Сегодня

, п

опытаюсь коснуться любимого многими

,

слегка потасканного

,

но еще благополучно способного восстанавливать свой потенциал вопроса

:

«Про секс»

Учитывая тему

,

не хочется выступать в жанре монолога

,

как бы пытаться это дело осуществлять одному

,

без партнера и я

выбрал себе партнера сам

,

совершенно эгоистически

,

благо позволяет печатный формат

.

Выбрал из тех

,

кто пишет о нашем сегодняшнем предмете небанально

,

честно

,

выразительно и новаторски

.

Арина Холина

-

автор одного из популярнейших блогов журнала Сноб

.

Я часто читаю это электронное издание

,

и если политические статьи нет

-

нет

,

да пропускаю

,

то пропустить текст

,

где в названии присутствует один из сильнейших выраженных словом сверхстимулов человечества

,

увы

,

не могу

-

читаю все подряд

В порядке попутной рефлексии и самоанализа

,

сразу признаю

,

что Арина Холина

,

журнал Сноб

-

фигуры значительные

,

популярные и я

как бы пытаюсь примазаться к их весомости

,

авторитету и аудитории

.

Отдаю себе в этом отчет

.

Реабилитирующим обстоятельством полагаю только одно

:

этим способом я пытаюсь пробиться к своему пациенту

.

Пробиться

,

чтобы заниматься любимым делом

,

главным удовольствием которого нахожу чудо исцеления человеческой души

.

По ходу чтения статей Арины Холиной

(

«Удовольствие от самих себя»

,

«Женщины и мерзавцы»

,

«Дура в твоей постели»

,

«Влюбленные в пенис» и другие

)

я со многим соглашаюсь

,

некоторые вещи нахожу тонко подмеченными

,

но один почти сквозной тренд каждый раз вызывает у меня желание протестовать и возмущаться

.

Процитирую небольшой фрагмент из статьи «Удовольствие от самих себя»

:

 «…Знаю женщину

,

которая всю жизнь была совершенно нормальной в сексе — она прилагала к этому все усилия

,

заставляла себя оставаться обычной

.

Но была

,

если честно

,

похожа на истеричку

.

А потом устроила себе групповой секс с тремя мужиками

,

плеткой и дилдо — и ее понесло

.

Выяснилось

,

что она этого всю жизнь хотела

.

Другая десять лет была замужем

,

перед тем как понять

,

что любит связывания и шлепанье

.

Не с мужем

…людям

,

которые уверены

,

что секс — это нечто красивое

,

изящное и благородное

,

все эти животные завихрения могут показаться отвратительными

.

Но секс такая штука — он на грани между воспитанием

,

нормальной реальностью и подсознанием

.

Он как картина

,

на которой не действительность

,

а наше видение мира и себя

.

И в этом смысле секс очень честен

:

если будешь врать себе

,

то не получишь от него никакого удовольствия

.

Поэтому есть только два варианта

:

либо сдерживаться и культурно делать вид

,

что вы на съемочной площадке фильма про любовь

,

либо перестать обманывать себя

.

 

…на самом деле мы завидуем тому

,

что все эти безумные люди позволили себе быть самими собой

.

Что не согласились быть несчастными

,

но приличными

.

Не остались жертвами морали

,

религии и прочих общественных институтов

,

которые делают из нас скрюченных от неудовлетворенности зануд»

.

Смысл понятен

.

Предложение обжигает своей смелостью

:

сладко отдайтесь невозможным фантазиям и получайте ничем не ограниченное удовольствие

!

Более того

,

слегка усилив акцент Арины Холиной

,

можно понять

,

что настоящее удовольствие как раз и состоит в запрещенном и стыдном

,

а в поле традиционного подхода мы обречены на унылое существование

,

неизбежно сопровождаемое испорченным характером

,

плохим цветом лица и разнообразными болячками

.

Что можно сказать по этому поводу так

,

чтобы не выглядеть заурядным морализатором

-

брюзгой

?

Во

-

первых

,

нужно признать феномен

.

При некоторых условиях

,

реализация запрещенных фантазий может сопровождаться необыкновенно острым

,

ярким

,

захватывающим возбуждением и столь же впечатляющей разрядкой

.

