Все записи
17:41  /  18.11.14

113220просмотров

В России запретили первый анекдот

+T -
Поделиться:

 

Можно считать это рубежом, а можно и не считать, так как в прошлом году уже была запрещена статья на Луркоморье.

В ноябре 2014 года в Ижевске Индустриальный районный суд признал экстремистским анекдот, начинающийся фразой “Суд. Дело об избиении кавказца…” Этот малозначительный текст торжественно пополнит собой и без того невозможно громоздкий Список экстремистских материалов.

Чтобы избежать обвинений в нарушении статьи 20.29 Кодекса об административных правонарушениях (производство и распространение экстремистских материалов), перескажем тут не сам запрещенный анекдот, а его первоначальный вариант советских времен, совпадающий с запрещенным почти во всем, кроме национальности одного из героев (и, как говорят, в те времена воспринимавшийся как однозначно не националистический).

За нападение на еврея судят двоих - интеллигентного вида мужчину и молодого парня. Судья просит интеллигента рассказать, что случилось.

-Ехал в автобусе, сосед наступил мне на ногу. Я думаю, если через 3 минуты не уберет ногу и не извинится, то ударю. Смотрю на часы - 1 минута - стоит. 2 минуты - стоит. 3 минуты - стоит. Вот и ударил.

Судья обращается к парню:

-А вы зачем подключились и начали пинать ногами?

-А вы себе представьте: еду я в автобусе, вижу стоит какой-то мужик и еврей. Мужик смотрит то на часы - то на еврея, то на часы - то на еврея. Потом как начнет его бить, я подумал, что по всей стране началось.

Пусть наши суды неправомерно признавали экстремистскими куда более значительные тексты, но сам по себе запрет анекдота выглядит зловеще (тем более, что в этом сюжете есть и уголовное обвинение по статье 282 УК РФ о возбуждении ненависти, потенциально грозящее реальным сроком). Уж слишком неприятные страницы из учебника истории воскрешает фраза “Сесть за анекдот”.

Юмор, даже с ксенофобным оттенком, вещь тонкая, принципиально не регламентируемая. Количество этнически окрашенных анекдотов велико, и не всегда возможно точно определить даже то, кто именно в анекдоте является объектом насмешки. Например, во многих анекдотах про чукчу смеемся мы не над чукчей, а над “старшим братом”, его самомнением, манией величия и неспособностью объективно взглянуть на свои собственные недостатки и проблемы.

Так и в запрещенном ныне анекдоте. В нем есть оскорбительное слово “хачик”. В нем есть сомнительная с моральной точки зрения легкость в обращении с трагической темой насилия на почве ненависти. Но в этом анекдоте нет ни одного призыва, нет даже одобрения описанной ситуации. Формально он не подходит под законодательно закрепленное определение экстремизма. Может быть, кто-то захочет возразить, что в анекдоте утверждается “неполноценность человека по признаку его национальной принадлежности” (формулировка из закона)... Но и этого нет. Ситуация описана нейтрально. Не утверждается, что он сделал это потому, что он кавказец, ни что все кавказцы всегда так делают. Да и национализма в этом анекдоте не больше, чем в том советском - антисемитизма, где объект насмешки, конечно же - напавший на еврея юноша. Если националисты - кто из простой глупости, кто из самоиронии - над этой шуткой смеются и по-своему ее трактуют, то дело вовсе не в анекдоте.

Все, что я написала тут - это, как кажется, очевидные вещи. Но официальное судебное решение о запрете анекдота остается железным фактом со всеми разнообразными последствиями.

Комментировать Всего 7 комментариев
я подумал, что по всей стране началось.

Концовка, вроде бы, звучит так: "Ну, думаю, началось" или "ну, думаю, по всей стране началось". Ключевой момент именно в "Ну, думаю...". Нюанс, но очень важный. Этим, кстати, хорошие рассказчики анекдотов отличаются от не очень хороших: первые чувствуют нюансы.

Эту реплику поддерживают: Михаил Аркадьев

Ну, мопед не мой.

Интересный, кстати, вопрос - как будут преследовать за распространение вариантов запрещенного текста.

Теоретически, запрещено распространять лишь тот текст, в отношении которого есть решение суда.

Да, интересно. Я думаю, в ближайшем будущем нас вообще ожидает много интересного.

"интеллигентного вида мужчину и молодого парня"  это бред. Там не так. Там еврей наступил на ногу майору.  

Там был, насколько я помню, офицер - и солдат, который за ним повторял.

Дополнительная, военная тема очень его украшала.

не майору, а полковнику :) и мы знаем, какому полковнику.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

тогда он был майором, полковником он стал сразу после этого

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

Новости наших партнеров