Все записи
11:20  /  16.10.19

529просмотров

Вдовы и вдовцы евреев и право на получение гражданства Израиля

+T -
Поделиться:

Сегодня мы поговорим о тех, кто не имеет никакого отношения к еврейству – то есть в чьих жилах не течет еврейская кровь – но они претендуют на израильское гражданство, поскольку имеют отношение к еврею (или еврейке), то есть о супругах евреев, и их потомков. Вернее, с супругами все более-менее понятно, а вот со вдовами и вдовцами все намного сложнее. Именно с ними связан очень странный юридический казус, который произошел в Верховном суде Израиля, хотя прецедентное решение по делу и не было вынесено.

Давайте, как обычно, начнем от печки. Закон о возвращении наделяет правом на получение израильского гражданства евреев – то есть тех, у кого мама еврейка. И ещё 5 категорий людей: детей евреев, внуков евреев и супругов всех вышеупомянутых. То есть если это представить графически, у нас есть 2 столбика: в одном столбике находятся люди, в которых течет еврейская кровь, до третьего колена, в другом – их супруги.

И все то время, пока супруги из "еврейского столбика" (еврей, сын или дочь еврея, внук или внучка еврея) живы, они могут репатриироваться в Израиль вместе со своими "русскими" супругами из "второго столбика".

Юридическая коллизия возникает в случае, если еврейский супруг (то есть еврей, сын еврея или внук еврея) умирает или оставляет вдову, или вдовца. Мы будем говорить в одном роде, но это работает vice versa и относительно второго пола тоже.

Возникает вопрос: имеет ли право вдова претендовать на израильское гражданство в ситуации, когда её еврейского супруга уже нет в живых? Буква Закона о возвращении, с моей точки зрения, на эту тему совершенно однозначна: все то время, что она остается вдовой – то есть не вышла замуж повторно, она сохраняет за собой это право. Если она выйдет замуж второй раз, то перестанет быть вдовой еврея, и уже будет женой кого-то другого. И не важно, был ли ее "еврейский" супруг евреем, сыном еврея или внуком еврея.

И такого толкования консульство, вместе с МВД и прокуратурой, придерживались больше двух десятилетий. Однако в какой-то момент кто-то решил поменять политику, и вдовам евреев по-прежнему позволять репатриироваться, а вот вдовам детей евреев и тем более внуков евреев путь в Израиль закрыть. Кто принял такое решение и когда – пока это тайна, покрытая мраком. И конечно, никто не удосужился ни опубликовать его официально, ни дать некий переходный период. Наоборот, я знаю случаи, когда консул, на основании старых правил, обещал поставить визу на репатриацию, вдова продавала квартиру, а консул разводил руками и говорил, что правила изменились, и визу он ей дать на сможет.

На сегодняшний день прокуратура готова защищать в суде позицию, что вдова "галахического" еврея, то есть еврея по маме, похоронив своего мужа, может репатриироваться в Израиль, если она не вышли замуж повторно. А вот вдова сына еврея или внука еврея, которая не успела репатриировать своего мужа, пока он был жив, теряет право на возвращение в момент его смерти. Прокуратура мотивирует это тем, что Закон о возвращении написан в первую очередь для одной единственной категории – евреев с точки зрения религиозного канона. А все остальные попали туда почти случайно, например, чтобы еврей "не разрывался между любовью в своей новой родине – Израилю – и любовью к своей "старой" жене или "старым" детям". И вдова сына еврея стоит дальше от "сердцевины" закона, чем вдова еврея.Пока суду удавалось избежать принятия прецедентного решения по этому вопросу, каждый раз находя лазейку, при которой и волки оказываются сыты, и овцы целы, и навязывая сторонам компромисс. Это происходило в том числе потому, что суд не считал эту проблему массовой, требующей общего регулирования – и решал каждое дело в рамках "ручного управления".

Не секрет, что разговоры о том, что нужно отменить Закон о возвращении, ведутся давно. Спектр аргументов широк, начиная с того, что евреям замечательно живётся в диаспоре, что никто давно не "бежит" в Израиль, что легкость получения гражданства понижает его ценность, и заканчивая тем, что закон является дискриминационным и ущемляет права неевреев вообще, и арабов в частности. Все эти аргументы можно обсуждать. Но когда Израиль решает по-разному отнестись к двум вдовам, которые были замужем за "Рабиновичами", потому что у одного Рабиновича еврейкой была мама, а у другого папа – мне это представляется не только дискриминацией, но и прямым нарушением закона. И основывать такую дискриминацию на том, что Рабиновичам хорошо живётся в современной России, с моей точки зрения, совершенно неуместно.