За этим приходит чувство неловкости

,

стыда

,

впрочем

,

легко преодолеваемые

.

Противоположный

,

чаще встречающийся вариант впечатлений от нарушения табу

-

полное разочарование

.

Никаких острых переживаний

,

действительность фантазии выпячивает ее физиологическое неудобство

,

скудость возможностей

,

грубость

,

непристойность

.

Неловкость

,

подавленность

,

стыд  неизбежны и преодолеваются сложнее

Если в первом варианте стремление воспроизвести такой удачный опыт  понятно

,

то во втором

желание участвовать в этом еще раз выглядит странным

,

но может оставаться с тем объяснением

,

что «…в следующий раз все будет лучше

,

приятнее

,

нужно только подкорректировать некоторые детали сценария или участников»

.

Мы,

психологи, в своей работе сталкиваемся только с теми

,

кому сексуальное новаторство начинает доставлять неприятные чувства

.

Если есть те

,

кому хорошо от смелых и самых неожиданных находок в этой области

-

к нам они не обращаются

Бывают оригинальные запросы в промежуточной гамме

Пример

:

Осуществление сексуальной практики

,

включающей в себя игры с мочеиспусканием

,

начало вызывать у одного из участников чувство омерзения

,

что несколько раз привело к срыву эротического праздника, и пациент пришел с запросом на борьбу с вредной брезгливостью

.

Мой коллега

(

психолог психоаналитического направления

)

предложил изменить запрос на постепенное избавление от мочеиспускания

,

как части сексуального сценария

,

что пациент отверг и ушел… Возможно

,

ушел к иному специалисту

,

где нашел понимание и после соответствующего лечения вернул себе утерянное

.

Нам об этом ничего не известно

.

Публикаций или устных докладов о таких случаях я не встречал

,

так что если они и имеются

,

то предпочитают оставаться никому не известными

.

А почему мой коллега отказал пациенту

?

У нас же нет никакой предвзятости к творцам сексуальных деликатесов

.

И пациенты всем нужны

.

Пишу это без всякого ёрничества и лицемерия

.

Просто наше представление о человеке

,

то, что мы полагаем законами душевной жизни и душевного развития

,

делает такой запрос невозможным

.

Как невозможно пустить воду вверх по склону горы

,

хотя можно установить систему насосов

,

создающих такую иллюзию

.

Помочь разобрать камушки

,

мешающие воде

-

с радостью

,

но обещать

,

что она потечет вверх… увы не можем

,

так как не имеем права врать

.

Другой пример

:

молодая женщина не может решиться на интимные отношения вне брака

.

Всем претендентам она отказывает

,

гордо давая понять

,

что сначала свадьба

,

а потом уже все остальное

.

Приходит на психотерапию

,

и запрос у нее

-

выйти замуж

,

который мы переформулируем

,

как способность устанавливать отношения с мужчинами

,

преодоление запретов в области секса. Она соглашается, и мы благополучно начинаем работу

.

Но если бы она попросила помочь избавиться от страха

,

досады и злости в момент

,

когда любовник в порыве страсти дубасит ее по ребрам

,

я бы помочь не смог

Интуитивно 

разница уже понятна

,

но до определенной формулировки

нужно еще потерпеть

   

Сначала уточню

,

что мнение психоаналитиков о законах человеческого устройства сложилось за сто лет существования психоаналитической школы

,

где люди контролируют работу друг друга

,

обобщают для всеобщего пользования материал работы с пациентами

,

честно делятся с коллегами успехами и неудачами

.

Продолжая преемственность

,

мы читаем книжки и пишем книжки

,

выдвигаем гипотезы и их проверяем

,

вместе

,

путем совместных обсуждений мы модернизируем представление о душе и пытаемся

,

не претендуя на исключительность

,

шаг за шагом двигаться к истине

.

Что же мы знаем о неутомимых новаторах сексуальных экспериментов

?

Что заставляет их приходить к нам

Сначала о том

,

как проблему видит пациент

.

С чем именно приходят

Почти во всех случаях отмечается ненасыщаемость

.

