, только Цвелик читает чужие мысли на расстоянии, а оказывается, Вы тоже, да еще  и через столетия! 

Поделитесь заодно, что думали голландцы, заключавшие сделку! А то индейцы думали,  "что они идиотов-белых обманули", а голландцы как будто ничего не думали. Несправедливо получается..........

Эту реплику поддерживают: Александра Карт

Голландцы думали, как бы совершить ЗАКОННУЮ по их понятиям сделку. Они были очень удивлены, когда обнаружили индейцев там же, где они всегда и были. Те просто не понимали, с чего это они должны уходить со своей земли. Но это я уже домысливаю. Там наверняка было много всего.

Впрочем, проблема была еще и в том, что европейцы имели дело со старейшинами, вождями племен. Европейцы полагали что старейшины имеют власть похожую на власть европейских королей и феодалов. Они ошиблись. Большинство индейцев плевать хотело на указания своих вождей и никак не понимали, какое отношение к ним имеет сделка между вождями и европейцами.

То есть, индейцы "думали, что они идиотов-белых обманули", а голландцы думали, "как бы совершить ЗАКОННУЮ по их понятиям сделку"?

кстати, эти непонятки по части юрисдикции и иерархии тянулись еще долго-долго. ДОговариваться с племенами было очень сложно еще и потому, что у них не было никакой четкой структуры социальной иерархии. Они все каждый были сами по себе, просто жили вместе, если им так хотелось. Авторитарной власти и вообще никакой власти вожди не имели. Из-за этого и произошла очень серьезная трагедия,когда индейцев насильно куда-то откуда-то переселяли. Потому что вожди заключили с федеральным правительством сделку.

Этот эпизод тут  во всех школах учат, как пример "истребления" индейцев белыми в США.

Насколько я знаю, США многократно нарушали сделки. Да и какие могут быть "сделки" между двумя партиями, если эти сделки пишутся полностью по правилам одной из партий?

Вот насчет неопытности индейцев в денежных делах я с Марией не соглашусь. Они ж не в один день всех бобров, енотов, бизонов и прочую живность продали. Это длилось столетиями.  Так что, было время разобраться в ценах и на бобров, и на ружья, и на муку с маслом.

Бизонов "белые человеки" даже из поездов стреляли, отчасти, чтобы лишить индейцев источника существования. И открыто об этом говорили.