То есть остановиться возможно только когда уже не можешь физиологически

.

Многих это изнуряет

,

люди отмечают усталость

,

загнанность

,

как будто что

-

то внешнее безжалостно их заставляет

.

В книжке Ирвина Ялома есть пример

,

когда пациент мужчина

,

случайно отвергнутый всеми любовницами

,

наконец

,

впервые за много дней выспался, и благодаря психоанализу это открытие дало начало новому представлению о том

,

что для него удовольствие

,

а что навязчивость

.

Фиксируем первый пункт

-

ненасыщаемость

.

Если для кого

-

то этот феномен требует пояснения

,

он хорошо иллюстрируется примером из гастрономической сферы

.

Легко представить разницу между тем чтобы вкусно поесть и остановится

,

когда аппетит сменится сытостью в соотношении с привычкой набивать желудок до полного заполнения

.

Понятно

,

что во втором случае мы едим не потому

,

что хотим есть… А люди продолжающие свои эротические практики

,

не обращая внимания на травмы

,

те

,

которым потом приходится залечивать раны и повреждения

,

восстанавливаться несколько дней…

,

они хотят что

?

Такие особые люди

,

которым нравится боль

?

Унижение

?

А почему всегда в связке с сексом

Следующая жалоба

-

беспокойство по поводу внезапной аффективной агрессии

.

Дело в том

,

что для благополучного исполнения неосексуального сценария очень важны детали

,

мелочи и если партнер или партнеры по неопытности

,

или желая привнести что

-

то свое

,

вдруг отклоняются от сценария

,

это

иногда

,

вызывает колоссальной силы бешенство

.

Такой силы

,

что разыгрываются трагедии вплоть до убийства

.

И если такое находит

,

то… некоторые

,

побаиваясь за самого себя

,

обращаются за помощью

.

Если

,

конечно

,

успевают

.

Третье

-

жалуются

,

что нет настоящих

,

близких

,

глубоких отношений

.

Кругом холодная пустота

.

Объект сексуального театра должен только хорошо играть свою несложную роль

,

он больше похож на двигающийся реквизит

,

чем на другого человека с чувствами и желаниями

Четвертое

-

стыд

,

отвращение

,

вина… Можно очень стараться их не замечать

,

отбрасывать

,

но многие практики никак не вяжутся с самыми толерантными нормами морали

,

гигиены и безопасности

.

Еще одна жалоба

-

никакого удовольствия нет

,

но острые

,

почти болезненные переживания позволяют ощутить себя живым

,

наполненным

,

не состоящим из пустоты

.

И необходимо регулярно осуществлять эту болезненную практику

,

иначе пустота захватит и либо убьет

,

либо лишит рассудка

Отдельно отмечу

,

что приходят люди

,

которые много лет практикуют свое изобретение

,

но в какой

-

то момент минусов становится больше

,

чем плюсов

Объяснение притягательности неосексуальных практик

,

равно как и объяснение их несовершенства я предлагаю начать с близости ощущений при тревоге

,

страхе и сексуальном возбуждении

При сексуальной разрядке не только эротическое воодушевление сменяется приятным чувством умиротворенной расслабленности

,

но и напряжение страха

,

тревоги тоже спадает

.

Это физиологический феномен

,

обусловленный ОКСИТОЦИНОМ

,

поступающим в кровь при оргазме

.

Старые психиатры

,

еще заставшие работу без нейролептиков

,

отмечают

,

что если психотический пациент чего

-

то пугался

,

он часто не мог удержаться от компульсивной мастурбации, даже находясь в окружении других пациентов и медицинского персонала

Наблюдая за маленькими

(2-3

года

)

детьми мы заметим

,

что мальчики

,

при возможности

,

сжимают и дергают пенис если что

-

то их пугает

.

У девочек

,

к сожалению, анатомия не позволяет такого удобства и у них чаще во время стресса энурез

.

Так что справиться с тревогой позволяет не только химия оргазма

,

а и просто переведение страха

,

тревоги в регистр сексуального возбуждения

-

СЕКСУАЛИЗАЦИЯ

.

Это адаптивно необходимая каждому способность помогает пережить невыносимые кризисы

,

но имеет и свою область злоупотреблений

Какие именно страхи являются самыми распространенными

?

Не вдаваясь в подробности

,

скажем

-

страх боли

,

насилия

,

унижения

,

смерти… Вообще тема страхов

,

архаичных фантазмов

,

иллюзий раннего детства очень интересна

.

Она монументально объемная и продолжает разрабатываться благодаря все новому и новому материалу

,

поступающему от наших пациентов

.

В ходе развития человеку неизбежно приходится отказываться от мечты о своей магической всесильности

,

двуполости

,

от фантазма о магических свойствах гениталий

,

приходится признавать свое место среди людей

,

свою скромную роль в семье

,

в мире

Но есть неутомимые оптимисты

,

не желающие или слишком боящиеся увидеть действительность

,

люди

,

снабженные фантазией высокого полета

.

Они придумывают способы остаться с некоторыми из невозможных

,

запрещенных или просто защищающих от болезненной правды представлений

.

Их игры и ритуалы

,

игнорируя любую логику и здравый смысл

,

в своей собственной реальности свидетельствуют об истинности ложных утверждений

В основе любого неосексуального изобретения лежит безальтернативно ложная

,

но глубоко укоренившаяся

,

переставшая быть осознаваемой установка

Например

,

в семье

,

где родители

мучили ребенка

,

объясняя

,

что делают это ради любви к нему и ради его же блага

,

у маленького человека прижилось представление

,

что любить

значит

:

мучит

,

тиранить и унижать

.

И за это нужно быть благодарным родителям

.

И как с этим жить

?

В некоторых случаях хватает мужества осознать

,

что  родители вели себя как садисты и никакой любви в помине не было

.

Это тяжело

,

сопряжено с риском

,

глубоким горем и разочарованием в святом родительском образе

Но хрупкие души

,

изобретательные

,

умные и одаренные сексуально могут решить эту проблему иначе

.

Они изобретут практики

,

доказывающие

,

что унижение

,

мучение и боль на самом деле приятные составляющие эротических деликатесов и не представляют никакой опасности

.

Каждый раз

,

по ходу сценария

,

такой человек будет моделировать страшную ситуацию

,

перемешивать страх с возбуждением и самим исполнением сценария

(

плетки не настоящие и боль терпимая

,

унижения не сказываются на социальном статусе

)

утверждать

,

что черное

-

белое

,

плохое

-

хорошее и… чувствовать облегчение от этого спасительного вывода

Потом

-

возвращение в обычный мир

,

где насилие

,

боль и унижение никого не радуют

,

спасительная иллюзия мало

-

помалу рассеивается

,

тревога растет

-

и снова нужно театральным действием подтвердить истинность неправды

.

И конца этому нет

,

потому

что правда есть и настоящая боль никому не приносит ни малейшей радости

,

как и настоящее насилие и настоящее унижение

.

Я заявляю

,

что знакомые Арины Холиной врут

,

когда рассказывают о том

,

как получают удовольствие от насилия

,

унижения и боли

,

так же

,

как я не верю

,

что люди получают удовольствие от роли лицемеров

,

врунов

,

садистов

.

Во всех этих случаях

,

строго говоря

,

речь идет о временном облегчении привычных страданий

(

см

.

весь предыдущий текст

). 

Я хочу защитить обычные

,

неброские

,

повседневные человеческие радости

.

Семью с одной единственной женщиной только для тебя одного

,

с детьми

,

требующими ухода

,

заботы и терпения

.

Никакой это не атавизм

.

По набирающей силе гипотезе американского антрополога по фамилии Лавджой

,

моногамия

,

как редкий в животном мире и очень выгодный способ социальной органипзации

,

как раз и сделала из обезьяны человека

.

У меня на сайте есть об этом две статьи

Нужно быть храбрым и мужественным

,

чтобы видеть мир таким

,

какой он есть

,

чтобы жить без иллюзии своего всемогущества

,

двуполости и бессмертия

.

Наша жизнь не молочная речка в кисельных берегах

,

но только с открытыми глазами можно уберечься от реальной опасности и не пропустить

,

иногда посылаемые нам провидением настоящие подарки судьбы